Сотовые и навигаторы без ГЛОНАСС обложат пошлиной в 25%

amd

Активист
10 Апр 2007
12,440
5,801

Сотовые и навигаторы без ГЛОНАСС обложат пошлиной в 25%

1288185042_0476.250x200.jpeg



Пошлины на импорт мобильных телефонов и навигаторов без системы ГЛОНАСС могут составить до 25%, сообщил вице-премьер РФ Сергей Иванов на пресс-конференции в Москве. Впрочем, совсем запрещать ввоз продукции без отечественной навигационной системы власти пока не будут, утешил он собравшихся.
С.Иванов пояснил, что на аппараты с ГЛОНАСС пошлины устанавливаться не будут. "Если мобильный телефон будет с ГЛОНАСС, то не будет никаких пошлин, а если только с GPS, то, мы прикинули, где-то 25%, так, чтобы потребитель слегка почувствовал разницу", - заявил С.Иванов.
Вице-премьер дополнительно порадовал автолюбителей, сообщив, что до конца года появится постановление правительства РФ, обязывающее российских производителей устанавливать ГЛОНАСС на новые автомобили. По его словам, сейчас установка системы опциональна, но власти намерены исправить это положение вещей.
"Я думаю, до конца года выйдет соответствующий нормативный акт правительства, чтобы новые автомобили, выпускаемые с конвейера в Российской Федерации, а это значит, и Ford, и Toyota, и др., оборудовались в обязательном порядке аппаратами ГЛОНАСС", - сказал он.
С.Иванов также рассказал, что Россия вложила в развитие ГЛОНАСС с момента ее создания 60 млрд руб. По его мнению, конкурентов у отечественной системы нет: действующая американская GPS "скорее союзник", китайский "Компас" ориентирован на другие рынки, а европейская Galileo из-за бюрократии не запущена, да и обошлась уже дороже ГЛОНАСС.
"Нет опасений, что Китай, развивающий систему спутниковой навигации "Компас", перекроет наши наработки", - заметил вице-премьер. По его словам, основные рынки России в этой сфере - Латинская Америка, Индия. "По этому рынку мы потенциально не уступаем Китаю", - подчеркнул С.Иванов.
Он также отметил, что другим странам придется "принимать или нет" установленные Россией и США правила игры в сфере спутниковой навигации. Две функционирующие системы глобальной спутниковой навигации - GPS и ГЛОНАСС - "скорее союзники", сказал С.Иванов.
Так, по словам вице-премьера, Европейский союз вложил в создание своей спутниковой системы навигации (Galileo) уже больше, чем Россия. "Но бюрократия, споры, согласование бюджета в Еврокомиссии не позволяют им достичь конкретных ощутимых результатов в этой сфере", - заключил он.
27 октября 2010г.​
 

Аникей

Активист
6 Фев 2009
2,585
560
МО
это звоночек - надо быренько купить кпк с гпс...
я потрасен - насколько методично вдавливают и проталкивают этот хренов глонас...
никакого выбора - или нах или глонас.

Добавлено через 3 минуты 14 секунд
"Я думаю, до конца года выйдет соответствующий нормативный акт правительства, чтобы новые автомобили, выпускаемые с конвейера в Российской Федерации, а это значит, и Ford, и Toyota, и др., оборудовались в обязательном порядке аппаратами ГЛОНАСС", - сказал он.
бред, если человек купил ваз 2104 и использует его в небольшом городе - где ему и гпс то не нужен... но зато машина подорожает на 30 тыщ как минимум...
 

amd

Активист
10 Апр 2007
12,440
5,801
зато машина подорожает на 30 тыщ как минимум...
Сегодня на Эхе Пикуленко про 500 баксов говорил, но для вазы все равно, до фига. 10% за ненужную вещь... Интересно, в квартиры обяжут ставить или нет?

Добавлено через 8 минут 34 секунды
Владимир ВОРОНОВ
Миф о ГЛОНАССе


RIA-352492-Original.jpg

Одним из первых пользователей системы ГЛОНАСС стал лабрадор премьер-министра, которому подарили специальный ошейник
RIA-667633-Original.jpg
Российские министры Рашид Нургалиев, Сергей Шойгу и Игорь Левитин открывают «эру ГЛОНАСС» на салоне «Комплексная безопасность–2010» Отечественная Глобальная навигационная спутниковая система – новое увлечение российского премьера. Только как сделать эту сказку былью?

Колеся последние месяц-два по стране, премьер Владимир Путин неустанно говорит о самом важном. Наряду с пожарами, засухой и скачком цен на продовольствие, таким важным оказалась и Глобальная навигационная спутниковая система, ГЛОНАСС.
Новостные сводки пестрят этой аббревиатурой: вот Путин допрашивает про ГЛОНАСС вице-премьера Сергея Иванова, вот он уговаривает израильского вице-премьера и министра обороны Эхуда Барака разрешить России разместить в Израиле дальномерную лазерную станцию системы ГЛОНАСС. Премьер говорил о ГЛОНАСС на церемонии открытия российского участка нефтепровода Россия — Китай и, как заправский коммивояжер, пиарил его во время своего автопробега по трассе Чита — Хабаровск. В августе Путин провел в Рязани масштабное совещание по вопросу использования ГЛОНАСС. Лишь за неполные девять месяцев этого года на сайте председателя правительства выложено не менее 45 ссылок на его ГЛОНАСС-спичи! Полное ощущение, что на наших глазах рождается очередная национальная идея, хотя это всего лишь навигационная система, пусть и спутниковая.
Кстати, такое предположение охотно подтвердил нам известный военный эксперт Александр Шаравин, директор Института политического и военного анализа: «Столь большое внимание уделяют ГЛОНАСС не только потому, что она имеет огромное значение для обороны и экономики страны. Это ведь еще и хороший пиар-проект: как же, высокие технологии...» (Александр Шаравин – профессиональный военный картограф, полковник запаса, закончил высшее военное командное училище и военную академию, доктор технических наук, действительный член Академии военных наук.) Со своей стороны рискну предположить, что, помимо пиара, тут еще пахнет большими бюджетными деньгами.

