НЛФЛ

lin/tit

Местный
8 Июн 2010
766
103
Оренбург
Подскажите, пожалуйста, компания снимает квартиру для работников. Может ли эта компания выплачивать НДФЛ за наймодателя?
 

yablochkina

Местный
18 Мар 2010
179
97
Есть такое письмо Минфина , где говорится что даже обязан :
Вопрос: Организация в договоре аренды, заключенном между двумя физлицами (наймодатель и наниматель), выступает в качестве плательщика арендной платы, а все остальные права и обязанности по договору возникают у нанимателя. Является ли организация как источник выплаты дохода налоговым агентом по отношению к наймодателю или согласно пп. 1 п. 1 ст. 228 НК РФ физлицо (наймодатель) самостоятельно должно исчислить и уплатить НДФЛ?

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 7 апреля 2009 г. N 03-04-06-01/83

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц с сумм арендной платы по договору найма жилого помещения и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 Кодекса.
В соответствии со ст. 226 Кодекса организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц в соответствующий бюджет.
Исчисление сумм и уплата налога, в соответствии с данной статьей, производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 227 и 228 Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога.
При этом доходы в виде сумм арендной платы, полученные физическим лицом - наймодателем (не являющимся индивидуальным предпринимателем) по договору найма от организации, являющейся источником выплаты таких доходов, в перечнях, установленных вышеуказанными статьями, не поименованы. Следовательно, организация-плательщик признается налоговым агентом по отношению к такому физическому лицу и обязана исчислить, удержать и перечислить в бюджет соответствующую сумму налога на доходы физических лиц.
При этом если оплата найма жилого помещения производится за счет средств организации-плательщика, то на основании ст. 211 Кодекса у физического лица - нанимателя возникает доход в натуральной форме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
07.04.2009

Есть письмо ФНС :
Вопрос: Вправе ли физическое лицо - наниматель квартиры уплачивать НДФЛ за наймодателя от его лица?

Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО
от 6 марта 2009 г. N 20-14/4/022853@

Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны:
- уплачивать законно установленные налоги;
- встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;
- вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;
- представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
На основании ст. ст. 208 и 209 НК РФ доходы, полученные физическими лицами - резидентами РФ по договорам найма или договорам аренды любого имущества, принадлежащего им на праве собственности, являются объектом налогообложения по НДФЛ с применением налоговой ставки 13%, установленной в п. 1 ст. 224 НК РФ.
Физические лица, получившие доход по договорам найма или договорам аренды любого имущества, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном в ст. 225 НК РФ. Об этом говорится в п. 2 ст. 228 НК РФ.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 229 НК РФ такие налогоплательщики обязаны не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представить в налоговый орган по месту учета налоговую декларацию.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет и исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 228 НК РФ).
В соответствии со ст. 29 Налогового кодекса РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Следовательно, физическое лицо - арендатор вправе представлять интересы физического лица - арендодателя в отношениях с налоговыми органами, а также иными участниками отношений, которые регулируются законодательством о налогах и сборах, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности на осуществление данных полномочий.

Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы РФ
2 класса
Е.А.ОСТАНИНА
06.03.2009

Есть разъяснения юристов :
Вопрос: Организация по договору аренды арендует нежилое помещение у физического лица, не являющегося ИП. Оплата производится по договору аренды ежемесячно. Является ли в данном случае организация налоговым агентом? Какова ответственность для организации, в случае если она не исполнила обязанности налогового агента? Может ли физическое лицо самостоятельно уплатить НДФЛ или это является обязанностью организации?

