- 20 Янв 2011
- 112
- 111
На "Деловом завтраке" в "РГ" побывал руководитель управления Росреестра по Москве Сергей Денисенко. Как победить коррупцию? Можно ли обойтись при получении справок и выписок из ЕГРП без очереди? Какова ситуация на столичном рынке недвижимости? На эти и другие вопросы ответил гость редакции в ходе встречи.
Можно ли доверять регистратору
Российская газета: Сергей Дмитриевич! 2011 год в управлении Росреестра по Москве объявлен Годом борьбы с коррупцией. А что, раньше вы не боролись с этим явлением?
Сергей Денисенко: Почему же? В прошлом году, например, уволили 18 сотрудников как раз по коррупционной составляющей.
РГ: За незаконные сделки?
Денисенко: За незаконные сделки увольнением не отделаться, за это возбуждаются уголовные дела. У нас могут быть и другие проявления коррупции. Например, утечка информации в интересах риелторских фирм.
РГ: А в честность тех, кто остался, вы верите?
Денисенко: Дело в не том, верю я или не верю. Соблазны у людей всегда были и будут. Поэтому сотрудники должны знать, что за ними идет жесткий контроль.
За прошлый год во всех 44 приемных, расположенных в городе, были установлены веб-камеры. Причем кое-где даже по три-четыре, чтобы смотреть с разных ракурсов. И теперь мне и моим заместителям, а также руководителям отделов управления достаточно войти в Интернет и посмотреть в любой момент в режиме онлайн, что в каждой из них происходит. А в течение этого года поставим веб-камеры у каждого из приемных окон. И тогда без надзора вообще не останется ни один регистратор. К тому же, мы вообще очень внимательно относимся к жалобам москвичей. Например, нахамили женщине в приемной Западного административного округа - виновные на следующий же день были уволены. Мы не можем допустить, чтобы наши сотрудники подрывали доверие ко всей исполнительной власти в целом. Благодаря такой требовательности количество жалоб населения за прошлый год сократилось втрое по сравнению с 2009 годом.
РГ: Может быть, лучше просто более тщательный отбор организовать среди кандидатов на эту должность? Все-таки у регистратора, имеющего доступ к информации, не предназначенной для массового распространения, очень большая ответственность.
Денисенко: До детектора лжи при приеме на работу мы еще не дошли. Все же остальные квалификационные требования соблюдаем очень жестко. Могу с уверенностью сказать: ни один человек с улицы в регистраторы не пришел. У претендента на эту должность должно быть высшее, предпочтительно - юридическое образование, и не менее двух лет трудового стажа по специальности. Но, и имея все это, перед тем как приступить непосредственно к работе, он должен еще пройти курсы переподготовки при Российской правовой академии, по окончанию которых выдержать экзамен. Далее в любое подразделение управления он будет назначен лишь при условии, что руководитель этого подразделения готов нести за него персональную ответственность. Строгости не лишние, так как регистрировать или нет любую сделку с недвижимостью, регистратор решает сам. В случае ошибки сам же несет уголовную ответственность. Не случайно в момент организации Росреестра журналисты так любили сравнивать статус регистратора со статусом судьи.
Не покупайте диски-пустышки
РГ: Будь регистратор семи пядей во лбу, но, если к нему очередь за углом начинается, ошибки неизбежны.
Денисенко: Мы с этим бичом воюем не первый год, и, мне кажется, небезуспешно. Для того чтобы любую выписку о недвижимости можно было получить беспрепятственно, только за прошлый год добавили к прежним 360 еще 100 окон приема документа. Причем ставку сейчас делаем на большие приемные - такие, как открывшаяся на улице Новой Басманной, 10, где сразу 26 окон приема документов и еще одно - консультационное окно. И сколько нам московские власти еще дадут помещений в Центральном округе под приемные, все возьмем, потому что москвичам это очень удобно: все едут через центр или работают там. Вышел в обеденный перерыв на пятнадцать минут и получил необходимую выписку из Единого государственного реестра прав.
РГ: В электронном виде этот документ можно получить?
Денисенко: Разумеется. Из 66 миллионов выписок из ЕГРП в электронном виде, выданных в 2010 году по стране, почти каждая третья, или 20 миллионов, приходится на столицу. Если бы мы занимались этой работой вручную, давно захлебнулись бы. Поэтому электронное правительство, создание в его рамках многофункциональных центров, на которые нацеливает глава государства, - для нас не просто дань моде, а единственный способ на деле улучшить качество предоставляемых населению услуг.
РГ: А предварительно записаться, предположим, для регистрации сделки о покупке квартиры возможно?
