К Минтрансу накапливается все больше вопросов

amd

Активист
10 Апр 2007
12,440
5,801

К Минтрансу накапливается все больше вопросов

1292580454_0683.250x200.jpeg



Прошлогоднее послание президента Федеральному собранию затрагивало одну из главных проблем нашей страны – бездорожье и завышенные расценки на строительство дорог. "Поручаю правительству в следующем году внедрить новые, в том числе электронные, технологии торгов в этой сфере, а также привести технологии и стоимость строительства дорог и других инфраструктурных объектов в соответствие с общепринятыми международными стандартами", - говорилось в обращении Дмитрия Медведева.
Недовольство главы государства вызывала ситуация, при которой построить километр дороги в Евросоюзе стоит 6,9 млн долл., в США - 5,9 млн долл., а в России – втрое больше – 17,6 млн долл. За год ситуация принципиально не изменилась. Однако, как отмечает "Московский комсомолец", чем занимается сейчас Минтранс, совершенно не ясно.
Больше всего претензий к автомобильным маршрутам. Так, по сравнению со второй половиной 1990-х, когда прирост новых дорог составлял до 7 тыс. км в год, сейчас запускают вдвое меньше. Хотя денег выделяется несопоставимо больше: в 2000г. на 6 тыс. км из бюджета выделили 100 млрд руб., а в 2009г. на 2,5 тыс. - почти 250 млрд руб. Минтранс устами своего главы объясняет дороговизну строительства неподходящим климатом, устаревшей нормативной базой и дополнительными затратами на выкуп земель, которые могут доходить до 30% от стоимости строительства.
Независимые эксперты, в свою очередь, напоминают, что гектар самой дорогой земли стоит порядка 50 тыс. руб., а причины дороговизны советуют искать в другом месте. Это связано с тем, что усилилась неопределенность будущего финансирования: будут деньги - не будет денег? Останется ли чиновник на своем месте?
В итоге глава Счетной палаты Сергей Степашин озвучил результаты своей проверки. В 2009г. дорожники за 241 млрд руб. построили всего 192 километра федеральных трасс. Цифры, похоже, способны повергнуть в шок кого угодно, но только, не министра транспорта, отмечает "МК". Он заявил, что к 2015г. в стране будет отремонтировано 85% всех дорог. Но для этого нужно восстановить Федеральный дорожный фонд. Его, напомним, упразднили в 2001г. из-за коррупционности. Строительство и ремонт дорог были переданы непосредственно в ведение Минтранса, а конечным получателем целевых средств из госбюджета стало его агентство с тем же названием, что и ГК – "Росавтодор".
По мнению экспертов, никакой Дорожный фонд не даст эффекта, если не будет обеспечена прозрачность его работы. По словам ведущего эксперта ИК "Финам-менеджмент" Дмитрия Баранова, "на разных этапах государственные деньги могут "пощипать", поэтому необходимы контроль и отчетность фонда за каждый километр дорог, и не просто на бумаге, а на деле: должна быть создана независимая структура, которая на местах проверяла бы качество дорожного покрытия".
Однако, похоже, все снова замыкается на Минтрансе с прямо подчиненными ведомству службами. Будущий фонд планируется наполнить за счет средств рядовых граждан. В 2011–2013гг. ежегодно будет увеличиваться ставка акцизов на топливо в размере 1 руб. с литра, что даст дополнительные 377 млрд руб. за три года.
Тем не менее осенью этого года принципиальное решение о создании дорожного фонда было принято, а Игорь Левитин занялся новым проектом - стал главой координационного совета по борьбе с московскими пробками и решил распространить эту деятельность на всю страну. Как сообщают "Вести ФМ", Минтранс выпустил комплексные предложения, "направленные на решение проблем автомобильных заторов". Предложения хорошо знакомые и в сжатом виде звучат так: дороги сделать платными, а стоянку разрешить только в специальных местах. А для контроля создать некую "тротуарную службу".
Еще в 2007г. Минтранс выяснил, что 50% съездов с федеральных трасс "незаконны или сделаны с нарушениями". Только на МКАДе зарегистрировано около 50 участков с необустроенными съездами, затрудняющими движение транспорта. Однако, как и три года назад, в Минтрансе не оказалось продуманной концепции решения проблемы. Кроме того, сейчас глава Минтранса предлагает запретить движение частных автомобилей в Москве в час пик, а также запретить на всех федеральных трассах повороты налево.
Может быть, проблемы с автодорогами связаны с тем, что в душе глава ведомства все равно остается железнодорожником? Летом большой переполох вызвало предложение его ведомства запретить движение междугородных автобусов в ночное время - с 0:00 до 6:00. Предложение мотивировалось правильным посылом - повышением безопасности и борьбой с терроризмом. Хотя самым очевидным последствием такого шага, будь он реализован, стало бы то, что многим гражданам пришлось без вариантов пересаживаться с автобусов на поезда.
Создать специальный фонд Минтранс предлагает и в другой своей зоне ответственности – авиаперевозках. С 2012г. перевозчики сами начнут формировать специальный гарантийный фонд, решил Минтранс. За три года они должны собрать 3 млрд рублей.
Что касается водного транспорта, меньше 10% российских судов ходят в море под отечественным флагом из-за крайне бюрократизированной регистрации судов в Минтрансе и Росморречфлоте. Даже в Норвегии оформить регистрацию можно за один день. В России эта процедура может занять и 45 дней. Кроме того, купленное за границей судно при регистрации в РМРС облагается налогом в 24,2% его стоимости, тогда как мировая практика – 2–2,5%.
Опрос "МК" свидетельствует, что подавляющее большинство читателей абсолютно не надеются на эффективную деятельность Минтранса под руководством Игоря Левитина. Более трети опрошенных дают, так сказать, чиновникам шанс, но, подозревая коррупцию, только под присмотром аудиторов. А вот в то, что ведомство выправит ситуацию только потому, что именно для этого и предназначено, не верит никто из участников опроса.
17 декабря 2010г.​