Ответ: В соответствии со ст. 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Как следует из содержания ст. 608 ГК РФ, право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику.
Запрет на сдачу в аренду нежилого помещения физическим лицом, не являющимся ИП, в законодательстве РФ не установлен.
Следовательно, физическое лицо, не являющееся ИП, вправе сдавать в аренду нежилые помещения, принадлежащие ему на праве собственности.
В силу ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. При этом ограничение по возрасту не предусмотрено.
Как следует из содержания ст. 207 НК РФ, налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, получающие доходы от источников в РФ.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 208 НК РФ доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в РФ, являются доходами, полученными от источников в РФ.
В силу ст. 224 НК РФ доходы, полученные резидентами РФ от сдачи имущества на территории РФ, облагаются НДФЛ по ставке 13%.
В соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную на основании ст. 224 НК РФ.
При этом в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 226 НК РФ такие организации именуются налоговыми агентами.
Пунктом 6 ст. 226 НК РФ установлено, что налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
Как следует из содержания п. 1 ст. 24 НК РФ, налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Таким образом, на основании изложенного следует, что налоговый агент обязан исчислить, удержать и перечислить в бюджет суммы налога.
Из содержания п. 5 ст. 24 НК РФ следует, что налоговый агент за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет суммы налога может быть привлечен к ответственности.
Статьей 123 НК РФ установлена ответственность налоговых агентов в случае неправомерного неперечисления (неполного перечисления) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению, которое влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.
Суды придерживаются аналогичной позиции (например, Постановления ФАС Уральского округа от 23.03.2009 N Ф09-1397/09-С3 по делу N А76-8998/2008-33-194, ФАС Западно-Сибирского округа от 12.05.2009 N Ф04-2692/2009(5852-А45-29) по делу N А45-9675/2008).
При этом следует учитывать, что налоговый агент не может быть привлечен к ответственности по ст. 123 НК РФ за несвоевременное перечисление в бюджет сумм удержанного НДФЛ, поскольку указанной статьей установлена ответственность только за неперечисление удержанного налога, а не за несвоевременное перечисление.
Данный вывод подтверждается в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа 04.08.2009 N Ф04-3927/2009(9860-А45-27) по делу N А45-14608/2008-59/299, от 30.07.2009 N Ф04-4588/2009(11968-А45-19), ФАС Уральского округа от 23.03.2009 N Ф09-1397/09-С3 по делу N А76-8998/2008-33-194.
Пунктом 9 ст. 226 НК РФ установлен запрет налоговых агентов уплачивать налог за счет собственных средств. Отсюда следует, что в случае если налоговый агент не удержал сумму налога, то и уплатить ее он не сможет.
Данный вывод находит подтверждение в Постановлении Президиума ВАС РФ от 26.09.2006 N 4047/06.
В соответствии с п. 2 ст. 231 НК РФ суммы НДФЛ, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу в порядке, предусмотренном ст. 45 НК РФ. То есть если налоговый агент продолжает производить выплаты доходов физическому лицу, то суммы НДФЛ подлежат удержанию из таких выплат.
В то же время согласно пп. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ обязанность по исчислению и уплате налога в случае, если он не был удержан налоговым агентом, возлагается на самих налогоплательщиков - физических лиц. Однако применение данной нормы возможно только в том случае, если налоговый агент не имеет возможности удержать суммы НДФЛ с доходов, выплачиваемых физическому лицу.
При этом следует учитывать, что самостоятельная уплата физическим лицом сумм НДФЛ, не удержанных налоговым агентом, не освобождает налогового агента от уплаты пеней на суммы неудержанного НДФЛ.
Данный вывод подтверждается в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 16.05.2006 N 16058/05, от 26.09.2006 N 4047/06, ФАС Северо-Западного округа от 29.07.2008 по делу N А21-3850/2007, ФАС Уральского округа от 26.08.2008 N Ф09-6008/08-С3 по делу N А76-26823/2007.
Пени за несвоевременную уплату не удержанного с налогоплательщика налога могут быть взысканы с налогового агента за счет его денежных средств и иного имущества. Данный вывод подтверждается в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 29.07.2008 по делу N А21-3850/2007.
Из содержания ст. 75 НК РФ следует, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
При этом пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Таким образом, на основании вышеизложенного следует, что при перечислении сумм арендной платы по договору аренды физическому лицу, не являющемуся ИП, организация является налоговым агентом. Физическое лицо, не являющееся ИП, может самостоятельно исчислить и уплатить НДФЛ, в случае если налоговый агент не может произвести удержание НДФЛ с сумм дохода физического лица.
В случае если организация неправомерно не перечислила (перечислила не полностью) суммы НДФЛ, указанная организация может быть привлечена к ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ. Если же организация не удержала суммы НДФЛ с доходов физического лица, не являющего ИП, то с такой организации могут быть взысканы пени за неисполнение обязанности налогового агента.

Е.А.Башарин
Юридическая компания "Юново"
Подписано в печать
05.03.2010


При этом встречала и совершенно противоположную точку зрения .


Можно сослаться на письмо Минфина ( сейчас поищу письмо Минфина , где говориться что письма завизированные зам.руководителя департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики выражает официальную политику министерства )

Добавлено через 9 минут 38 секунд
Вопрос: Какие должностные лица Минфина России уполномочены излагать официальную позицию Минфина России в письменных разъяснениях по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах?

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 мая 2005 г. N 03-02-07/1-116

Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело запрос и сообщает следующее.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 111 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) одним из обстоятельств, исключающих вину налогоплательщика или налогового агента, является выполнение ими письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).
В соответствии со ст. 34.2 Кодекса финансовые органы уполномочены в пределах своей компетенции давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
В п. 35 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что к разъяснениям, упомянутым пп. 3 п. 1 ст. 111 Кодекса, следует относить письменные разъяснения руководителей соответствующих федеральных министерств и ведомств, а также иных уполномоченных на то должностных лиц. При этом не имеет значения, адресовано ли разъяснение непосредственно налогоплательщику, являющемуся участником спора, или неопределенному кругу лиц.
Согласно п. 9 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, структурными подразделениями Министерства финансов Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства.
Положением о Департаменте налоговой политики, утвержденным Приказом Министра финансов Российской Федерации от 14.10.1998 N 199 (действующим до утверждения Положения о Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики), предусмотрено, что документы, направляемые от имени Департамента, по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, подписываются руководителем Департамента или его заместителями. При этом данным Положением установлено, что Департамент рассматривает и отвечает на поступившие от организаций и физических лиц запросы по применению налогового законодательства. Проектом Положения о Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики, находящимся на подписи у Министра финансов Российской Федерации, к полномочиям Департамента отнесено обеспечение ведения разъяснительной работы по применению актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, должностными лицами, уполномоченными излагать официальную позицию Минфина России в письменных разъяснениях по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, являются Министр финансов Российской Федерации, его заместители, директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики и его заместители.

Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ
06.05.2005
 
  • Мне нравится
Реакции: lin/tit