Рожденная воевать
ГЛОНАСС родилась в недрах советской «оборонки» как чисто военный проект: это был запоздалый ответ Министерства обороны СССР на американскую GPS (Global Positioning System – система глобального позиционирования). Американская задумка, как затем и наша, была весьма далека от гражданских нужд. Упрощенно говоря, первоначально спутниковую навигацию стали развивать, чтобы облегчить стратегическим ядерным силам нанесение точного удара. Для этого и нужна была новая система определения координат. Ядерная триада — межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования, атомные субмарины и стратегическая авиация — вот первые и основные потребители спутниковой навигации. За ними в очередь встали «обычные» боевые корабли, сухопутные войска, тактическая авиация.
Первый спутник GPS американские военные опробовали в космосе в 1974 году, с 1978 года запуски стали системными. С 1993 года это полноценная система даже не навигации, а вооружения. При помощи GPS стала возможна практически точечная наводка ракет и других управляемых боеприпасов, в том числе нанесение ударов по объектам подвижным. Чрезвычайно высокую эффективность GPS доказала, например, в 1999 году в Югославии и в 2003 году в Ираке. «В 2003 году у американцев были целые соединения, которые пользовались GPS, действуя уже по картам не топографическим, а цифровым, оперируя с трехмерными картами, пространственными 3D-моделями», – поясняет Александр Шаравин.
Как это бывает с иными военными технологиями, из армейской сферы спутниковая навигация ворвалась в гражданский сектор, сделав проект GPS коммерчески прибыльным. Впрочем, это видно даже по магазинным витринам с навигаторами.
Но это «у них». У нас все иначе: мы, начав догонять американцев, двинулись, как водится, своей тропой: военный сектор не получил никакого сопряжения с реальной экономикой. Построение глобальной навигации Советский Союз начал 28 лет назад, выведя в октябре 1982 года в космос первый аппарат этой системы. Как таковую ГЛОНАСС официально приняли в эксплуатацию в 1993 году, когда создали орбитальную группировку из 12 спутников. Еще через пару-тройку лет количество спутников ГЛОНАСС довели до 24-х, и, по словам Александра Шаравина, «можно было говорить, что система функционирует». Правда, полноценной ее назвать сложно: долговечность российских спутников оказалась невелика, а с качественными приемниками ГЛОНАСС проблем полно и ныне.
«Денег на содержание группировки в середине 1990-х годов вдруг не оказалось, — пояснил Шаравин. — Да и производственные мощности космической отрасли с задачей уже не справлялись, так что через пять-шесть лет система уже реально не функционировала». В 2001 году на орбите осталось всего шесть спутников ГЛОНАСС, для полноценной работы нужно не менее 24 спутников. «К началу нынешнего века введенная в эксплуатацию в 1995 году полная спутниковая группировка ГЛОНАСС полностью деградировала, – рассказывает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. – В 2000-2001 годах в ней иногда оставалось только 6-8 исправных космических аппаратов. Естественно, в таком виде система была совершенно бесполезна для заказчика и потребителей».
Рассказывая в марте 2008 года о планах «глонассизации» всей страны, вице-премьер Сергей Иванов тоже напомнил, что достаточная для работы в глобальном масштабе космическая группировка у нас уже была. Правда, «кроме спутников, ничего не было. И все это благополучно почило в бозе». Успешное применение ГЛОНАСС официально зафиксировано лишь однажды: в июне 1999 года российские десантники совершили бросок из Боснии в Приштину, используя возможности ГЛОНАСС. А вот в чеченских кампаниях, первой и второй, равно как в дагестанской и в Южной Осетии, российские войска воевали без ГЛОНАСС, хотя позарез нуждались в системе высокоточного определения координат. Впрочем, к тому времени в бытовой спутниковой навигации нуждались и потребители гражданские, которые выкрутились, попросту подсев на уже действующую и эффективную GPS.
Но наших военных «пересадить» на заокеанскую GPS нельзя даже чисто технически. В GPS два сегмента: гражданский и военный, но оба этих сегмента управляются из Пентагона. Приемники GPS военного образца способны принимать дополнительные спутниковые сигналы, не улавливаемые бытовыми навигаторами. Такие системы в открытый доступ, конечно, не поступают. Опять же, американские военные через центр управления GPS могут включить режим «селективного доступа»: либо отключить гражданский сегмент GPS на всей планете, либо в каком-то районе. В «мягком» режиме селекции гражданский сектор не вырубается, но снижается качество сигнала, делающее невозможным военное применение бытового приемника GPS.

Ошейник для Кони
ГЛОНАСС уже несколько лет курирует вице-премьер Сергей Иванов, сгоряча пообещавший развернуть минимально необходимую группировку из 18 спутников еще к 2005 году. Для глобальной системы 18 аппаратов было явно недостаточно, но они хотя бы в теории могли охватить почти всю территорию России. Потом спохватились, отложив развертывание до 2007 года. Пришел 2007-й,
Сергей Иванов вник в тему и занялся прожектом уже вплотную. В конце того же года Сергей Борисович продемонстрировал Владимиру Владимировичу первый отечественный навигатор GLOSPACE SGK-70, который, как анонсировали новинку, работает со всеми спутниковыми навигационными системами – российской ГЛОНАСС, американской GPS и европейской Galileo. Путин, рядом с которым был любимый лабрадор Кони, поинтересовался, нельзя ли обеспечить собаку ошейником с навигацией, «чтобы Кони далеко не убегала». Иванов пообещал сделать ГЛОНАСС-ошейник к лету 2008 года. А заодно оснастить такими приемниками армию – к тому же сроку, да еще и наладить массовый выпуск бытовых навигаторов. Развертывание орбитальной группировки тоже перенесли на 2008 год. 27 декабря 2007-го в продажу с помпой выбросили первую якобы серийную партию пресловутого первенца-навигатора. До сих пор под вопросом, существовала ли эта товарная партия вообще в природе, и если да, то кто умудрился смести ее оттуда за какие-то 20 минут по совершенно фантастическим ценам.
Очень сильно жаждавшие сумели-таки добыть это чудо техники в 2008 году, но какое разочарование ждало их! Вскрытие (в прямом смысле) показало, что отечественного в этом «первом российском» навигаторе всего ничего. Как потом написал военный эксперт Сергей Мосиенко, «уникальность» разработки состоит в том, что «российским жгутом был соединен типовой корейский автонавигатор с украинским ГЛОНАСС/GPS-приемником». Монитор тоже корейский, а в России сделаны (кроме жгута) плата и антенна приемника. Это никак не тянуло на анонсированный вице-премьером прорыв. В лучшем случае, на соучастие в отверточной сборке. «Счастливые» обладатели первенца жаловались в форумах на то, что навигаторы часто вообще не видят спутников – даже в идеальных условиях программное обеспечение дает сбои, приборы зависают…
Ошейник для лабрадора Кони оказался под угрозой, и грянул гром: Сергей Иванов заявил о срыве программы ГЛОНАСС. После положенной паузы подал голос глава «Роскосмоса» генерал-полковник Анатолий Перминов: российская спутниковая система заработает в глобальном масштабе позже запланированного срока – в 2010 году. А в мае 2008 года Сергей Иванов на заседании военно-промышленной комиссии признал, что все обстоит еще хуже, поскольку «отечественная электронная компонентная база и наземная аппаратура потребителей, создаваемая на ее основе, не удовлетворяют современным требованиям». Так что ни о какой конкуренции российских навигаторов с зарубежными аналогами не может быть и речи. С приемниками для военных, насколько можно было судить по открытым источникам, дела обстояли так же плохо: увесистые, угловатые, тяжеловесные «кирпичи» лишь показывали на выставках, не более того.
Затем пошла разноголосица относительно состава орбитальной группировки: сначала утверждали, что достаточно и 18 спутников. Но, как внятно разъясняли многие эксперты, при 18 спутниках ГЛОНАСС будет доступна только самолетам и кораблям в открытом море. Так что, считают спецы, в группировке должно быть не меньше 32 аппаратов: 24 действующих и 8-12 запасных – при низкой живучести наших спутников без такого резерва не обойтись.

