Два вопроса по иностранным работникам

Erling

Местный
2 Авг 2010
239
78
Здравствуйте, уважаемые Регфорумчане!

Прошу помощи в развязывании двух узлов, связанных с привлечением иностранных работников.

1. Как известно, принимающая сторона обязана отправить в территориальный орган ФМС уведомление о прибытии иностранного гражданина, с целью его постановки на учет по месту пребывания. Допустим, имеется следующая ситуация: гражданин Узбекистана Х поставлен на учет по месту пребывания в Москве, в квартире у своего брата. Принимающая сторона - брат Х. Уведомление о прибытии иностранного гражданина было отправлено своевременно, отрывная часть имеется. Х получил разрешение на работу и все необходимые медицинские справки. Затем устроился работать в одну московскую фирму. Фирма уведомила ФМС, орган занятости, а заодно и налоговую о заключении договора с Х. Разрешение на работу и срок временного пребывания продлили. Фирма не предоставляет Х помещение для проживания.

Вопрос: а обязана ли московская фирма отправить в ФМС уведомление о прибытии иностранного гражданина с целью постановки его на учет по месту пребывания?

Ведь работодатель (организация) в соответствии со ст.2 ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" - принимающая сторона. Да, принимающей стороной изначально являлся брат Х. А является ли московская организация принимающей стороной в связи с фактом возникновения трудовых отношений?

В таком случае, несет ли ответственность московская фирма за неисполнение обязанностей, связанных с учетом по месту пребывания? (ч. 4 ст.18.9 КоАП).

С одной стороны работодатель не нарушает закона, т.к. Х уже стоит на учете. С другой стороны, если буквально толковать закон, то работодатель - принимающая сторона, он должен уведомить ФМС о прибытии иностранного гражданина повторно.

Понятно, что если бы Х не стоял на учете по месту пребывания, то московская фирма была бы принимающей стороной и несла ответственность.
Для примера приведу Постановление ФАС МО от 05.12.2008 N КА-А40/11279-08. Арбитражный суд признал правомерным привлечение к ответственности организации, которая не уведомила ФМС о приеме на работу сотрудника с целью его учета по месту пребывания. Жилое помещение не предоставлялось. Вопрос связан именно с неуведомлением о месте пребывания (ч. ст. 18.9 КоАП), привлечение же работодателя за неуведомление ФМС и органа занятости о привлечении иностранца к труду (ч. 3 ст.18.15 КоАП) у меня вопросов не вызывает.

Понятно, что в Постановление принято по другой ситуации. Однако если в ситуации, указанной в этом Постановлении, работодатель является принимающей стороной, то почему он не будет ею являться в ситуации, которую я описал в начале сообщения?


2.
Гражданка Республики Беларусь Н приехала в Москву и встала на учет по месту пребывания. Принимающая сторона - её родственник. Отрывная часть имеется. Срок пребывания, указанный на отрывной части - до августа 2009 года.

ДО истечения указанного срока Н заключила с организацией А гражданско-правовой договор на оказание услуг, который предусматривает оказание услуг на постоянной основе. Так как в отношении граждан Беларуси на территории РФ не действует режим, применяемый к отношениям по трудоустройству иностранных граждан, разрешение на работу Н не получала, о заключении договора ФМС никто не уведомлял.

Вопрос же затрагивает сферу миграционного учета.

Август 2009 года прошёл, а Н. всё так же оказывает услуги организации А. Новое уведомление в ФМС ни сама Н., ни её родственник, ни А не отправляли.

Вопрос: какая ответственность грозит Н?

С одной стороны, принимающая сторона (родственник Н) отправил в ФМС уведомление в надлежащей форме. Н не покидала места пребывания. С другой стороны, заявленный срок истек.


Вопрос: какая ответственность грозит организации А?


С одной стороны, Н уже стояла на учете по месту временного пребывания, а принимающей стороной является её родственник. С другой стороны, ст. 2 ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" определяет, что принимающей стороной также является организация, в которой работает ИГ.

Итак, получается, что в Москве фактически проживает гражданка Беларуси, поставленная на учет по месту пребывания, однако заявленный срок истек. Следует ли считать, что Н не поставлена на учет по месту пребывания? Существует ли у организации А обязанность уведомить ФМС о пребывании Н? Или постановка повторное уведомление о месте пребывания Н - обязанность её родственника (как принимающей стороны)?


Заранее огромное Спасибо всем, кто поможет разобраться!
 

renkprom

Местный
4 Сен 2009
486
85
1. Хотите переставляйте, хотите нет.

2. Тут называется "горе от ума".
белоруссов по идее не надо на миграционный учёт. Дело в том, что паспорт гражданина РБ вполне легитимный документ как для постоянной, так и временной регистрации. По крайней мере до введения МУ был без вопросов.
И чтобы доказать нарушение, надо доказать что гражданин РБ пробыл > 1 месяца непрерывно. А как, если отметок о пересечении границы нет в принципе?
 

Erling

Местный
2 Авг 2010
239
78
1. Хотите сказать, ответственность работодателя не наступит? Как это обосновать?

2.
белоруссов по идее не надо на миграционный учёт
Можете сослаться на закон или международный акт? В ходе ознакомления с вопросом я ознакомился с Решением №4 Высшего Совета Сообщества Беларуси и России, которым закрепляется отсутствие обязанности применять к гражданам союзного государства режим приема на работу, применимый к иностранцам. Но поскольку мой вопрос связан не с приемом на работу, а с миграционным учетом, то Решение не распространяет на него своё действие. Законных оснований для того, чтобы не применять нормы о миграционном учете по отношению к гражданам Беларуси, я, увы, не знаю.

как для постоянной, так и временной регистрации.
Вы имеете ввиду регистрацию, связанную с получением разрешения на временное проживание или вида на жительство? Возможно, но в данном случае регистрации по месту жительства не произошло, имеет место только учет мигранта по месту пребывания.
 

tanya_pro_uchet

Активист
4 Май 2007
7,642
3,526
Москва
Можете сослаться на закон или международный акт?
Можно сослаться на заключенный между Российской Федерацией и Республикой Беларусь Договор о создании Союзного государства
(от 08.12.1999 г., ратифицирован Федеральным законом от 02.01.2000 г. № 25-ФЗ), согласно положениям которого внутренняя граница между государствами отсутствует (статья 7), а граждане государств - участников являются одновременно гражданами Союзного государства и пользуются равными правами и несут равные обязанности на территории обоих государств.
 
  • Мне нравится
Реакции: renkprom