Росфинмониторинг в 2010 году

dura lex

Активист
25 Июн 2007
6,459
2,422
013 планета в тентуре
Банки РФ с подозрением отнеслись к операциям на 120 трлн руб.


За первые 10 месяцев этого года Росфинмониторинг, отвечающий за борьбу с отмыванием средств, получил 5,6 млн "тревожных сигналов" от участников рынка. Банки и другие организации сочли подозрительными операции на общую сумму 120 трлн руб., что эквивалентно объему трех годовых ВВП страны, пишет сегодня "Коммерсантъ".

Впрочем, число действительно подозрительных сделок выросло незначительно. Уголовные дела были возбуждены лишь в 2 тыс. случаев - это на 12% больше, чем в прошлом году, но составляет лишь 0,3% от всех сообщений.

По сравнению с прошлым годом, число заявок о подозрительных операциях и их объем существенно выросли - за тот же период прошлого года в Росфинмониторинг поступило 4,7 млн сообщений об операциях на сумму 57 трлн руб. Участники рынка объясняют рост нынешнего года увеличением активности клиентов, сопровождающим выход банковской системы из кризиса.

"В этом году мы наблюдаем рост по сделкам с недвижимостью примерно в два раза, а такие операции подлежат обязательному контролю", - говорит начальник департамента финансового мониторинга и валютного контроля Нордеа-банка Ирина Мусорина. По ее словам, активность клиентов объясняется ожиданиями того, что недвижимость скоро снова начнет расти в цене.

Другой причиной является увеличение сделок, которые проводят состоятельные клиенты; растет и количество сделок по приобретению недвижимости за границей, добавляет эксперт. Кроме того, ЦБ РФ направил в банки 18 писем по критериям сомнительных операций, и этим тоже может быть вызвано увеличение уведомлений, поступающих в Росфинмониторинг.
06 декабря 2010г.
==========================



Добавлено через 26 секунд
Кроме того, ЦБ РФ направил в банки 18 писем по критериям сомнительных операций, и этим тоже может быть вызвано увеличение уведомлений, поступающих в Росфинмониторинг.

Кто-нибудь имеет информацию по критериям?
 

chif

Активист
29 Окт 2007
1,135
843
Москва
Признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализация (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также признаки сомнительных операций, приведенные в:

- Письме Банка России от 21 января 2005 г. N 12-Т "Методические рекомендации по усилению контроля за операциями покупки физическими лицами ценных бумаг за наличный расчет и купли-продажи наличной иностранной валюты",

- Письме Банка России от 26 января 2005 г. N 17-Т "Об усилении контроля за операциями с наличными денежными средствами",

-Письме Банка России от 26.12.2005 N 161-Т "Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций",

-Письме Банка России от 13 марта 2008г. №24-Т "О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций",

-Письме Банка России от 4 июля 2008 г. N 80-Т "Об усилении контроля за отдельными операциями физических и юридических лиц с векселями",

