Власти и финансисты ЦБ постоянного говорят, что в России слишком много банков. Одновременно умалчивается и о том, что в США и странах ЕС помимо крупных банков до сих пор сохраняется значительное количество банков, относящихся к числу мелких даже по российским стандартам. Не упоминается и о том, что по количеству коммерческих банков Россия отстает и от США, и от стран ЕС, по меньшей мере, в семь раз, а если считать по числу банковских учреждений (включая филиалы банков) в расчете на миллион жителей, то это отставание будет примерно двадцатикратным. Если дополнительно учесть, что примерно 60 % всех российских банков сосредоточено в московском регионе, то можно понять, что недостаток банков для развития российской экономики является почти катастрофическим. Между тем нас уверяют, что в России слишком много коммерческих банков.
Заметим также, что, стимулируя сокращение числа действующих и ограничивая возможности создания новых банков, наш законодатель, исполняя заказ Банка России, установил показатель минимальной величины капитала для российских банков на уровне, который лишь относительно недавно был принят в странах ЕС, где недостатка в банковских учреждениях, в отличие от России, не ощущается. Введение указанной минимальной величины капитала не имеет никакого отношения к решению задачи появления российских банков с капиталом, соответствующим уровню крупнейших американских и европейских банков, но устраняет какую-либо возможность для создания банков в регионах страны, в которых в настоящее время коммерческие банки практически отсутствуют.
Отметим также, что административные меры, якобы направленные на стимулирование роста капитализации и повышение надежности российских банков, предпринимаются Банком России, начиная с 1993 г. Но они ни только не привели к появлению российских банков, которые по величине своего капитала могут сравниться с крупнейшими банками мира, и ни только не способствовали укреплению российской банковской системы, но явились одним из факторов, приведшим к системному экономическому кризису 1998 г.
Добавлено через 7 минут 22 секунды
Главная проблема даже не в том, что Банк России и правительство прилагают усилия, направленные на «зачистку» российских коммерческих банков, в условиях, когда экономика испытывает дефицит в разнообразных банковских услугах.
Основной вред наносит перенесение ответственности за неудовлетворительное состояние нашей банковской системы с Банка России на коммерческие банки. Тем самым от взора большинства наших граждан пытаются скрыть принципиальные различия в условиях функционирования российской банковской системы и банковских систем ведущих стран мира.
А эти различия коренятся не в низких размерах капитала российских коммерческих банков, а напрямую определяются различным уровнем ответственности центральных банков ведущих стран мира и Банка России за результаты своей деятельности, состояние экономики и стабильность банковских систем.
Глубокие отличия существуют также в характере и формах взаимоотношений центральных банков с коммерческими банками в России и в ведущих странах мира.
В результате мы имеем существенные качественные отличия в роли и функциях, которые выполняют коммерческие банки в России и за рубежом.
Одним из главных показателей, характеризующих эти отличия, является тот факт, что коммерческие банки ведущих стран мира имеют возможность предоставлять кредиты реальному сектору экономики на сумму, которая примерно в 10 раз превышает величину собственного капитала банков; а в России, благодаря ограничительным мерам Банка России и его фактическому отказу от рефинансирования российских банков, последние могут кредитовать реальный сектор экономики в размере, который, в лучшем случае, только в 2–2,5 раза больше их собственного капитала.
Еще одним показателем, характеризующим принципиальное отличие нашей банковской системы от банковских систем в ведущих странах мира, является показатель абсолютных и относительных размеров средств, которые коммерческие банки держат на счетах в центральном банке. В ведущих странах мира размеры средств, которые коммерческие банки держат в центральных банках, составляют по отношению к объему средств, которые сами банки привлекли от вкладчиков и клиентов, в среднем порядка 3%. В России этот показатель превышает 30%. Причина такого расхождения объясняется, во-первых, использованием принципиально различных методов регулирования деятельности коммерческих банков в развитых странах и в России. Банк России применяет похожие по названию, но отличающиеся по значению и экономическим целям нормативы банковской деятельности. Во-вторых, тем, что коммерческие банки в развитых странах всегда могут рассчитывать на получение кредита центрального банка для того, чтобы исполнить все свои обязательства по осуществлению платежных поручений клиентов. Если применить довольно часто используемые у нас такие жаргонные термины как «короткие» и «длинные» деньги, то можно сказать, что западные банки, благодаря кредитам центральных банков, получают возможность трансформировать «короткие» деньги в «длинные». В результате, основанная масса денежных средств, принадлежащих клиентам коммерческих банков, может направляться банками на кредитование реального сектора экономики, увеличивая тем самым совокупные размеры денежной массы в стране. Одновременно центральные банки, регулируя величину процентной ставки, по которой они предоставляют кредиты коммерческим банкам, имеют возможность влиять на размеры процентных ставок коммерческих банков, стимулируют или тормозят их кредитную активность, от которой зависят и размеры денежной массы, и экономический рост.
В результате на счетах коммерческих банков в Банке России постоянно наблюдаются колоссальные остатки денежных средств. Причем объемы средств, которые коммерческие банки вынуждены держать в Банке России, сопоставимы с совокупных капиталом всех российских коммерческих банков. Для сравнения, в США средства кредитных организаций, которые они держат в своем центральном банке (Федеральной резервной системе), не превышают 3% от их совокупного капитала. В таких условиях стоит ли удивляться тому, что кредитная активность большинства российских коммерческих банков находится на неудовлетворительно низком уровне, а отношение кредитов реальному сектору экономики к объему ВВП в России в два-три раза ниже, чем в ведущих странах мира?
