Кудрин: в России начался тренд на повышение налогов
Татьяна Сейранян
Ведомости
19.11.2010, 11:54
Решение о повышении налогов на малый бизнес с 14% до 34% с 1 января следующего года не нравится ни Правительству РФ, ни Минэкономразвития. Это выяснилось в ходе сегодняшней конференции, которую транслировал телеканал Россия-24, и в которой участвовали помощник президента Аркадий Дворкович, министр финансов РФ Алексей Кудрин и руководитель Сбербанка Герман Греф. Тем не менее, Кудрин выступает за нейтральную налоговую систему, при которой все организации и частные лица лишатся любых льгот.
Повышение как тренд
Повышение налоговой нагрузки в 2011 г. составит 2% ВВП, заявил сегодня вице-премьер Алексей Кудрин. При этом он подчеркнул, что повышение налогов — это тренд. «Мы стоим не перед временной мерой, мы стоим перед трендом повышения налогов», — сказал Кудрин, добавив, что соответствующие меры были приняты в большинстве стран. Если это было не повышение налоговой нагрузки, то страны выбирали меры вроде повышения пенсионного возраста. При этом путь бюджетной консолидации придется проходить всем в объемах от 3-4% до 8-10% ВВП, сообщил Кудрин, рассказав, что в России консолидация бюджета будет проходить в соотношении 50 на 50 (повышение налоговой нагрузки и снижение расходов бюджета) или более 50% увеличения налогов.
Кроме тех налогов, которые уже согласованы, Кудрин предложил ввести имущественный налог: он может принести в доходы бюджета около 1% ВВП. «Я думаю, что примерно 1% ВВП, в перспективе 5 лет мы можем повышать этот налог», — сказал он. Также по его словам, большим потенциалом повышения обладают акцизы на табак и алкоголь. «Несмотря на наше предложение больше повышать акциз на алкоголь, пока принято решение сохранить на этот год повышение на 10%», — напомнил Кудрин. «Но, я думаю, что в ближайшие годы это будет и 20 и 30% по годам», — сказал он.
В целом же, отмена налоговых льгот полностью помогла бы решить проблему бюджетного дефицита, считает вице-премьер. «Нужно пройти снижение дефицита на 4,7% ВВП (это меньше, чем предполагавшийся ранее дефицит в размере 5,3%), а льготы захватывают до 5% ВВП. Я не предлагаю отменить их все. Есть те льготы, которые должны сохраняться», — сказал Кудрин. Хотя в целом он отметил, что выступает за создание нейтральной налоговой системы, в которой все предприятия будут равны, а льгот не будет. На это Аркадий Дворкович заметил, что такие системы хорошо существуют только на бумаге.
Не те льготы
Рассказывая о том, как принималось решение о необходимости повышения налогов, Кудрин отметил, что одним из важных вопросов были льготы по инновациям. «Когда мы вносили очередной пакет льгот по инновациям, мы пришли к выводам, что ранее введенные льготы не работают, нужны новые», — сказал вице-премьер РФ.
Греф с ним не согласился. «Нельзя стимулировать к росту то, чего нет. Это по поводу роста инноваций. Должна экономика войти в инновационный цикл, потом можно стимулировать», — заявил глава Сбербанка, добавив, что с тем же успехом в России можно вводить льготы на выращивание бананов.
Как у всех
В защиту нового налогового бремени вице-премьер подсчитал, что в России налоги ниже, чем в странах ОЭСР и в США. «Общее налоговое бремя в странах ОЭСР до кризиса составляло 30,5-36%. В ЕС — около 38%. В РФ — 36-38%. Но если вычесть экспортную пошлину на нефть и газ и налог на добычу полезных ископаемых, налоговое бремя в России остается 26%. Это ниже, чем в США — 28-29%. У нас достаточно низкое налоговое бремя», — заявил Кудрин.
В ответ на это Герман Греф предложил Кудрину сравнивать Россию не с США и странами Европы, а с Китаем и Индией. «В этом случае сравнения будут не в нашу пользу», — отметил он.
Комфортные налоги
По подсчетам представителей малого бизнеса, с 1 января налоговая нагрузка на них повысится в 2,4 раза. «Это массовая ликвидация или уход в тень», — заявили они на конференции. Греф поддержал подобные высказывания, отметив, что если за время кризиса Сбербанк сумел довольно успешно сократить расходы в частности за счет сокращения персонала на 15%, новое законодательство, вступающее в силу с 1 января, «съест» все эти достижения. «Нельзя раздеть голого. Обирать сейчас малый бизнес, который является источником экономического роста, невозможно… Если приоритетом является устойчивость экономического роста — то должен быть тренд на снижение налоговой нагрузки», — сказал Греф.
По мнению Аркадия Дворковича, удовлетворить одновременно малому бизнесу и государству возможно. «О сокращении налоговой нагрузки в ближайшие три года не может идти речи хотя бы по формальным причинам: бюджет уже согласован. Однако можно попытаться сделать нагрузку комфортнее», — считает он.
В то же время глава Сбербанка убежден, что новые налоги приведут лишь к тому, что желающих платить их окажется значительно меньше. «Введение новых налогов можно сравнить с задачей ощипать гуся и при этом не услышать шипения. Мы гордились либеральной системой малого бизнеса, а сейчас резко поднимаем ставку. Мы должны представлять, что шипение получим в виде ухода из открытого сектора экономики в теневой», — считает Греф.
