Письмо Федеральной налоговой службы от 27 февраля 2010 г. N MH-21-6/119 О вопросах государственной регистрации обществ с ограниченной ответственностью
Вопрос: Об отказе в государственной регистрации юридических лиц; о
ликвидации юридических лиц; об изменении минимального размера уставного
капитала ООО.
Ответ: Рассмотрев письмо в части вопросов, относящихся в компетенции
Федеральной налоговой службы, сообщаю следующее.
В соответствии с п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 Гражданского кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) правоспособность юридического лица
возникает в момент его создания - внесения соответствующей записи в
Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и
прекращается в момент внесения записи о его исключении из указанного
государственного реестра.
Внесение в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице (о создании,
реорганизации, ликвидации, иных сведений) в силу положений ст. 1
Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" является
государственной регистрацией юридического лица, которая осуществляется
налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской
Федерации о государственной регистрации, состоящим из Гражданского
кодекса Российской Федерации, названного Федерального закона и издаваемых
в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской
Федерации.
Пунктом 4 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ
предусмотрено, что записи вносятся в ЕГРЮЛ на основании документов,
представленных при государственной регистрации. При этом регистрирующий
орган в силу положений п. 4.1 вышеуказанного Федерального закона не
проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным
нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных
документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и
содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением
случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.
Отказ в государственной регистрации допускается только в случаях,
установленных ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
В соответствии со ст. 24 указанного Федерального закона за
необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в ст. 23
указанного Федерального закона, отказ в государственной регистрации
должностные лица регистрирующих органов несут ответственность,
установленную законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 14.25
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 169
Уголовного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем на основании п. 2 ст. 25 Федерального закона от
08.08.2001 N 129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с
требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при
создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных
правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в
случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных
правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
В части изменений, внесенных в Федеральный закон от 08.02.1998
N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и касающихся
минимального размера уставного капитала обществ с ограниченной
ответственностью, необходимо отметить следующее.
По указанному вопросу имеется позиция Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации, выраженная, в частности, в проекте информационного
письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О
некоторых вопросах, связанных с применением статьи 5 Федерального закона
от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского
кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской
Федерации". Указанный проект размещен на сайте Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации в сети Интернет.
Упомянутый проект информационного письма Президиума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации содержит также позицию по вопросу
ликвидации обществ с ограниченной ответственностью по искам
регистрирующих органов на основании п. 2 ст. 25 Федерального закона от
08.08.2001 N 129-ФЗ.
Действительный государственный
советник РФ 3-го класса Н.Е. Мельников
Обзор документа
Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ) и прекращается внесением записи о его исключении из указанного госреестра.
При этом регистрирующий орган не уполномочен проверять формы представляемых документов на предмет их соответствия законам и иным правовым актам (за исключением заявления о госрегистрации). Не подлежат проверке и содержащиеся в этих документах сведения (за исключением случаев, установленных Законом о госрегистрации).
Указанный закон содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в госрегистрации юрлица (ст. 23). За необоснованный отказ должностные лица регистрирующих органов несут ответственность (административную или уголовную).
Вместе с тем регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица. Основание - допущенные при его создании грубые нарушения закона или иных правовых актов, носящие неустранимый характер. Поводом также могут стать неоднократные либо грубые нарушения законов или иных нормативных правовых актов госрегистрации юрлиц.
Также сообщается, что по указанным вопросам подготовлен проект информационного письма Президиума ВАС РФ. Он размещен на официальном сайте суда.
http://www.garant.ru/hotlaw/federal/237637/
http://www.arbitr.ru/_upimg/C83376EDB092EA5F204E3C6EE37F6BC6_3-1.pdf
Вопрос: Об отказе в государственной регистрации юридических лиц; о
ликвидации юридических лиц; об изменении минимального размера уставного
капитала ООО.
Ответ: Рассмотрев письмо в части вопросов, относящихся в компетенции
Федеральной налоговой службы, сообщаю следующее.
В соответствии с п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 Гражданского кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) правоспособность юридического лица
возникает в момент его создания - внесения соответствующей записи в
Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и
прекращается в момент внесения записи о его исключении из указанного
государственного реестра.
Внесение в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице (о создании,
реорганизации, ликвидации, иных сведений) в силу положений ст. 1
Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" является
государственной регистрацией юридического лица, которая осуществляется
налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской
Федерации о государственной регистрации, состоящим из Гражданского
кодекса Российской Федерации, названного Федерального закона и издаваемых
в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской
Федерации.
Пунктом 4 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ
предусмотрено, что записи вносятся в ЕГРЮЛ на основании документов,
представленных при государственной регистрации. При этом регистрирующий
орган в силу положений п. 4.1 вышеуказанного Федерального закона не
проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным
нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных
документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и
содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением
случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.
Отказ в государственной регистрации допускается только в случаях,
установленных ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
В соответствии со ст. 24 указанного Федерального закона за
необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в ст. 23
указанного Федерального закона, отказ в государственной регистрации
должностные лица регистрирующих органов несут ответственность,
установленную законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 14.25
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 169
Уголовного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем на основании п. 2 ст. 25 Федерального закона от
08.08.2001 N 129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с
требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при
создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных
правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в
случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных
правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
В части изменений, внесенных в Федеральный закон от 08.02.1998
N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и касающихся
минимального размера уставного капитала обществ с ограниченной
ответственностью, необходимо отметить следующее.
По указанному вопросу имеется позиция Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации, выраженная, в частности, в проекте информационного
письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О
некоторых вопросах, связанных с применением статьи 5 Федерального закона
от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского
кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской
Федерации". Указанный проект размещен на сайте Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации в сети Интернет.
Упомянутый проект информационного письма Президиума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации содержит также позицию по вопросу
ликвидации обществ с ограниченной ответственностью по искам
регистрирующих органов на основании п. 2 ст. 25 Федерального закона от
08.08.2001 N 129-ФЗ.
Действительный государственный
советник РФ 3-го класса Н.Е. Мельников
Обзор документа
Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ) и прекращается внесением записи о его исключении из указанного госреестра.
При этом регистрирующий орган не уполномочен проверять формы представляемых документов на предмет их соответствия законам и иным правовым актам (за исключением заявления о госрегистрации). Не подлежат проверке и содержащиеся в этих документах сведения (за исключением случаев, установленных Законом о госрегистрации).
Указанный закон содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в госрегистрации юрлица (ст. 23). За необоснованный отказ должностные лица регистрирующих органов несут ответственность (административную или уголовную).
Вместе с тем регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица. Основание - допущенные при его создании грубые нарушения закона или иных правовых актов, носящие неустранимый характер. Поводом также могут стать неоднократные либо грубые нарушения законов или иных нормативных правовых актов госрегистрации юрлиц.
Также сообщается, что по указанным вопросам подготовлен проект информационного письма Президиума ВАС РФ. Он размещен на официальном сайте суда.
http://www.garant.ru/hotlaw/federal/237637/
http://www.arbitr.ru/_upimg/C83376EDB092EA5F204E3C6EE37F6BC6_3-1.pdf