Мусульмане России осудили высказывания осетинского муфтия

amd

Активист
10 Апр 2007
12,440
5,801
ПОЛИТИКА


Мусульмане России осудили высказывания осетинского муфтия

1273930552_0722.250x200.jpeg



Духовные лидеры мусульман ряда регионов России выступили сегодня с резкими заявлениями по поводу интервью, данным муфтием Северной Осетии Али-хаджи Евтеевым.
В своем интервью Али-Хаджи Евтеев назвал боевиков своими братьями и признался, что учился у известных лидеров вооруженного подполья - Хаттаба, Анзора Астемирова и Мусы Мукожева.
Хасанби Албегонов, председатель почетного совета Духовного управления мусульман (ДУМ) Северной Осетии, предупреждает, что высказывания Евтеева - "это его личное мнение, мнение глубоко ошибочное. Он не может говорить от имени всех мусульман республики, его никто не уполномочивал". Это я говорю как председатель почетного совета Духовного управления мусульман Северной Осетии", - подчеркнул Х.Албегонов.
Заместитель главы ДУМ Татарстана Валиулла Якупов считает, что подобные высказывания "действуют на самом деле против мусульман, они служат врагам религии, ухудшают ее имидж, препятствуют позитивному росту исламской конфессии в России. Ничего кроме проблем такой дискурс не создает. В силу молодости или неопытности он не понимает, что высказывание муфтия и рядового мусульманина – это абсолютно разные вещи. Если ты избран, если тебе оказали доверие, то ты должен быть не только служителем культа, но и гражданином и политиком", - говорит В.Якупов.
Председатель Центрального духовного управления мусульман Республики Чувашия Айрат Хайбуллов отмечает, что "Кавказ – очень непростой регион, поэтому религиозный деятель такого ранга, как Евтеев, доложен быть мудрым и не позволять себе никаких фривольных высказываний и заявлений, которые могут привести к дестабилизации. Особенно нельзя выражаться в пренебрежительном духе к представителям других конфессий".
По мнению муфтия Астраханской области Назымбека Ильясова, "прошлое этого человека, о котором он говорил, не могло не наложить определенный отпечаток. Если некоторые муфтии качают немереные деньги из-за границы, почему бы им не спеть их песню? А то, что завтра это может привести к конфликтам – об этом они абсолютно не хотят думать".
Муфтий Ростовской области Джафар Бикмаев считает, что "такие необдуманные высказывания недопустимы ни в коем случае. Зачем противопоставлять мусульман остальному обществу? В Ростовской области казаки, выступающие против строительства мечети, мотивируют это соседством с Чечней и другими республиками Северного Кавказа. Такие высказывания только подливают масла в огонь. Зачем это делать? Из-за таких глупых заявлений и общество, и государственные органы будут смотреть на мусульман уже по-другому".
Фатых Гарифулли, председатель ДУМ Тюменской области, считает, что высказывания Евтеева приводят только к конфликтам. "Россия, как многонациональная и поликонфессиональная страна, всегда была сильна сплоченностью своих народов. В самое трудное время мы побеждали благодаря единству. Какой может быть разговор про халифат, если все мы живем в правовом государстве, в котором действует конституция? Мы должны стремиться к единству государства, взаимопониманию и стабильности, потому что есть силы, которые могут разъединить, посеять смуту в отношениях между нациями и конфессиями", - говорит он.
Муфтий Челябинской области Акперов Вугар Ибрагим оглы считает, что Евтеев не должен делать неконструктивные шаги, которые могут негативно сказаться на отношении к исламу и мусульманам в России. "Муфтий сам говорит, что нашел себя после заблуждений, осознав ошибочность того пути, который проповедовали идеологи радикализма и сепаратизма. Зачем нужно повторять те ошибки, которые, по словам Евтеева, он сам признает и рассказывает об этом молодежи?", - удивляется духовный лидер мусульман Челябинской области.
15 мая 2010г.

http://top.rbc.ru/politics/15/05/2010/407302.shtml


Добавлено через 3 минуты 39 секунд
[SIZE=14pt] [/SIZE] [SIZE=14pt]Муфтий Северной Осетии: «Я мечтал отдать жизнь ради Аллаха»[/SIZE][SIZE=14pt]
[/SIZE]
evteev.jpg
Муфтий РСО-Алания Али-хаджи Евтеев