Навигатор-невидимка

Но самое больное место – производство чипов. Как не раз сообщалось, у наших электронщиков есть лишь опыт проектирования чипов с технологией 0,18-0,13 мкм, которые не могут обеспечить высоких точностных характеристик. А ГЛОНАСС-чип по технологии 0,09 мкм невозможно изготовить ни на одном предприятии России. И без прорыва в этой сфере говорить просто не о чем. Один из военных экспертов подсчитал, что цена вопроса – два-три миллиарда долларов, которые надо затратить на покупку фабрик, способных работать по технологии 0,09 микрон.
Кто будет добровольно вкладывать деньги в разработку и производство чипов для приемников, если сформировать полноценную и работоспособную орбитальную группировку ГЛОНАСС не могут по сей день? Остается один путь: принудиловка. В сфере высоких технологий в нашей стране к успеху это привело лишь однажды – когда под кураторством Берии делали атомную бомбу. Но Сергей Борисович – не Лаврентий Павлович, да и условия иные. Впрочем, ГЛОНАСС-ошейник для Кони он все же презентовал, хотя и с опозданием.
Только стоит ли доверять точности того ошейника? И тут нам не обойтись без теоретических сравнений ГЛОНАСС с GPS по точности и эффективности. Теоретических потому, что GPS действует реально и всепланетарно, а потребителей ГЛОНАСС — не в военной форме — отыскать можно лишь виртуально. Как, собственно, и сами навигаторы. Готовя материал, обошел или обзвонил практически все ведущие магазины столицы, торгующие навигаторами, но осязать отечественный приемник ГЛОНАСС так и не удалось, на прилавках и в витринах их нет. Продавцы недоуменно пожимают плечами: «Зачем вам это?!» Поинтересовался у знакомых офицеров, есть ли у них навигаторы на службе: «А как же! Только не отечественные ГЛОНАСС — с ними в лесу делать нечего, а китайские GPS, которые мы сами за свои деньги и купили...»
Надежность, долговечность и жизнеспособность аппаратов ГЛОНАСС ниже GPS в разы. Штатная продолжительность жизни американского спутника 10 лет, нашего — 2-3 года. директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов отмечает, что «использующиеся сейчас модернизированные спутники ГЛОНАСС-М, которые должны были заменить ненадежные навигационные спутники первого поколения, тоже не полностью нас удовлетворяют. Их надежность, особенно у первых образцов, оказалась меньшей, чем было заявлено разработчиком. В результате развертывание полностью работоспособной спутниковой группировки штатной численности пришлось перенести на более поздний срок».

На холмах Грузии
Самым большим открытием для российских военачальников во время войны с Грузией стало навигационное: «вдруг» выяснилось, что в XXI веке без средств спутниковой навигации невозможно успешно воевать даже с заведомо слабым противником. А ведь буквально за несколько месяцев до той кампании генералы надували щеки, твердя, что с ГЛОНАСС у нас полный порядок. Так, из интервью, данного в мае 2008 года тогдашним командующим войсками Северо-Кавказского военного округа (СКВО) генералом армии Александром Барановым, следовало, что вверенный ему округ вовсю пользуется спутниковой навигацией: «Кроме бронетехники и автомобилей мы получаем и новую навигационную аппаратуру, позволяющую определять координаты с помощью космической навигационной системы ГЛОНАСС». Кстати, когда 17 октября 2008 года вице-премьер Сергей Иванов вручал Владимиру Путину пресловутый ошейник ГЛОНАСС для его собаки, то обмолвился, что для Министерства обороны России было закуплено 15 тысяч таких же приемников — для людей и боевой техники. Думаете, это было уже после войны? Наивно полагать, что 15 тысяч приемников ГЛОНАСС чохом произвели и моментально отгрузили в войска всего за два послевоенных месяца. «Сколько такой аппаратуры было тогда в армии, да и была ли она тогда вообще, нам, конечно же, никогда не скажут», – улыбается Александр Шаравин. Впрочем, исходя из названных вице-премьером цифр, можно прикинуть, что теоретически к началу боевых действий имелось 10-11 тысяч таких приборов. Разумеется, мне неведомо, сколько из этого количества навигаторов имелось в СКВО вообще, в 58-й армии в частности и, главное, конкретно в действующих частях. Похоже, что ни одного.
Ни один из военных экспертов не сомневается, что будь в 58-й армии современные средства навигации, в августе 2008 года ее части понесли бы куда меньшие потери. Но, как всегда, пришлось воевать вслепую. И в подавляющем большинстве случаев управление и корректировка огнем велась с помощью оптики середины прошлого века. Вместо ГЛОНАСС наши военные накручивали на рукава повязки из бинтов — чтобы опознать своих. Лишенные возможности точного позиционирования, российские подразделения действовали наугад, попадая в засады, накрывая друг друга «дружественным огнем».
Отсутствие в войсках реально действующей системы ГЛОНАСС сделало невозможным и применение ряда высокоточных боеприпасов. Скажем, распиаренный ракетный комплекс «Искандер» максимальную точность обретает, если верить открытым источникам, лишь при использовании сигналов спутниковых навигационных систем. Насколько известно, в августе 2008 года грузинскую базу близ Гори пытались уничтожить ракетными ударами «Искандеров». Так вот, один «Искандер» улетел мимо цели куда-то в поля, другой поразил жилые кварталы, промазав мимо базы на сотни метров – наводить пришлось без использования спутниковой навигации (Мобильные ракетные комплексы «Тополь» тоже разрабатывались с опорой на ГЛОНАСС. Но, как сказал в одном из интервью бывший начальник Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения Виктор Есин, когда первые «Тополя» ставили на вооружение, от спутниковой системы пришлось отказаться в связи с ее недееспособностью.)
Словом, во время грузинской войны толку от ГЛОНАСС, и вообще от военного космоса, оказалось немного: информация со спутников поступала не напрямую в войска, а в центры управления, находящиеся за тысячи километров от поля боя. Откуда она направлялась потребителю по традиционным линиям связи — с задержкой на многие часы, а то и сутки. Иные из наших офицеров пытались воспользоваться GPS, прикупив на свои кровные бытовые навигационные приемники. Но тщетно: как говорилось выше, Пентагон внес «поправки» в гражданский сегмент транслируемых на этот район сигналов. Зато у противника система позиционирования и наведения на базе GPS работала блестяще: грузинские армейские навигационные приемники сигнал с американских спутниковых систем принимали без искажений. Потому наши солдаты стремились заполучить трофейные приемники GPS. В грузинской армии он есть у каждого командира взвода.
Впрочем, если бы в наших войсках приборы ГЛОНАСС были в избытке, вряд ли это что-то изменило. Неоднократно заявлялось, что система дееспособна, когда в орбитальной группировке ГЛОНАСС как минимум 18 спутников, а в зоне видимости прибора – не менее четырех. Но, по данным на 27 августа 2008 года, орбитальная группировка ГЛОНАСС состояла лишь из 16 спутников, из них официально работало 12.
Именно по итогам той войны в конце августа 2008 года премьер Владимир Путин и подписал постановление правительства «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS». Согласно документу, аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS должна была устанавливаться чуть ли не везде: на ракетах-носителях, разгонных блоках, космических аппаратах, всех воздушных, морских и речных судах, автомобилях и железнодорожных транспортные средствах, которые используются для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов. Этой же навигацией должны были оснащаться приборы и оборудование, используемые при проведении геодезических и кадастровых работ, средства синхронизации времени. И главное, аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в обязательном порядке должна быть встроена в технические средства и системы, образцы вооружения, военную, специальную и транспортную технику не только вооруженных сил, но всех военизированных формирований и органов. В общем, даешь глонассизацию всей страны!

