В соответствии с п. 5 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного лица в соответствии с передаточным актом.
Согласно ст. 50 Налогового кодекса Российской Федерации при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается вновь созданное юридическое лицо.
ст.89 НК РФ :11. Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Вопрос: О правах и обязанностях правопреемника организации-налогоплательщика, реорганизованной в виде разделения, при проведении выездной налоговой проверки в связи с реорганизацией.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 февраля 2009 г. N 03-02-07/1-48
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу о правах и обязанностях правопреемника реорганизованного юридического лица и сообщается следующее.
В соответствии с п. п. 6 и 11 ст. 50 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при разделении юридические лица, возникшие в результате такого разделения, признаются правопреемниками реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В силу п. 2 указанной статьи правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него ст. 50 Кодекса обязанностей по уплате налогов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Кодексом для налогоплательщиков.
Пунктом 11 ст. 89 Кодекса предусмотрено проведение выездной налоговой проверки в связи с реорганизацией организации-налогоплательщика. Указанная проверка проводится независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. Кроме того, проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. При этом Кодексом не установлены специальные правила для проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика-правопреемника по вопросу исполнения перешедших к нему обязанностей по уплате налогов реорганизованного лица.
В соответствии с пп. 3 и 6 п. 1 ст. 31 Кодекса налоговые органы вправе производить выемку документов при проведении налоговых проверок в порядке, предусмотренном ст. 94 Кодекса, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, а также осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества в порядке, предусмотренном ст. 92 Кодекса.
Если, по мнению проверяемого лица, действия должностных лиц налогового органа нарушают его права, обжалование таких действий производится в порядке, установленном гл. 19 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А.СААКЯН
05.02.2009
" После реорганизации может остаться налогоплательщик-правопреемник, и вероятно, именно его придет проверить налоговая инспекция, в том числе и за периоды, предшествующие реорганизации. Законно ли это? В принципе, налоговый орган мог бы сослаться на ст. ст. 50 и 89 НК РФ, но и в них нет прямого указания на подобную возможность.
В Письме Минфина России от 05.02.2009 N 03-02-07/1-48 отмечается, что выездной проверкой охватывается период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. При этом НК РФ не установлены специальные правила для проведения выездной проверки налогоплательщика-правопреемника в части исполнения перешедших к нему обязанностей по уплате налогов реорганизованного лица. Подобное объяснение, к сожалению, не вносит ясности.
Есть Постановление ФАС ВВО от 14.01.2008 N А82-4644/2007-14 (Определением ВАС РФ от 19.05.2008 N 5863/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), согласно которому инспекция вправе проверять организацию-правопреемника за периоды, предшествующие реорганизации. По мнению суда, данные действия законны, поскольку запрета на них в НК РФ нет."
А.Кротин
Старший юрист
юридической компании
"Налоговик"
Подготовила
О.Аверина
Газета "ЭЖ-Юрист"
Подписано в печать
15.07.2010