Представляю вашему вниманию отрывки из интервью муфтия Республики Северная Осетия-Алания Али-хаджи Евтеева информационному агентству Регнум. Были сомнения, стоит ли здесь публиковать данный материал, но все таки нашел это целесообразным. Прежде всего в данном интервью меня заинтересовала откровенность, с которой, на мой взгляд, Евтеев излагает свои мысли. Как следствие этой откровенности меня заинтересовали такие моменты, как четкое понимание того, что все экстремистские организации работают с разрешения официальной власти и на ее интересы, а также презрение ко всему осетинскому: культуре. обычаям и людям. их придерживающимся. Может я ошибаюсь – разубедите меня.

ИА REGNUM: Светские исследователи считают, что численность приверженцев ислама в Северной Осетии не превышает 15%. Согласны ли Вы с этой цифрой?
О том, что ислам появился здесь гораздо раньше, чем принято считать, свидетельствуют, например, массовые факты захоронений по канонам ислама, начиная еще с Аланского царства. Первые такие захоронения датированы XII-XIII веками. В ущельях, традиционно считающихся "христианскими", в частности, Алагирском, есть древние башни, могилы с надписями на арабском языке о том, что нет божества, кроме Аллаха.
На основании архивных материалов у нас сложилось мнение, с которым никто не согласится, особенно историки: абсолютное большинство осетин были мусульманами. Мы вообще сомневаемся в наличии христиан-осетин в определенные периоды. Осетинский язык настолько пропитан арабскими словами, что если их удалить, мы не сможем общаться.
ИА REGNUM: Какова ситуация на Юге Осетии? Светские и духовные власти РЮО едины в том, что мусульман в республике не было и не будет, строить мечети им не позволят, и позиция в этом плане очень жесткая.
Если они говорят, что там нет мусульман - не проблема, мы не собираемся доказывать, что они есть. Они обеспокоены, говорят, что исламу здесь не быть - я их понимаю. Руками мусульман сделано много нехорошего в России. Они мои братья, я их не списываю со счетов, но, к сожалению, когда-то, может быть, я и сам был недалек от всего этого.
ИА REGNUM: От ваххабизма?