- Письме Банка России от 3 сентября 2008 г. N 111-Т "О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций клиентов кредитных организаций".
9.1. Приобретение физическим лицом ценных бумаг за счет средств, внесенных им на депозитный счет либо счет для расчетов с использованием банковских карт в наличной форме.
9.2. Покупка физическим лицом наличной иностранной валюты посредством осуществления в течение одного операционного дня следующей последовательности операций:
- в кредитной организации на имя физического лица открываются два банковских счета (депозитные счета либо счета для расчетов с использованием банковских карт): в валюте Российской Федерации и иностранной валюте;
- на счет, открытый в валюте Российской Федерации, вносятся (зачисляются) наличные денежные средства в валюте Российской Федерации;
- по поручению физического лица находящиеся на счете денежные средства в валюте Российской Федерации списываются в счет оплаты покупаемой им иностранной валюты;
- приобретенная иностранная валюта зачисляется на счет физического лица в иностранной валюте и в последующем снимается физическим лицом с этого счета в наличной форме.
9.3. Продажа физическим лицом наличной иностранной валюты посредством осуществления в течение одного операционного дня следующей последовательности операций:
- в кредитной организации на имя физического лица открываются два банковских счета (депозитные счета либо счета для расчетов с использованием банковских карт): в валюте Российской Федерации и иностранной валюте;
- на счет, открытый в иностранной валюте, вносятся (зачисляются) наличные денежные средства в иностранной валюте;
- по поручению физического лица находящиеся на счете денежные средства в иностранной валюте списываются в счет оплаты покупаемой им валюты Российской Федерации;
- приобретенная валюта Российской Федерации зачисляется на счет физического лица в валюте Российской Федерации и в последующем снимается физическим лицом с этого счета в наличной форме.
9.4. Получение физическими лицами - нерезидентами (физическими лицами - резидентами) со своих счетов, открытых в Банке, крупных сумм (равных либо превышающих 600 000 рублей) наличных денежных средств в рублях либо в иностранной валюте, в результате реализации нижеследующей схемы (либо аналогичных).
Денежные средства поступают на счета физических лиц - нерезидентов (физических лиц - резидентов) в безналичной форме в виде переводов от одного или нескольких юридических лиц - нерезидентов, в том числе со счетов, открытых в одной и той же кредитной организации.
В свою очередь, на счета юридических лиц - нерезидентов указанные денежные средства по различным основаниям могут поступать как от юридических лиц - нерезидентов (преимущественно, в иностранной валюте), так и от юридических лиц - резидентов (в основном, в рублях). В последнем случае, если в качестве основания для осуществления расчетов в рублях с юридическим лицом - нерезидентом юридическое лицо - резидент представляет в Банк внешнеторговые контракты, то, как правило, содержание указанных контрактов не соответствует "Рекомендациям по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов", утвержденным Министерством внешних экономических связей Российской Федерации 29 февраля 1996 года и доведенным до сведения уполномоченных банков письмом Банка России от 15.07.96 N 300. При этом расчеты, поставка или приемка-передача товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) в рамках исполнения обязательств по вышеуказанным контрактам обычно осуществляются в один день.
Основания переводов в пользу физических лиц - резидентов (физических лиц - нерезидентов) от одного или нескольких юридических лиц - нерезидентов могут быть различными, в том числе: оплата по контракту, договору, соглашению, выплата вознаграждения за выполненные работы, оказанные услуги, переданные результаты интеллектуальной деятельности, перечисление бонусов, получение и возврат займов, операции с векселями т.п.
При осуществлении последовательных операций по переводу денежных средств в рамках одной кредитной организации возможно дополнительное участие в схеме еще одного юридического лица - резидента, выполняющего функции по аккумулированию на своем счете рублевых средств от других юридических лиц - резидентов для их последующего перевода на счет юридического лица - нерезидента. В указанном случае ежедневно на счет такого юридического лица - резидента поступают денежные средства от нескольких юридических лиц-резидентов, являющихся клиентами как данной кредитной организации, так и других кредитных организаций. В конце операционного дня все денежные средства, зачисленные на счет этого юридического лица - резидента, переводятся в полном объеме на счет юридического лица - нерезидента (счета юридических лиц - нерезидентов) для последующего их перевода на счет (вклад) физического лица - нерезидента (физического лица - резидента) и получения в наличной форме.
Характерными признаками операций, описанных в настоящем пункте являются:
- при наличии значительных оборотов безналичных денежных средств в течение операционного дня на конец операционного дня ежедневные нулевые или незначительные (не более 5% от оборота безналичных денежных средств в течение операционного дня) остатки на счетах основных участников схемы по получению наличных денежных средств со счета (вклада);