Устойчиво принимается… где?
Как с этим ныне? В феврале 2010 года вице-премьер Сергей Иванов, в очередной раз отчитываясь за ГЛОНАСС, доложил Путину, что Минобороны «около десятков тысяч приемников поставило на технику, это уже работает». Да и на орбите официально крутится уже 26 спутников ГЛОНАСС. Только несмотря на это в районе, например, грузинского города Гори вы вряд ли сможете ловить устойчивый сигнал ГЛОНАСС долее, чем два часа в сутки, — с учетом реального рельефа местности и угла ее наклона.
У меня не было сейчас возможности поэкспериментировать с приемником ГЛОНАСС в Гори. Но такую возможность предоставила система расчета зон видимости сайта Информационно-аналитического центра координатно-временного и навигационного обеспечения ЦНИИмаш. Вводим в предложенную форму широту, долготу, угол места – и получаем результат. Так вот, при минимальном угле места в 35 градусов — а там есть углы и куда круче — сигнал ГЛОНАСС там ловится 7 часов 41 минуту в сутки. Так что на 16 часов 19 минут в сутки про ГЛОНАСС там можно забыть. И это еще идеальные условия, есть местность и покруче — где сигнал ГЛОНАСС ловится лишь 1 час 45 минут в сутки. «Эффективность» сигнала ГЛОНАСС в Цхинвали (или, например, в районе Джавы) та же — как по всей Южной Осетии. И, кстати говоря, территория Грузии охвачена ГЛОНАСС не лучше: в одних местах уверенный сигнал ГЛОНАСС можно урывками поймать, в общей сложности, часов 12 в сутки, в других — семь, а где еле-еле на час-полтора наскребется. И это сейчас — когда орбитальная группировка ГЛОНАСС, как уверяют, и функционирует в полном составе, и покрывает уверенным сигналом все и вся.
Ладно, Грузия – «заграница», посмотрим, как обстоят дела с ГЛОНАСС на Кавказе нашем. Например, в Чечне и Дагестане, где российским войскам действенная спутниковая навигационная система столь же необходима. В окрестностях Шатоя или Борзоя позиционироваться с помощью сигнала ГЛОНАСС можно от силы 2 часа 23 минуты в сутки, в горах Веденского района — 2 часа 21 минуту, да и около Дарго так же, в Итум-Калинском районе — два часа в сутки. В горах Дагестана навигация от ГЛОНАСС точно такая же. Возле Ботлиха сигнал ловится 2 часа 21 минуту в сутки, в большинстве мест Унцукульского района — от 1,5-2 до 8 часов. Причем видимость эта специфична: минут 45 днем и час-полтора поздним вечером, когда мирные жители уже не путешествуют, да и военная активность на нуле. Места называю не наобум — не раз был там во время военных командировок, представляю. Ущербность конфигурации орбитальной группировки очевидна: спутников ГЛОНАСС «пасется» над горячим Кавказом недостаточно, обеспечить круглосуточный уверенный сигнал в районах со сложным рельефом местности они не способны. А Кавказ, собственно, из такого рельефа и состоит, и война там продолжается, и в действенной навигационной системе наши военные нуждаются по-прежнему.
И не только там. Вряд ли им удастся при помощи ГЛОНАСС позиционироваться, например, в районе хребта Хамар-Дабан, что в Прибайкалье: судя по расчетам, спутниковый сигнал там вообще не виден. Так что, похоже, успешно определять свои координаты с помощью ГЛОНАСС на дальних просторах России удается пока лишь одному человеку — Владимиру Путину. В начале сентября 2010 года, рассказывая в очередной раз премьеру Путину о достижениях ГЛОНАСС, вице-премьер Сергей Иванов сообщил: «Совсем недавно, когда вы проезжали по дороге Чита – Хабаровск, вы видели, что там даже в безлюдных местах сигнал ГЛОНАСС работает вполне устойчиво даже сейчас». Премьер подтвердил: «Устойчиво принимается везде».
Что ж, проведем расчет. В районе Читы сигнал ГЛОНАСС не ловится 10-15 часов в сутки, в окрестностях Шилки сигнал принимается пару часов в сутки, возле Нерчинска ГЛОНАСС можно наслаждаться часов 13 (из 24-х), в горно-лесистых окрестностях Могочи 1,5 часа, а в тайге возле Биры — 44 минуты в сутки... Где-нибудь в отрогах Сихотэ-Алиня и горах Алтая, таежных дебрях Забайкалья и Приморья успешно действовать со столь «точной» системой пока никак невозможно.
«Спутники распределены неравномерно, — подтверждает Александр Шаравин, — не охватывая все районы, где их могли бы использовать. В Москве и крупных городах сеть хорошая, но в других регионах России, особенно отдаленных, увы...» А еще загвоздка в том, что цифровых карт российской периферии, по сути, просто нет — не только для гражданского потребителя, но, похоже, и для военного. Так что на том же Дальнем Востоке от приемников ГЛОНАСС пока проку никакого, заблудится даже Кони со своим волшебным ошейником.