Татьяна Сейранян
Ведомости
19.11.2010, 11:54
Решение о повышении налогов на малый бизнес с 14% до 34% с 1 января следующего года не нравится ни Правительству РФ, ни Минэкономразвития. Это выяснилось в ходе сегодняшней конференции, которую транслировал телеканал Россия-24, и в которой участвовали помощник президента Аркадий Дворкович, министр финансов РФ Алексей Кудрин и руководитель Сбербанка Герман Греф. Тем не менее, Кудрин выступает за нейтральную налоговую систему, при которой все организации и частные лица лишатся любых льгот.
Повышение как тренд
Повышение налоговой нагрузки в 2011 г. составит 2% ВВП, заявил сегодня вице-премьер Алексей Кудрин. При этом он подчеркнул, что повышение налогов — это тренд. «Мы стоим не перед временной мерой, мы стоим перед трендом повышения налогов», — сказал Кудрин, добавив, что соответствующие меры были приняты в большинстве стран. Если это было не повышение налоговой нагрузки, то страны выбирали меры вроде повышения пенсионного возраста. При этом путь бюджетной консолидации придется проходить всем в объемах от 3-4% до 8-10% ВВП, сообщил Кудрин, рассказав, что в России консолидация бюджета будет проходить в соотношении 50 на 50 (повышение налоговой нагрузки и снижение расходов бюджета) или более 50% увеличения налогов.
Кроме тех налогов, которые уже согласованы, Кудрин предложил ввести имущественный налог: он может принести в доходы бюджета около 1% ВВП. «Я думаю, что примерно 1% ВВП, в перспективе 5 лет мы можем повышать этот налог», — сказал он. Также по его словам, большим потенциалом повышения обладают акцизы на табак и алкоголь. «Несмотря на наше предложение больше повышать акциз на алкоголь, пока принято решение сохранить на этот год повышение на 10%», — напомнил Кудрин. «Но, я думаю, что в ближайшие годы это будет и 20 и 30% по годам», — сказал он.
В целом же, отмена налоговых льгот полностью помогла бы решить проблему бюджетного дефицита, считает вице-премьер. «Нужно пройти снижение дефицита на 4,7% ВВП (это меньше, чем предполагавшийся ранее дефицит в размере 5,3%), а льготы захватывают до 5% ВВП. Я не предлагаю отменить их все. Есть те льготы, которые должны сохраняться», — сказал Кудрин. Хотя в целом он отметил, что выступает за создание нейтральной налоговой системы, в которой все предприятия будут равны, а льгот не будет. На это Аркадий Дворкович заметил, что такие системы хорошо существуют только на бумаге.
Не те льготы
Рассказывая о том, как принималось решение о необходимости повышения налогов, Кудрин отметил, что одним из важных вопросов были льготы по инновациям. «Когда мы вносили очередной пакет льгот по инновациям, мы пришли к выводам, что ранее введенные льготы не работают, нужны новые», — сказал вице-премьер РФ.
Греф с ним не согласился. «Нельзя стимулировать к росту то, чего нет. Это по поводу роста инноваций. Должна экономика войти в инновационный цикл, потом можно стимулировать», — заявил глава Сбербанка, добавив, что с тем же успехом в России можно вводить льготы на выращивание бананов.
Как у всех
В защиту нового налогового бремени вице-премьер подсчитал, что в России налоги ниже, чем в странах ОЭСР и в США. «Общее налоговое бремя в странах ОЭСР до кризиса составляло 30,5-36%. В ЕС — около 38%. В РФ — 36-38%. Но если вычесть экспортную пошлину на нефть и газ и налог на добычу полезных ископаемых, налоговое бремя в России остается 26%. Это ниже, чем в США — 28-29%. У нас достаточно низкое налоговое бремя», — заявил Кудрин.
В ответ на это Герман Греф предложил Кудрину сравнивать Россию не с США и странами Европы, а с Китаем и Индией. «В этом случае сравнения будут не в нашу пользу», — отметил он.
Комфортные налоги
По подсчетам представителей малого бизнеса, с 1 января налоговая нагрузка на них повысится в 2,4 раза. «Это массовая ликвидация или уход в тень», — заявили они на конференции. Греф поддержал подобные высказывания, отметив, что если за время кризиса Сбербанк сумел довольно успешно сократить расходы в частности за счет сокращения персонала на 15%, новое законодательство, вступающее в силу с 1 января, «съест» все эти достижения. «Нельзя раздеть голого. Обирать сейчас малый бизнес, который является источником экономического роста, невозможно… Если приоритетом является устойчивость экономического роста — то должен быть тренд на снижение налоговой нагрузки», — сказал Греф.
По мнению Аркадия Дворковича, удовлетворить одновременно малому бизнесу и государству возможно. «О сокращении налоговой нагрузки в ближайшие три года не может идти речи хотя бы по формальным причинам: бюджет уже согласован. Однако можно попытаться сделать нагрузку комфортнее», — считает он.
В то же время глава Сбербанка убежден, что новые налоги приведут лишь к тому, что желающих платить их окажется значительно меньше. «Введение новых налогов можно сравнить с задачей ощипать гуся и при этом не услышать шипения. Мы гордились либеральной системой малого бизнеса, а сейчас резко поднимаем ставку. Мы должны представлять, что шипение получим в виде ухода из открытого сектора экономики в теневой», — считает Греф.