Да, я был очень радикальным. Я не люблю это слово - ваххабизм, я от него устал. Я учился в Саудовской Аравии и, естественно, был ваххабитом для многих. Но давайте по Южной Осетии пока... Они не хотят, чтобы мечеть там была. С одной стороны, я их понимаю, с другой стороны, хочу сказать, что никто никуда не денется. Если там появятся мусульмане, там будет мечеть, однозначно... Это дело одного-двух грамотных юристов, и мусульмане отстоят свои права.
Во время второго визита в республику, когда я сопровождал делегацию Совета муфтиев, у меня возникла идея отправить в хадж ребят из Южной Осетии. Уполномоченная президента РЮО по делам религии Соня Хубаева поддержала это предложение. Я попросил у Равиля Гайнутдина десять мест, и мы послали ребят-выходцев из Южной Осетии, которые живут на Севере и приняли ислам: на Юге мы никого не нашли. Теперь Хубаева говорит, что это была чуть ли не попытка какой-то вербовки, но она очень технично нам отказала. Все это ложь. Отец Георгий тоже теперь совсем по-другому говорит. Ладно, ничего страшного...
ИА REGNUM: Сколько мечетей в Осетии? Планируете ли открывать новые?
Всего 21 действующая мечеть, и столько же зарегистрированных местных общин. Действуют, но нуждаются в реставрации, мечети Беслана, Эльхотово, Заманкула и Ногкау. Кстати, в Беслане, если вы заметили, на мечети - новая крыша. Это делается на личные средства главы республики Таймураза Мамсурова.
ИА REGNUM: Заметна некоторая агрессивность осетинских мусульман. Как Вы находите с ними общий язык, ведь энергия молодежи неизбежно требует выхода?
Да, она требует выхода. Если ее закупоривать - все взорвется. Людям нужна какая-то отдушина. И когда я стараюсь это сделать, меня обвиняют в экстремизме. Я хожу здесь на проповеди за джихад и делаю это намеренно, потому что ряд вопросов, на которые наложено табу духовными деятелями нашей страны, являются частью религии. Не говорить о них - значит, сказать, что ты вообще не мусульманин. Это вопросы халифата, джихада, шариатской формы правления и все, что вокруг этого. Мы по-хорошему уникальны на Северном Кавказе, и наша позиция такова: джихад является частью нашей религии. Он, в свою очередь делится на 14 степеней, одна из которых - вооруженный джихад. Но и ее мы признаем: да, мусульманин имеет право защищать свой дом, свое имущество, свою честь и свою религию. Это его право, более того, мы убеждены, что это самый верный способ заработать себе вечное блаженство. Я открыто говорю: как только я скажу, что джихада нет в исламе, я признаюсь, что уже не мусульманин, что я из числа верооступников.
Насчет халифата: сплю и вижу во сне, как мусульмане живут в исламском государстве. Мне это очень нравится, об этом я много читал, и все сделаю для того, чтобы когда-то это получилось у кого-нибудь.
ИА REGNUM: Говорят, с приходом Мамсурова ситуация очень изменилась в пользу мусульман...
Да, это правда.
ИА REGNUM:... и даже существует негласное распоряжение, согласно которому все более-менее значимые посты в республике должны занимать мусульмане.
Нет, такого не было. Но со стороны Мамсурова есть понимание. На все наши предложения он отвечает только положительно, по крайней мере, так было до последнего времени.
А чтобы глава республики сказал, что везде будут мусульмане - нет. Исторически так сложилось, что осетинская элита - может быть, это обидно для кого-то - всегда была мусульманской. Как-то мы сидели, и один из представителей высшего руководства республики сказал: извините, это мое личное мнение, но чтобы человек был мужчиной, воспитанным, порядочным, он, конечно же, должен быть мусульманином. Так он пошутил, и, видимо, это потом трансформировалось в то, что сейчас будет смена аппарата. Кто-то перепугался, наверное.
ИА REGNUM: Приятно посмотреть на человека, у которого слова не расходятся с делом. Вы упомянули Беслан. Как после происшедшего изменилось отношение к мусульманам в Осетии?
Недавние теракты очень хорошо показывают, что невозможно все контролировать. Человек - очень сложный организм... Эти люди... В конце концов, я был одним из них. Мечтал отдать свою жизнь ради Аллаха, считал, что это - самый короткий путь в рай. Денег мне никто не обещал, да и в чем прелесть этих денег, если я умираю?
...Если в моей проповеди и в моем поведении вы видите что-то для себя позволительное, как хозяева этого государства - вы дадите работать, не видите - не дадите. Пока работаем... Пока жалобы только на низших уровнях чиновников... И от православной церкви, недовольной, что я слишком бурную деятельность тут развел. Я понимаю их - я был православным, в их глазах я отступник, на этом все замешано.
ИА REGNUM: Да, это не совсем обычный случай.
Вообще впервые в истории. Я первый русский муфтий и первый бывший христианин. Как я пришел в ислам? Таких историй много. В моем случае я по воле Аллаха познакомился с мусульманами, эти ребята были студентами Нальчикского исламского института, который открыли переселенцы-репатрианты из Турции. И вот такой небольшой штрих: прохладный весенний день, когда можно проснуться от холода, я лежу в мечети, и тут ингуш меня укрыл. Это во мне многое поменяло: я понял, что этот жест потому, что он - брат мой, мусульманин.
