Проект ФЗ "О внесении изменений в ГПК РФ"

CkPoMHuLIa

Активист
20 Мар 2010
1,374
349
Москва
Осенью прошлого года на сайте ВАСа был опубликован проект ФЗ "О внесении изменений в ГПК РФ"

Представляю Вашему вниманию выдержку из моего учебного проекта "Тенденции развития и пути совершенствования апелляционного и кассационного производства в РФ", которая представляет собой краткое описание нововведений данного законопроекта, который вступит в силу с 01.01.2012 г. Сам проект закона загрузить не получилось - большой объем. Кому нужно - пишите, скину.

Что же изменится?
Будет устранен такой пробел в законодательстве, как невозможность подачи апелляционной жалобы лицами, не привлеченными к участию в деле, чьи права и законные интересы нарушены. Отныне субъектами обжалования в апелляционном производстве будут и лица, не привлеченные к участию в деле, а в кассации право на обжалование будут иметь должностные лица органов прокуратуры.
Увеличивается срок на обжалование, теперь он будет составлять один месяц для апелляции, что можно отнести к плюсам, и 6 месяцев для кассации. Однако непременным условием для подачи кассационной жалобы служит «исчерпание иных установленных ГПК способов обжалования судебного постановления».
Апелляционная инстанция, согласно, проекту ФЗ, принимает дополнительные доказательства только в том случае, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными, тогда как по действующему ГПК РФ суд апелляционной инстанции вправе устанавливать и исследовать новые доказательства. В суде апелляционной инстанции запрещено высказывать новые требования. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
Что же касается оснований к отмене или изменению судебного постановления, то в «новой апелляции» они не претерпели изменений, однако кассационная инстанция, согласно проекту ФЗ, имеет такие основания к отмене или изменению судебного постановления, какие имела раньше надзорная инстанция: существенные нарушения норм
материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Одной из главных новелл пересмотра решений судов первой инстанции в апелляционном порядке является недопустимость передачи дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Думается, что с принятием этого закона граждане, которые будут обжаловать судебные постановления, избегут существующего на сегодняшний день того «порочного круга», когда дело неоднократно возвращается на рассмотрение в суд первой инстанции, что существенно затягивает процесс и вынесение истинного решения по делу, а суды первой инстанции в свою очередь получат определенную «разгрузку».
Таким образом, с принятием данного законопроекта:
• Апелляционная инстанция станет единственным способом пересмотра всех решений, включая решения мировых судей, не вступивших в законную силу;
• Кассационная инстанция соединит в себе существующие на сегодняшний день черты кассации и надзора: объекты обжалования – вступившие в законную силу постановления суда, срок для обжалования – 6 месяцев, основания для отмены или изменения судебного постановления: существенные нарушения норм материального или процессуального права, возможность выхода за пределы доводов жалобы.
Возникает естественный вопрос: зачем тогда нужен будет надзор?
Надзорное производство предлагается сохранить в качестве экстраординарного способа проверки судебных постановлений. В соответствии с законопроектом полномочия по пересмотру судебных постановлений в порядке надзора предлагается сохранить исключительно за Президиумом Верховного Суда Российской Федерации. Законопроектом предусматриваются исчерпывающий перечень судебных постановлений, которые могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, и общие основания для их пересмотра: если обжалуемое судебное постановление нарушает: права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации; права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы; единообразие в толковании и применении судами норм права. (с) CkPoMHuLIa
 
  • Мне нравится
Реакции: Andrey "GrAf", S^sam и amd