ГЛОНАСС в нагрузку
«До сих пор иногда высказываются сомнения в необходимости ГЛОНАСС и оправданности многомиллиардных затрат на нее, – говорит Руслан Пухов. – Зачем, мол, России нужна собственная такая система, когда по всему миру давно и успешно используется американская NAVSTAR GPS? Сразу хочу сказать, что есть одна важнейшая сфера, в которой использование ГЛОНАСС для нашей страны безальтернативно: это, разумеется, оборона. И по очевидным причинам нашей стране нельзя полагаться на иностранные спутниковые группировки. В современных вооруженных силах, к построению которых сейчас стремится наша страна, глобальная навигационная система будет использоваться столь широко, что любое ограничение или нарушение ее функционирования неизбежно резко снизит обороноспособность страны. Гарантировать же надежную работу навигационной системы можно только имея свою, полностью подконтрольную систему».
С этим трудно спорить, только состояние отечественного военного космоса и ВПК таковы, что им ГЛОНАСС самостоятельно не поднять. Что прекрасно понимают и власти предержащие. Ведь заявил же Сергей Иванов на выездном заседании военно-промышленной комиссии три года назад, что российская космическая промышленность исчерпала свой научно-технический ресурс, созданный еще к 80-м годам прошлого века. Практически утратив «способность к разработке и изготовлению большей части приборов и узлов». Поэтому разработчики космических комплексов уже вынуждены закупать необходимую аппаратуру за рубежом.
«Мирным» промышленникам, как, впрочем, и военным, этот проект просто не интересен. Год назад заместитель гендиректора ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» Павел Созинов так прямо и заявил: навигационную аппаратуру выгоднее производить за рубежом. Потому как в России не производятся ни жидкокристаллический индикатор, ни источник питания, ни даже корпуса. Про чипы – это самый ключевой элемент аппаратуры – уже сказано выше: на закупку заводов и технологии их производства за рубежом государство не решается, это зависимость в стратегической сфере. У среднего бизнеса на внедрение высоких технологий с нуля миллиардов долларов нет, а олигархи, как известно, предпочитают тратить их вовсе не на инновации. Тем паче их как потребителей вполне устраивает и GPS.
Замкнутый круг. Уже упоминалось подписанное Путиным в августе 2008 года постановление, обязывающее устанавливать средства ГЛОНАСС на выпускаемые в стране транспортные средства. Такие навигаторы обещают встраивать и в выпускаемые ВАЗом «Лады». Одно это приведет к удорожанию машины минимум на 500 долларов. Причем никакой пользы автовладельцам от этого насильно навязываемого им низкокачественного прибора не будет. Однако денежка к кому-то потечет: это будет, по сути, оброк, только не государству, а фирмам, пытающимся монополизировать намечающийся рынок.
Среди других «перспективных» мер планируются и запретные: еще в прошлом году «Роскосмос» внес предложение ввести заградительные таможенные пошлины на ввоз в страну GPS-приемников и автомобилей, не оборудованных навигатором двойного действия ГЛОНАСС/GPS. А в июле этого года со схожим предложением обратился на встрече с Путиным председатель совета директоров АФК «Система» Евтушенков, высказавший идею полного закрытия рынка для «чужих» навигаторов. Бизнесмен поведал главе правительства, что уже «проведены беседы практически со всеми поставщиками подобной аппаратуры, такими как Nokia, Siemens, Motorola. Они понимают прекрасно, что мы все равно закроем рынок для аппаратуры, которая будет без чипа ГЛОНАСС. Им только нужно, чтобы мы законодательно это сделали. Но мы не можем пока принять это законодательно, потому что должны расшить кое-какие свои вопросы, сделать чипсеты и прочее-прочее…»
«Прочее-прочее», кстати, идет полным ходом: финансовые вливания. По словам самого премьера, мы «истратили на продвижение этого проекта уже 60 млрд рублей». И остановка финансирования пока не предвидится. Но, хотя Федеральная целевая программа по ГЛОНАСС принята еще в 2001 году, трудно назвать ее действительно целевой и скоординированной: если с космическим компонентом еще что-то ясно, то внятной концепции развития наземной составляющей просто нет. Выделяемые же финансовые средства попросту распыляются: за реализацию программы сейчас отвечает аж
11 ведомств. Уже один этот дележ пирога среди «11 друзей ГЛОНАСС» создает благодатнейшую почву для коррупции, неизбежных в наших условиях распила и отката. Что и выяснилось не столь давно во время налоговой проверки одной крупной и ответственной за проект ГЛОНАСС госкомпании. Речь шла о «Российских космических системах» (РКС). Налоговые органы выявили, что немалая часть выделенных на госзаказ средств уходит в фирмы, контролируемые ее менеджментом. И в таких «карманных» фирмах, как считают налоговики, осело около 40 процентов всех расходов конторы. За два года на сторону ушло свыше миллиарда рублей, притом что все работы исполнялись самими РКС. Как написало одно деловое издание, ответственная за ГЛОНАСС компания работает на пределе рентабельности, зато «дочки» контрагентов процветают благодаря госфинансированию.
Но, как утверждает Александр Шаравин, альтернативы принудительному варианту внедрения ГЛОНАСС, по сути, нет: «Открытого рынка нет, нет и открытой конкуренции. Вот если бы мы создали конкурентную среду, то и огромные средства сэкономили бы, и, в конечном счете, получили качественный продукт». Значит, остается только понукать, запрещать и транжирить огромные деньги: авось что-то да выйдет? Это напоминает политику «поддержки отечественного автопрома», который поднимали (и поднимают) такими же методами: директивы, постановления, совещания, VIP-кураторы, грабительски-запретительные пошлины на иномарки и, разумеется, колоссальные вливания в эту черную дыру. И результаты известны: менеджеры становятся миллиардерами, а ВАЗ и ныне там. Не случится ли так и с «глонассизацией» всей страны? 

Владиимр Воронов



http://sovsekretno.ru/magazines/article/2601
 

Юрий76

Активист
1 Авг 2008
3,292
1,293
Интересно,если на автозаводе изначально будут устанавливать навигаторы,то смогут ли потом спецслужбы использовать их как средство слежки за определённом автомобилем?
 

Corum

Местный
13 Апр 2010
238
441
ЦАО
Интересно,если на автозаводе изначально будут устанавливать навигаторы,то смогут ли потом спецслужбы использовать их как средство слежки за определённом автомобилем?
Когда на учёт ставить будешь - сразу и навигатор зарегят... Чтоб потом по-быстрому найти...:)
 

Corum

Местный
13 Апр 2010
238
441
ЦАО
Юр! Госудастрство всегда должно быть в курсе: Кто? Что? Где? Когда? и сколько?!!!!!!!!;)
 

Юрий76

Активист
1 Авг 2008
3,292
1,293
Corum, Что верно,то верно.Скоро нас чиповать начнут.
 

savvva

Активист
20 Янв 2010
2,072
1,256
Москва
Ну жили бы во Франции,давно бы на улице стояли с протестами. То на чистые болванки процент ввели и никого не парит, что я туда не Пугачеву писать буду, а документы, например. Теперь еще и этот ГЛОНАСС, понятно, им нужно отбиваться....Я раньше никогда не думала о переезде из страны. А теперь что-то в нашем никарагуа становится все страшнее и страшнее...за детей...не даром же наши властьимущие своих отпрысков в забугорье тянут.
 

djuba

Активист
5 Апр 2007
8,149
1,292
Москва
Придурки. Не могут выиграть в нормальной конкуренции - подключают административный ресурс. Только у нас такое может быть.
 

amd

Активист
10 Апр 2007
12,440
5,801
В ту же тему


Николай ВАРДУЛЬ
Откуда цены растут?