Кроме того, там были ребята-чеченцы. Это был 1996 год, они принимали участие в войне - на той стороне, естественно. Это наш менталитет - стрельба, камуфляжи, бороды, это все завлекало очень. Когда ты вживую разговариваешь с человеком, а он кого-то убил (мечтательным голосом)...
Меня часто спрашивают, что привлекло меня в исламе. Сформулировался такой ответ: единобожие в чистом виде, концентрат единобожия, которое оказалось лекарством для моего сердца, чтобы оно успокоилось. Я стал по-другому воспринимать мир.
ИА REGNUM: А в православии Вы ничего этого не видели?
В православии - нет. При этом я был крещеным, дважды крестным отцом - крестил детей своих друзей. Христиане не учат своей религии, я их в этом обвиняю. Не учат, видимо, боясь стать ненужными. Прослойка священнослужителей для меня - сообщество, которое преградило людям дорогу к Богу. Простому верующему проще не разбираться, а заплатить деньги. Очень смущала финансовая сторона...
ИА REGNUM: Где и как Вы учились?
Сначала я учился в известном ваххабитском медресе в Учкекене в Карачаево-Черкесии. Все мои знакомые, все, кто там были, погибли или разъехались из страны. Мы ездили "на учебку" к Хаттабу.
Потом я поехал в Египет, где четыре года учился в университете Аль-Азхар. Затем подал документы в Саудовскую Аравию, там тоже учился четыре года на факультете "основы религии и проповеди".
ИА REGNUM: А по национальности Вы русский?
Да. Я осетинский племянник - у меня мама осетинка.
ИА REGNUM: Как бы Вы охарактеризовали общую ситуацию в республике? Создается впечатление, что Северная Осетия охвачена унынием, погружена в депрессию.
Да, на уровне республики народ отчаялся. Несколько десятков терактов тоже, видимо, сказались. Запутались люди. Насаждается язычество, поощряется сектантство - а это идеологический разброд мыслей. Христиане - их пассивность меня убивает.
...Достоевского читают, цитируют его периодически - больше ничего не надо. А массовые крещения? Ну выйдет он из этого пруда и пойдет напьется, и будет молиться своим языческим богам. Какой толк от этого? Ты хоть одного посетил, кого крестил, узнал, какова его судьба? Нет твоего участия нигде. А поведение некоторых монахов, священников?...
ИА REGNUM: О некоторых представителях мусульманского духовенства также известны нелицеприятные вещи. Стоит ли придавать этому такое значение? Это всего лишь люди, Коран и Библия не предписывают им так поступать.
Я понимаю - человеческий фактор, все такое. Но, согласитесь, в исламе же этого нет, там серьезней относятся. Где-то и убить могут. Да, они ненормальные, но все серьезно относятся к своей религии. А вот православным этого не хватает. Я за то, чтобы у них это было. Мы просим организовать на нашей государственной телерадиокомпании цикл передач, чтобы последовательно касаться разной тематики и возрождать в обществе братские, человеческие понятия... Мир когда приходит? Когда люди - братья, когда они любят друг друга, когда они близкие люди. А если мы будем пропагандировать эгоизм, образ одиночки, у которого есть пластиковая карта, и больше ему ничего не надо, если мы будем продолжать учить детей, что мы - потомки обезьян из разных районов джунглей, это изначально приводит к отсутствию братского отношения. Я знаю, что как минимум по Адаму и Еве вы мне близкие люди, и прежде, чем вас лишить жизни, я еще буду думать долго!
ИА REGNUM: Мы тоже, наверное, немножко подумаем (все смеются).
Интересный разговор получается.... Вообще у нас как у государства нет долгих перспектив, хотя бы в экономике. А духовная сторона - там еще дольше должны быть перспективы. У меня дома нет телевизора - ни в одном, ни в другом: я не могу позволить себе при детях его смотреть, не могу при маме. Все жалуются на телевидение, а я говорю: мужчины есть среди вас? Можете телевизор просто взять и вынести? Вы боитесь, вы потеряли право голоса в своих семьях. Вы можете спросить свою дочь: что ты читаешь, ну-ка сядь рядом, дай сюда! Почему самые падшие женщины - для тебя пример?... Что обидно - есть государство, есть армия, чуть что - гранатами забросают. Говоришь им - сделайте нормальный государственный канал, они в ответ - понимаете, коммерция, давайте сделаем какой-нибудь цифровой... Да его никто не найдет!
ИА REGNUM: Спасибо за интересное интервью и особенно - за откровенность. Люди часто говорят не то, что они действительно думают.
К сожалению, муфтий у нас в стране - во многом политическая должность, и я очень боюсь превратиться в чиновника, который, прежде чем что-то сказать, думает, как отреагируют начальство и подчиненные. Мы пока стараемся быть избавленными от этого всего. Надеемся, что не придется окунуться в эту трясину.

Полную версию интервью читайте здесь


Эта статья с ����� "Осетины и Осетия": http://www.iriston.com/nogbon
Напечатано: 16.05.2010 в 13:23
Адрес статьи: http://www.iriston.com/nogbon/news.php?newsid=413