Госдума взялась за поправки в АПК об обратной силе толкований ВАС

amd

Активист
10 Апр 2007
12,440
5,801
НовостиСудебная реформа 26.11.2010

Госдума взялась за поправки в АПК об обратной силе толкований ВАС

14911.jpg
К вновь открывшимся обстоятельствам законопроектом отнесено и изменение ВАС практики применения правовой нормы


Государственная Дума на ближайшем пленарном заседании во вторник, 23 ноября, рассмотрит во втором чтении поправки в Арбитражный процессуальный кодекс РФ, предусматривающие реформирование института пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам. Решение об этом принял на минувшей неделе Совет Госдумы, сообщается в материалах палаты.
В первом чтении разработанный ВАС РФ законопроект № 343802-5 "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" был принят 2 июля 2010 года.
Напомним, что законопроектом, в частности, предлагается разграничить обстоятельства, которые являются основанием для пересмотра, на новые и вновь открывшиеся. При этом к вновь открывшимся обстоятельствам законопроектом отнесены такие обстоятельства по делу, которые существовали на момент принятия судебного акта, а к новым — обстоятельства, хотя и возникшие после принятия судебного акта, но имеющие существенное значение для правильного разрешения дела. К последним предлагается отнести и определение (изменение) Высшим Арбитражным Судом РФ практики применения правовой нормы, примененной арбитражным судом в конкретном деле, в связи с принятием судебного акта, по которому подано заявление о пересмотре дела в порядке надзора, в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ или в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, вынесенном по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора.
Как отмечает ВАС, такой процессуальный механизм пересмотра судебных актов, по мнению Конституционного Суда РФ, выраженному в Постановлении от 21 января 2010 года № 1-П, с одной стороны, позволяет повысить эффективность института пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу, освобождая Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ от рассмотрения дел, разрешение которых должно быть основано на выработанной Высшим Арбитражным Судом РФ правовой позиции, а с другой стороны, расширяет для лиц, участвующих в деле, возможность, обращаясь к данному Высшим Арбитражным Судом РФ толкованию норм права, добиться защиты своего права или законного интереса в других арбитражных судах.
Ко второму чтению Комитетом Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству совместно с ВАС подготовлено 17 поправок к законопроекту, которые будут предложены палате к принятию. В частности, с учетом замечаний Правительства РФ, законопроектом теперь предусматривается, что "судебный акт, принятый в результате повторного рассмотрения дела, не может быть изменен в сторону ухудшения положения лица, привлекаемого или привлеченного к ответственности за административные или налоговые правонарушения либо к иной публично-правовой ответственности".
Ниже следует текст законопроекта с внесенными поправками ко второму чтению:
" Статья 1
Внести в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3012; 2010, № 18, ст. 2145; № 31, ст. 4197) следующие изменения:
1) в части 4 статьи 61 слова "предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 18" заменить словами "предусмотренные пунктом 2 части 3 статьи 18";
2) в части 2 статьи 62 слова "вновь открывшимся" заменить словами "новым или вновь открывшимся";
3) абзац седьмой части 4 статьи 170 дополнить словами ", постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации";
4) статью 299 дополнить частью 81 следующего содержания:
"81. В случае, если при рассмотрении заявления или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора будет установлено, что имеется обстоятельство, предусмотренное пунктом 5 части 3 статьи 311 настоящего Кодекса, коллегиальный состав судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в котором указывает на возможность пересмотра оспариваемого судебного акта по новым обстоятельствам в срок, предусмотренный частью 1 статьи 312 настоящего Кодекса.";
5) наименование главы 37 изложить в следующей редакции:
"Глава 37. Производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам";
6) в статье 309:
а) в наименовании слова "вновь открывшимся" заменить словами "новым или вновь открывшимся";
б) слова "вновь открывшимся" заменить словами "новым или вновь открывшимся";
7) в статье 310:
а) в наименовании слова "вновь открывшимся" заменить словами "новым или вновь открывшимся";
б) в части 1 слова "вновь открывшимся" заменить словами "новым или вновь открывшимся";
в) в части 2 слова "вновь открывшимся" заменить словами "новым или вновь открывшимся";
8) статью 311 изложить в следующей редакции:
"Статья 311. Основания пересмотра судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам
1. Основаниями пересмотра судебных актов по правилам настоящей главы являются:
1) вновь открывшиеся обстоятельства — указанные в части 2 настоящей статьи и существовавшие на момент принятия судебного акта обстоятельства по делу;
2) новые обстоятельства — указанные в части 3 настоящей статьи, возникшие после принятия судебного акта, но имеющие существенное значение для правильного разрешения дела обстоятельства.
2. Вновь открывшимися обстоятельствами являются:
1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;
2) установленные вступившим в законную силу приговором суда фальсификация доказательства, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо ложные показания свидетеля, заведомо неправильный перевод, которые повлекли за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному делу;
3) установленные вступившим в законную силу приговором суда преступные деяния лица, участвующего в деле, или его представителя либо преступные деяния судьи, совершенные при рассмотрении данного дела.
3. Новыми обстоятельствами являются:
1) отмена судебного акта арбитражного суда или суда общей юрисдикции либо постановления другого органа, послуживших основанием для принятия судебного акта по данному делу;
2) признанная вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда или суда общей юрисдикции недействительной сделка, которая повлекла за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному делу;
3) признание Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации закона, примененного арбитражным судом в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд Российской Федерации;
4) установленное Европейским Судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении арбитражным судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский Суд по правам человека;
5) определение либо изменение в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практики применения правовой нормы, если в соответствующем акте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации содержится указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в силу данного обстоятельства.";
9) статью 312 изложить в следующей редакции:
"Статья 312. Порядок и срок подачи заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам
1. Заявление о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам подается в арбитражный суд, принявший данный судебный акт, лицами, участвующими в деле, в срок, не превышающий трех месяцев со дня появления или открытия обстоятельств, являющихся основанием пересмотра судебного акта, а в случае, если наличие обстоятельства, предусмотренного пунктом 5 части 3 статьи 311 настоящего Кодекса, выявлено при рассмотрении заявления или представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, со дня получения заявителем копии определения об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
2. По ходатайству лица, обратившегося с заявлением, пропущенный срок подачи заявления может быть восстановлен арбитражным судом при условии, если ходатайство подано не позднее шести месяцев со дня появления или открытия обстоятельств, являющихся основанием пересмотра, и арбитражный суд признает причины пропуска срока уважительными. Ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам рассматривается арбитражным судом в порядке, установленном статьей 117 настоящего Кодекса.
3. В случае, предусмотренном пунктом 5 части 3 статьи 311 настоящего Кодекса, заявление о пересмотре вступившего в законную силу судебного акта может быть подано в срок, предусмотренный настоящей статьей, но не позднее шести месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела по существу, если исчерпана возможность для обращения в суд апелляционной и кассационной инстанций.";
10) в статье 313:
а) в части 1 слова "вновь открывшимся" заменить словами "новым или вновь открывшимся";
б) в части 2:
в абзаце первом слова "вновь открывшимся" заменить словами "новым или вновь открывшимся";
в пункте 3 слова "вновь открывшимся" заменить словами "новым или вновь открывшимся";
в пункте 4 слова "вновь открывшееся" заменить словами "новое или вновь открывшееся";
в) в пункте 1 части 4 слова "вновь открывшиеся" заменить словами "новые или вновь открывшиеся";
11) в абзаце первом части 1 статьи 314 слова "вновь открывшимся" заменить словами "новым или вновь открывшимся";
12) в статье 315:
а) в наименовании слова "вновь открывшимся" заменить словами "новым или вновь открывшимся";
б) в абзаце первом части 1 слова "вновь открывшимся" заменить словами "новым или вновь открывшимся";
13) в статье 316:
а) в наименовании слова "вновь открывшимся" заменить словами "новым или вновь открывшимся";
б) в части 1 слова "вновь открывшимся" заменить словами "новым или вновь открывшимся";
14) в статье 317:
а) в наименовании слова "вновь открывшимся" заменить словами "новым или вновь открывшимся";
б) в части 1 слова "вновь открывшимся" заменить словами "новым или вновь открывшимся";
в) в части 2 слова "вновь открывшимся" заменить словами "новым или вновь открывшимся";
г) дополнить частью 21 следующего содержания:
"21. В случае отмены судебного акта в силу обстоятельства, предусмотренного пунктом 5 части 3 статьи 311 настоящего Кодекса, судебный акт, принятый в результате повторного рассмотрения дела, не может быть изменен в сторону ухудшения положения лица, привлекаемого или привлеченного к ответственности за административные или налоговые правонарушения либо к иной публично-правовой ответственности.";
д) в части 4 слова "вновь открывшимся" заменить словами "новым или вновь открывшимся";
е) в части 5 слова "вновь открывшимся" заменить словами "новым или вновь открывшимся".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования. "