KMO_111109_00014_1h.jpg

Владимир Евтушенков (слева) и Анатолий Чубайс (справа) попросили премьера Владимира Путина (в центре) ограничить импорт микрочипов. Так расчищается площадка для совместной монополии АФК «Система» и «РОСНАНО»
RIA-745742-Original.jpg
По официальным данным, скачок цен на гречку на конец августа составил 62 процента, но ее все равно не хватает. Цены на хлеб тоже стремятся вверх
KMO_117334_00003_1h.jpg
Для ответа на этот вопрос не надо углубляться в теоретические дебри. Достаточно заглянуть в ближайший продуктовый – и бурно вальсирующие этикетки напомнят пережитый недавно кошмар – жара, засуха, пожары…
Но цены растут не только по «вине» пожаров


С водки с продовольственного рынка сами сродни пожарам: рекорды бьют цены на гречку (официальный росстатовский скачок на конец августа составил 62 процента), их уже готовы опередить цены на молоко, на подходе цены на сахар, соль, пиво и мед, дорожает, естественно, и хлеб. Увы, это только начало.
Именно перспективу продолжительного роста цен, прежде всего на продовольствие, нарисовали в том числе и вполне рукотворные «пожары». 5 августа российское правительство ввело запрет с 15 августа до 31 декабря на вывоз зерновых. Это была настоящая спецоперация – накануне и первый вице-премьер, курирующий аграрный сектор, Виктор Зубков, и министр сельского хозяйства Елена Скрынник утверждали, что несмотря ни на что зерна хватит и для внутреннего потребления, и для нерекордного, но все-таки сохраняющегося экспорта. Российские экспортеры, не говоря уже о мировом рынке, были захвачены врасплох. (См. «Совершенно секретно» №9).
Самое малое, что следовало сделать по рыночной логике, если уж и вводить эмбарго, так это сначала дать возможность российским экспортерам выполнить обязательства хотя бы перед крупнейшим мировым импортером зерна – Египтом. Российский зерновой союз пытался урезонить правительство: перенос начала моратория на 1 сентября принесет только пользу – Египту можно было успеть отгрузить ничего не решающие 540 тысяч тонн уже законтрактованного зерна и сохранить свое присутствие на этом перспективном рынке. Но решение Путина осталось в силе.
Есть, однако, помимо арифметики, еще и алгебра рынка. Его главный инструмент (в отличие от Госплана) не тонны, бушели или баррели, а цены. Конечно, цены зависят от тех же тонн, бушелей и баррелей, спроса и предложения, но рынок живет ожиданиями, которые прежде всего и движут цены. Для кого-то это спекуляция и повод обращаться в органы, для рынка же это способ строить быстро меняющиеся прогнозы. Непреложный факт состоит в том, что, принимая решение, влияющее на рынок, надо учитывать его ценовой эффект, для определения которого одной арифметики точно недостаточно. А как раз алгебраического расчета решению об эмбарго явно не хватает.
Почему в неурожайный год надо рассчитывать исключительно на свое зерно? Что выгоднее, надо считать. Импорт продовольствия и зерна все равно расширится. Не будем углубляться в оценку вероятности того, что расчеты Путина могут оказаться слишком оптимистичными, хотя уточнение Скрынник об учете «запасов подсобных хозяйств» будит тревожные ассоциации.
Импорт – совсем не чума, к тому же Минсельхоз представил оценки внешнеторгового оборота зерна. При урожае в 60-
65 млн тонн экспорт российского зерна в этом сельхозгоду (с 1 июля 2010 года по 30 июня 2011 года) составит от 2 млн до 4,5 млн тонн. Для сравнения: в прошлом сезоне Россия экспортировала 22,4 млн тонн зерна. Есть у министерства и оптимистичный прогноз, по которому экспорт составит 10,6 млн тонн за счет все тех же «переходящих запасов», которые Путин предлагал приберечь на будущее. Наряду с падением объемов экспорта Минсельхоз прогнозирует значительное повышение импорта зерна. По оценке ведомства, Россия может ввезти 2,5-3 млн тонн. Для сравнения: в прошлом сезоне было импортировано около 0,6 млн тонн, в засушливом сельскохозяйственном сезоне 2003/2004 Россия импортировала около 2,3 млн тонн зерна. Значит, вопрос не в том, импортировать или нет, а сколько ввозить.
Теперь вопрос: как эмбарго повлияло на цены, что на внутреннем, что на внешнем рынке? Конечно, рынок раскачивается, и есть, кому его качать дальше, но общая тенденция ясна. Российский рынок увидел в запрете вывоза зерна панику властей, и цены продолжают уверенно набирать ход. По данным ИГ «Ренессанс Капитал», с начала мая по начало августа цены на пшеницу выросли более чем на 75%. Несмотря на эмбарго, «вероятность дальнейшего роста цен высока. И я не удивлюсь, если к концу сезона мировой рынок зерна будет интересовать нас не как экспортеров, а как импортеров», полагает исполнительный директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов.
Мировой рынок испытал шок от решения Москвы, которое управляющий директор Всемирного банка Нгози Оконджо-Ивеала прокомментировала так: запрет на экспорт, введенный Россией, может повлечь за собой попытки мировых экспортеров зерна сделать то же самое (а Москва прямо призывала партнеров по таможенному союзу и прежде всего Казахстан последовать ее примеру). Результатом, предупреждает Нгози Оконджо-Ивеала, станет повышение цен и глобальный продовольственный кризис. Другими словами, российское зерновое эмбарго – это экспорт пожаров на мировой рынок.
Совершенно очевидно, что растущая зерновая инфляция прямо отзовется ростом цен по самым разным продуктовым цепочкам: от хлеба до мяса и от молока до горячительных напитков. Как на внутреннем, несмотря на вводимый ежедневный мониторинг, так и на мировом рынках. И через импорт продовольствия (а Россия его нетто-импортер, то есть страна существенного превышения объема импорта над экспортом), объем которого неминуемо возрастет, мировой рынок свой долг России вернет. Главным импортным продовольственным товаром станет инфляция. И ее импорт уже не запретишь.