- зачисление денежных средств на счета (вклады) физических лиц - нерезидентов (физических лиц - резидентов) и получение физическими лицами - нерезидентами (физическими лицами - резидентами) наличных денежных средств с указанных счетов (вкладов) в один операционный день;
- наличие одних и тех же участников, совпадающие адреса места нахождения организаций, осуществляющих такие операции;
- значительные объемы (более 600 000 рублей) наличных денежных средств, регулярно получаемых физическими лицами - нерезидентами (физическими лицами - резидентами) со своих счетов (вкладов) в одном внутреннем подразделении Банка (филиала);
- закрытие счетов (вкладов) участников схемы по получению наличных денежных средств со счета (вклада) после проведения определенного цикла таких операций, либо резкое прекращение операций по данным счетам (вкладам).
9.5. Систематическое снятие клиентами Банка (юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями) со своих банковских счетов (депозитов) крупных сумм (равных или более 600 000 рублей) наличных денежных средств, особенно клиентами, у которых отмечается высокое (80% и более) отношение объема снятых наличных средств к оборотам по их счетам.
9.6. Регулярные зачисления крупных сумм (равных либо более 600 000 рублей) денежных средств от третьих лиц (за исключением кредитов) на банковские счета (депозиты, вклады) физических лиц с последующим снятием этих средств в наличной форме либо с их последующим переводом на банковские счета (депозиты, вклады) третьих лиц в течение одного - двух дней.
9.7. Осуществление резидентами - клиентами Банка безналичных переводов денежных средств в крупных размерах в пользу нерезидентов (особенно в случаях, когда юрисдикция нерезидента - контрагента по договору не совпадает с юрисдикцией банка - нерезидента, в котором открыт счет нерезидента-контрагента):
- по договорам об импорте работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности (особенно консультативных, маркетинговых, компьютерных, рекламных услуг), по которым проведение расчетов осуществляется без одновременной уплаты налога на добавленную стоимость, а также по договорам перестрахования;
- по сделкам купли-продажи ценных бумаг (особенно векселей российских организаций, а также акций российских эмитентов, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг). При этом особое внимание необходимо уделять клиентам, у которых операции с ценными бумагами носят в основном односторонний характер (покупка у нерезидентов);
- по договорам о поставке товаров, приобретаемых у нерезидентов на территории Российской Федерации, а также о поставке товаров, приобретаемых резидентами за пределами Российской Федерации и не пересекающих таможенную границу.
9.8. Проведение операций, связанных с неправомерным возмещением налога на добавленную стоимость при экспорте товаров, когда экспортная выручка, поступившая в пользу клиента, в течение этого же операционного дня возвращается нерезидентам в рамках исполнения иных обязательств.
9.9. Осуществление иных операций, которые не имеют очевидного экономического смысла (носят запутанный или необычный характер), либо не соответствуют характеру (основному виду) деятельности клиента или его возможностям по совершению операций в декларируемых объемах, либо обладают признаками фиктивных сделок.
9.10. Операции, проводимые между резидентами и нерезидентами по договорам об импорте товаров на условиях коммерческого кредитования, в случаях, когда:
9.10.1. Плательщиками денежных средств в иностранной валюте и в рублях в пользу нерезидентов являются организации, начавшие проводить операции, как правило, по истечении трех месяцев после их государственной регистрации, и имеющие минимально возможный в соответствии с действующим законодательством уставный капитал.
9.10.2. Платежи в пользу нерезидентов по договорам об импорте товаров на условиях коммерческого кредитования резидентами осуществляются практически ежедневно, что не сочетается с общепринятой внешнеторговой практикой.
9.10.3. Операции по счетам резидентов - плательщиков связаны с поступлением денежных средств в рублях от значительного числа других резидентов и последующим переводом (с конверсией в иностранную валюту или без конверсии в иностранную валюту) их в полном объеме (либо их значительной части) в течение одного или нескольких операционных дней в пользу нерезидентов.
9.10.4. В договорах об импорте товаров на условиях коммерческого кредитования, заключенных между резидентами, указанными в пункте 9.10.1, и нерезидентами, предусмотрены длительные сроки поставки товаров либо иные условия, не соответствующие общепринятой внешнеторговой практике.
9.11. Переводы денежных средств в пользу нерезидентов (особенно зарегистрированных в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим) в порядке исполнения российскими кредитными организациями обязательств по предъявляемым к платежу векселям, первыми векселедержателями которых были российские юридические лица (код валютной операции 55050).
9.12. Переводы юридических лиц - резидентов денежных средств на свои банковские счета за границей.