НовостиПересмотр дела
Госдума в пятницу ограничит обратную силу толкований ВАС

14911.jpg



Государственная Дума завтра рассмотрит во втором чтении законопроект "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", которым закрепляется возможность пересмотра судебного акта арбитражного суда по вновь открывшимся обстоятельствам.
Речь идет о случаях, когда после вступления в силу судебных актов, практика по применению законодательства была изменена или определена постановлением пленума или президиума ВАС РФ.
Законопроект модифицирует институт пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, подразделяя их на новые и вновь открывшиеся открывшиеся обстоятельства. При этом определение либо изменение в постановлениях пленума или президиума ВАС РФ практики правовой нормы отнесены к новым обстоятельствам для пересмотра судебных актов (пункт 5 части 3 статьи 311 проекта ФЗ).
Ко второму чтению законопроект претерпел ряд изменений.
В частности, глава Комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников внес поправку, согласно которой дела могут пересматриваться только в том случае "если в соответствующем акте ВАС РФ содержится указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов".
Кроме того, в начальной редакции законопроекта было установлено, что заявление о пересмотре судебного акта подается не позднее 3-х месяцев, однако по уважительной причине срок может быть восстановлен. Ко второму чтению документ предусматривает, что ходатайство о восстановлении срока должно подаваться лицами, участвующими в деле, "не позднее шести месяцев со дня появления или открытия обстоятельств для пересмотра". При этом причины пропуска срока подачи заявления также должны быть признаны уважительными. Эта поправка была внесена ВАС РФ.
Еще одна поправка, внесенная ко второму чтению, касается пересмотра судебных актов, если пленум или президиум ВАС изменили или определили судебную практику по примененным в акте нормам. В таком случае заявление может быть подано также в 3-месячный срок, однако "не позднее 6 месяцев с со дня вступления в силу последнего судебного акта, если исчерпана возможность для обращения в суд апелляционной и кассационной инстанций".
Ко второму чтению документ также дополнен поправкой о том, что в случае, если практика по применению законодательства была изменена или определена постановлением пленума или президиума ВАС РФ, принятый в результате повторного рассмотрения дела судебный акт не может быть изменен в сторону ухудшения положения лица, привлекаемого или привлеченного к налоговой и публично-правовой ответственности.
Профильный комитет Госдумы рекомендует палате принять эти поправки во втором чтении.


www.pravo.ru
 

Vlad_pravo2000

Активист
19 Май 2007
1,669
199
Москва
как же Госдума хочет ограничить ВАС РФ. Думаю эти поправка неконституционны т.к. права граждан и организаций ущемляются, чем было до этого.