Вверх по ценовой трубе
Уже есть оценки, по которым рост цен на продовольствие не ограничится ближайшим сезоном. Однако ситуация усугубляется тем, что если взглянуть на ближайшие общие (не только продовольственные) перспективы инфляции, нельзя не увидеть появление новых двигателей роста цен.
Минфин предложил отменить льготу по уплате налога на имущество, которая распространяется на инфраструктуру естественных монополий (именно эта инфраструктура и превращает госкомпании в естественные монополии). В результате под ударом «Газпром», «Транснефть», ФСК ЕЭС, владеющая электросетями, и РЖД.
В Минфине, от которого под флагом модернизации все добиваются «инноваций» в виде адресных налоговых льгот, всегда считали подобные льготы фискальными дырами. В стимулирующий потенциал налоговых преобразований в Минфине традиционно не верят. Ту же позицию ведомство Алексея Кудрина защищает и теперь, отстаивая унификацию уплаты налога на имущество и ликвидацию льгот.
В этой инициативе есть два принципиально новых элемента. Первый состоит в том, что Минфин вступает в открытый конфликт сразу со всеми естественными монополиями. А это неминуемо чревато разнообразными политическими последствиями. Второй новый элемент в том, что в выигрыше оказывается отнюдь не федеральный бюджет. Налог на имущество поступает в региональные бюджеты. Строго говоря, федеральная льгота по региональному налогу – нонсенс, который наконец-то предлагается устранить. Налог без изъятий возвращается на региональный уровень.
Проект Минфина предлагает двигаться к стандартной ставке налога на имущество в 2,2 процента от его среднегодовой стоимости поэтапно — с 2012 года регионы смогут вводить налог на инфраструктуру по ставке, не превышающей 1,1 процента, а c 2013 – 2,2 процента. Регионы замерли в счастливом ожидании: по подсчетам Минфина, их бюджеты пополнятся на 59,7 млрд руб. в 2012 году и на 118 млрд руб. в 2013 году.
Естественные монополисты уже разворачивают кампанию против лишения их льготы. Они утверждают, что если предложения Минфина пройдут, будет затруднена прокладка новых труб (нефтяных и газовых), строительство электросетей и железных дорог. Ведь расширение «естественномонопольной» инфраструктуры и так всегда было очень затратным делом, снятие налоговых льгот процесс еще больше затормозит.
Возьмем для примера трубу «Транснефти». В компании-монополисте заявляют о том, что уплата налога за ее трубное имущество по ставке 1,1 процента в 2012 году приведет к росту тарифа на прокачку, который сейчас в среднем составляет 4 процента от стоимости нефти, до 7 процентов. А это в свою очередь значит, что рентабельными останутся только крупные и уже активно разрабатываемые месторождения. Часть же месторождений, где добыча требует дополнительных затрат, отсекается от трубы. Лоббисты нефтяников видят в подобных аргументах элемент давления на власть – новый налог может сократить экспорт нефти и, соответственно, доходы уже федерального бюджета.
Но те же аргументы можно прочитать совсем иначе. Сам факт повышения налогового бремени на естественные монополии и, в частности, на «Транснефть» безотносительно к тому, какие цели ставил перед собой Минфин, может и должен сказаться на структуре российской экономики.
Согласимся с нефтяниками – новый налог оставит часть нефтяных ресурсов страны невостребованными. Но так ли это плохо? В конце концов, что такое диверсификация производства – мантра, священный гимн, или все-таки задача, за которую пора взяться? А она как раз и состоит в отходе от экономики трубы. Сокращение опоры на нефтяной экспорт и нефтяные доходы будет стимулировать диверсификацию, а если какая-то часть нефтяных ресурсов останется нетронутой для будущих поколений, то в этом плюсов гораздо больше, чем минусов.
Давление правительства на естественные монополии должно усилиться с тем, чтобы, скажем, «Газпром» больше тратил на развитие внутрироссийского трубного хозяйства и меньше на «Зенит», компания должна сокращать свои непрофильные расходы. К тому же не стоит сбрасывать со счетов инвестиционные возможности государства. Напомним, Минэкономразвития выдвинуло идею создания государственного инфраструктурного фонда РФ с капиталом 20 млрд рублей. Заявленная цель фонда – поддержка развития инфраструктуры с активным привлечением частного капитала. Так что «инфраструктурный налог» катастрофы не вызовет.
У этого налога есть и другая, пожалуй, более важная сторона. Диверсификация диверсификацией, но инициатива Минфина затронет каждого. Конечно, естественные монополии и их лоббисты сделают все, чтобы потопить предложения Минфина. Игра еще впереди, но пока из правительства слышны только одобрительные отзывы. К тому же следует учесть, что у инициативы Минфина есть и изрядный предвыборный потенциал. Финансовая поддержка регионов будет не последним аргументом как на парламентских, так и на президентских выборах. Так что шансы на успех у предложений Минфина достаточно велики.
Это отнюдь не означает, что монополисты готовы сложить оружие. В первую очередь они будут стремиться переложить свои платежи на конечных потребителей, то есть на тарифы за свои услуги. Пример «Транснефти» уже был приведен.
В ФСК ЕЭС рассуждают так: стоимость активов компании оценивается в 647,6 млрд руб., 1,1 процента от этой суммы составит около 6,5 млрд руб. В рамках же действующей для ФСК тарифной системы налоговые платежи, как уверяют в компании, полностью компенсируются в тарифах. Таким образом, в 2012 году 6,5 млрд рублей ФСК твердо намерена возвратить себе через тарифный рост. А расценки ФСК в свою очередь будут выдавливать вверх платежи за электроэнергию как со стороны предприятий, так и со стороны граждан.
ОАО «Российские железные дороги» стремится к тому же, что и ФСК ЕЭС, но здесь нет правовой базы автоматического переноса новых затрат на тарифы. Поэтому железнодорожники осторожнее, они говорят, что новый налог «в конечном счете будет переложен на потребителей». До сих пор правительство стойко не соглашалось на рост тарифов ОАО РЖД, предпочитая компенсировать убытки госмонополии прямыми субсидиями из федерального бюджета — так, в 2011 году компания получит из бюджета 75 млрд руб. Однако вряд ли с 2012 года эта практика будет продолжена – Минфин может не согласиться компенсировать федеральными средствами уплату региональных налогов. Так что следует ждать взлета цен на грузовые и пассажирские перевозки.
«Газпром» хранит гордое молчание, но можно не сомневаться, что и он мобилизует мощный лоббистский потенциал на перенос нового налога на потребителей. А это значит, что вверх пойдут не только тарифы за прокачку, новый налог, учитывая непрозрачность «Газпрома», вполне может поднять цены на газ, дополнительное ускорение получит рост тарифов на электроэнергию и в целом на услуги ЖКХ.
Таким образом, естественные монополии в едином строю бросятся на штурм правительства и Федеральной службы по тарифам, требуя повышения своих расценок, с хорошими шансами на успех.
Но есть и второй фронт. Раз новым налогом распоряжаются регионы, то в их власти и предоставлять налоговые льготы. Значит, с неменьшим упорством монополисты будут штурмовать губернаторов. И можно не сомневаться в том, что тарифы, а вслед за ними и волна инфляции, будут расти независимо от вполне вероятных побед монополистов на втором фронте.