Добавлено через 12 минут 27 секунд
Владимир Мартыненко, доктор политических наук, профессор
Заметим также, что, стимулируя сокращение числа действующих и ограничивая возможности создания новых банков, наш законодатель, исполняя заказ Банка России, установил показатель минимальной величины капитала для российских банков на уровне, который лишь относительно недавно был принят в странах ЕС, где недостатка в банковских учреждениях, в отличие от России, не ощущается. Введение указанной минимальной величины капитала не имеет никакого отношения к решению задачи появления российских банков с капиталом, соответствующим уровню крупнейших американских и европейских банков, но устраняет какую-либо возможность для создания банков в регионах страны, в которых в настоящее время коммерческие банки практически отсутствуют.
Отметим также, что административные меры, якобы направленные на стимулирование роста капитализации и повышение надежности российских банков, предпринимаются Банком России, начиная с 1993 г. Но они ни только не привели к появлению российских банков, которые по величине своего капитала могут сравниться с крупнейшими банками мира, и ни только не способствовали укреплению российской банковской системы, но явились одним из факторов, приведшим к системному экономическому кризису 1998 г.
Добавлено через 7 минут 22 секунды
Главная проблема даже не в том, что Банк России и правительство прилагают усилия, направленные на «зачистку» российских коммерческих банков, в условиях, когда экономика испытывает дефицит в разнообразных банковских услугах.
Основной вред наносит перенесение ответственности за неудовлетворительное состояние нашей банковской системы с Банка России на коммерческие банки. Тем самым от взора большинства наших граждан пытаются скрыть принципиальные различия в условиях функционирования российской банковской системы и банковских систем ведущих стран мира.
А эти различия коренятся не в низких размерах капитала российских коммерческих банков, а напрямую определяются различным уровнем ответственности центральных банков ведущих стран мира и Банка России за результаты своей деятельности, состояние экономики и стабильность банковских систем.
Глубокие отличия существуют также в характере и формах взаимоотношений центральных банков с коммерческими банками в России и в ведущих странах мира.
В результате мы имеем существенные качественные отличия в роли и функциях, которые выполняют коммерческие банки в России и за рубежом.
Одним из главных показателей, характеризующих эти отличия, является тот факт, что коммерческие банки ведущих стран мира имеют возможность предоставлять кредиты реальному сектору экономики на сумму, которая примерно в 10 раз превышает величину собственного капитала банков; а в России, благодаря ограничительным мерам Банка России и его фактическому отказу от рефинансирования российских банков, последние могут кредитовать реальный сектор экономики в размере, который, в лучшем случае, только в 2–2,5 раза больше их собственного капитала.
Еще одним показателем, характеризующим принципиальное отличие нашей банковской системы от банковских систем в ведущих странах мира, является показатель абсолютных и относительных размеров средств, которые коммерческие банки держат на счетах в центральном банке. В ведущих странах мира размеры средств, которые коммерческие банки держат в центральных банках, составляют по отношению к объему средств, которые сами банки привлекли от вкладчиков и клиентов, в среднем порядка 3%. В России этот показатель превышает 30%. Причина такого расхождения объясняется, во-первых, использованием принципиально различных методов регулирования деятельности коммерческих банков в развитых странах и в России. Банк России применяет похожие по названию, но отличающиеся по значению и экономическим целям нормативы банковской деятельности. Во-вторых, тем, что коммерческие банки в развитых странах всегда могут рассчитывать на получение кредита центрального банка для того, чтобы исполнить все свои обязательства по осуществлению платежных поручений клиентов. Если применить довольно часто используемые у нас такие жаргонные термины как «короткие» и «длинные» деньги, то можно сказать, что западные банки, благодаря кредитам центральных банков, получают возможность трансформировать «короткие» деньги в «длинные». В результате, основанная масса денежных средств, принадлежащих клиентам коммерческих банков, может направляться банками на кредитование реального сектора экономики, увеличивая тем самым совокупные размеры денежной массы в стране. Одновременно центральные банки, регулируя величину процентной ставки, по которой они предоставляют кредиты коммерческим банкам, имеют возможность влиять на размеры процентных ставок коммерческих банков, стимулируют или тормозят их кредитную активность, от которой зависят и размеры денежной массы, и экономический рост.
В результате на счетах коммерческих банков в Банке России постоянно наблюдаются колоссальные остатки денежных средств. Причем объемы средств, которые коммерческие банки вынуждены держать в Банке России, сопоставимы с совокупных капиталом всех российских коммерческих банков. Для сравнения, в США средства кредитных организаций, которые они держат в своем центральном банке (Федеральной резервной системе), не превышают 3% от их совокупного капитала. В таких условиях стоит ли удивляться тому, что кредитная активность большинства российских коммерческих банков находится на неудовлетворительно низком уровне, а отношение кредитов реальному сектору экономики к объему ВВП в России в два-три раза ниже, чем в ведущих странах мира?
Добавлено через 12 минут 27 секунд
Владимир Мартыненко, доктор политических наук, профессор