Чипу «мейд ин Роснано» спешат на помощь
Монополии, как мы только что видели, неотделимы от роста цен. Это правило может получить и совсем свежее подтверждение.
Владимир Евтушенков (АФК «Система») и Анатолий Чубайс (РОСНАНО) обратились к премьеру Владимиру Путину с просьбой поддержать отечественных производителей микроэлектроники и, прежде всего, ограничить импорт чипов. Нынешний российский рынок микроэлектроники признается ими «нерегулируемым», что приносит вред отечественному производителю, который попросту такой рынок теряет.
Честно говоря, весьма любопытно было увидеть в Чубайсе, когда-то ледоколе свободного рынка, сторонника его «регулируемости». Тем более, что «регулируемый рынок» по Евтушенкову с Чубайсом – это откровенный эвфемизм. На деле расчищается площадка, которую займет их совместная монополия – АФК «Система» и «РОСНАНО» как раз завершают создание совместного российского производства чипов, которое этой монополией и станет. Объем инвестиций в проект составит 16,5 миллиарда рублей, из них «Роснано» вложит 6,5 миллиарда рублей, а СИТРОНИКС («дочка» АФК «Система») – оборудование завода «Микрон». Так что речь идет совсем не о том регулировании, которое цивилизует рынок. Здесь уместнее параллель с российской регулируемой или управляемой демократией.
Реакция Владимира Путина пока неизвест-
на. Но есть достаточно оснований предполагать, что просители свое получат. Во-первых, речь идет о самом передовом производстве, в развитии которого Россия действительно заинтересована. Во-вторых, «ходоки» к Путину искусно оперируют таким аргументом, как «интересы национальной безопасности». В пояснительной записке к тому же говорится о том, что импортные чипы могут содержать недокументированные инструкции, способные «парализовать работу» техники. К тому же они обладают «недостаточной надежностью», так как предназначены для промышленного, а не военного применения.
Если кто-то решил, что я против господдержки российских производств, которые соответствуют современному передовому уровню, то это ошибка. Все дело в том, какая господдержка допустима, а какая – нет.
И без зонтика от импорта в господдержке отечественному производителю микроэлектроники никто не отказывает: здесь и госзаказ, и налоговые льготы для производителей программного продукта. Это несомненные конкурентные преимущества. Что же касается ограничения или, если называть вещи своими именами, запрета на импорт чипов, то это уже совсем другая история. Отечественные производители чипов хотят получить не преимущества в конкурентной борьбе, а устранить конкуренцию как таковую. Что характерно, в обращении к Путину нигде не говорится о том, что предлагаемый запрет импорта будет временным.
Получается, что за основу «регулируемого рынка» микроэлектроники Евтушенков с Чубайсом берут нелегкую судьбу российского автопрома. Вчера производителям «Жигулей» создавался тепличный режим и госвливаний, и ограничения импорта. К чему это привело, известно. Но российский авторынок отличается от рынка чипов своими масштабами. Именно это обстоятельство и привело автопром к его сегодняшнему условному равновесию: когда музыку заказывают иностранные производители, вынесшие в Россию свое производство, АвтоВАЗ же имеет свою постоянно сужающуюся, но пока еще достаточно емкую, условно субэкономичную нишу.
Проблема рынка чипов в том, что сегодня он в России недостаточен для того, чтобы мировые лидеры разместили здесь свое производство. Евтушенков с Чубайсом рассчитывают самостоятельно развивать этот рынок, оставаясь на нем безусловными монополистами. Схема понятна, но возникает вопрос: не достаточно ли России одного АвтоВАЗа, этакого чемодана без ручки, который нести неудобно, а бросить жалко?
Ведь отечественное производство чипов по совершенно объективным причинам – оборот на порядок ниже, чем у мировых лидеров, а значит себестоимость выше – будет дороже импортного. К тому же монополия – уж кому, как не Чубайсу этого не знать, – по определению тормозит технологический прогресс вместе с конкуренцией. Так стоит ли клонировать АвтоВАЗ в производстве чипов?
Лоббисты идеи закрыться от импорта говорят, что эта мера должна распространиться исключительно на сферы, имеющие прямое отношение к защите интересов национальной безопасности. Тут же хочется вспомнить Станиславского с его «Не верю!» Запрету подлежит, в частности, весь импорт чипов для «симок» мобильных телефонов.
Специалисты опасаются дальнейших шагов по наклонной плоскости ликвидации конкуренции в сфере микроэлектроники. Предложения «РОСНАНО» и «Системы» уже включают в себя также «установление национального стандарта аутентификации пользователей в мобильных сетях», «ГОСТ на алгоритм дистанционного обновления SIM-карты» и «обязательную сертификацию процессов персонализации и загрузки ключа SIM-карты».
Переводит с компютерного на общедоступный язык пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева: «Термин «национальный стандарт аутентификации пользователей в мобильных сетях» непонятен. Если будет введен «ГОСТ на алгоритм дистанционного обновления SIM-карты» и он будет отличаться от существующих стандартов дистанционного обновления SIM-карт Европейского института по стандартизации в области телекоммуникаций и Ассоциации операторов сетей GSM, это может привести к необходимости внесения изменений в операционные системы SIM-карт всех поставщиков и ПО сервисных платформ операторов связи и, скорее всего, приведет к увеличению стоимости как самих карт, так и поддержки сервисных платформ».
Айбашева не берется объяснить, что означает «мобильная сертификация процессов персонализации и загрузки ключа SIM-карты», т.к. неясно, на кого распространяется эта сертификация – на поставщиков SIM-карт или на операторов связи. Непонятно также, о каком конкретно ключе SIM-карты идет речь: если о ключе аутентификации, то вероятна «дорогостоящая доработка абонентской биллинговой системы оператора».
Итог: пример монополии на авторынке Евтушенкова с Чубайсом не удовлетворяет. Если следовать этому примеру, должен наступить момент, когда рынок дорастет до тех размеров, при которых станет интересен компаниям Intel или AMD для размещения здесь собственных производств, тогда на нем появится конкуренция. У Евтушенкова с Чубайсом более амбициозные планы, они стремятся отделить российский рынок микроэлектроники от мирового даже технологическими средствами. В последовательности этим господам не откажешь.
Остается только повторить: они делают все для того, чтобы российские цены на чипы, а в ближайшей перспективе на все, эти чипы содержащее, рванули вверх. А в чуть более отдаленной перспективе – не технологический прорыв, а консервация технологического отставания. Рост цен всегда идет с консервацией отставания рука об руку.
Таким образом, рост цен в России получил (в полном соответствии с формулой недавнего классика) три новых источника и три новые составные части. Остается готовиться выворачивать кошельки. 

Николай Вардуль


http://sovsekretno.ru/magazines/article/2598