Денисенко: Именно так предпочитает сейчас поступать каждый третий москвич, хотя еще год назад эту возможность имели лишь 10-12 процентов горожан. А надо, чтобы предварительно записывалось 50-60 процентов жителей, и тогда очередей уж точно не будет.
РГ: Ну да, а потом вашу базу ЕГРП можно будет купить на дисках в любом переходе...
Денисенко: Слышу об этом не в первый раз. И каждый раз посылаю гонцов то на Митинский, то на Савеловский рынок, где, говорили, продаются такие диски. Покупали. Поэтому знаю точно: записанная на них информация - не от ЕГРП, а усеченная информация из нее. Мы передаем ее и в Федеральную налоговую службу, и в другие органы. Кто и как завладел ею? Не могу сказать. Выяснить это - дело правоохранительных органов. Мой совет такой: не покупайте такие диски. Нет смысла тратить на них деньги. Дело в том, что записанная на них информация каждый день обесценивается. Предположим, там имеются данные недельной давности, у кого какая недвижимость находится в собственности. Но ведь уже завтра владелец может подарить ее сыну или дочери, или продать! То есть такой диск по сути - пустышка. Для того же чтобы получить актуальные данные, надо снова входить в электронную базу ЕГРП. Но вы-то, выкладывая деньги за украденный диск, этого не знаете!
Кризис позади
РГ: Никто точнее Росреестра, который регистрирует все без исключения сделки, не знает положения дел на столичном рынке недвижимости. Ожил ли, по вашим данным, московский рынок жилья после кризиса?
Денисенко: Динамика по сделкам купли-продажи квартир сейчас превысила даже докризисный 2007 год. Судите сами. В течение этого года было заключено 77 386 сделок, потом началось падение: в 2008-м - до 65 117, в 2009-м - до 55 673. Но потом крупные застройщики, видимо, поднапряглись, где-то взяли денег - в наших ли банках, в западных ли, достроили дома, которые стояли замороженными все это время, и выбросили квартиры на рынок. В итоге за 2010 год было заключено уже 85 650 сделок купли-продажи жилья!
РГ: И за какое же время москвич может зарегистрировать купленную квартиру?
Денисенко: По закону на это отводится 30 дней. С июля прошлого года мы сократили этот срок до 15 дней, "обломав" рынок множеству посредников, зарабатывавших на ускорении этой процедуры. С сентября на регистрацию сделки с жильем стало требоваться уже 12 дней, а сейчас мы просчитываем свои возможности, чтобы сократить до 10 дней.
РГ: А что в Москве происходит со строительством жилья по ипотеке?
Денисенко: Произошел еще более заметный скачок. Если в 2009 году было заключено сделок по ипотеке на всю Москву менее 9 тысяч, то в 2020-м - уже почти 20 тысяч! То есть рост - в два с лишним раза. Это очень красноречивый показатель для экономики. Если гражданин пошел в банк, чтобы взять кредит и купить квартиру, значит, он уверен в своем будущем, в том, что у него будет работа и будет возможность заплатить кредит.
РГ: Близится срок окончания и последней отсрочки на бесплатную приватизацию жилья, данной правительством РФ: 1 марта 2013 года. Москвичи оформляют квартиры в собственность?
Денисенко: Очень медленно! Например, за январь 2011 года воспользовались своим правом всего 7320 жителей столицы. Хотя в городе не приватизировано еще 600 тысяч квадратных метров жилья, или почти 20 процентов. Опасаясь, что многие прибегут снова в последний момент, я советую: не ждите его. Если займетесь этим сейчас, то от вас не потребуется лишних усилий. Достаточно прийти в свою райуправу, сдать документы, и она сама передаст их на регистрацию к нам. Почему это важно сделать сейчас? Правительство РФ и Госдума вряд ли пойдут на еще одну, четвертую по счету, отсрочку окончания бесплатной приватизации.
РГ: В прошлом году был всплеск покупок "народных гаражей". Много москвичей обзавелись ими?
Денисенко: У нас зарегистрировано 15 745 таких сделок. Что по-прежнему отстает, так это рынок офисной недвижимости.
РГ: Москва, как и вся страна, готовится к введению единого налога на землю и на недвижимость с 2013 года. Это добавило работы сотрудникам Росреестра?
Денисенко: Конечно. Ведь нам предстоит провести оценку всех объектов капитального строительства в городе, а затем привязать их к земле, как это сделано во всем цивилизованном мире. Лишь после этого минфин сможет вести единый налог на землю и на недвижимость. Пока мы находимся лишь в начале пути.
РГ: Это ведь касается и жилья? Пока москвичи, покупая квартиру, воспринимают ее чаще всего лишь как ячейку в улье, нимало не заботясь о том, что представляет собой участок под домом...
Денсисенко: Это так. Впереди процедура по кадастровой оценке и земли, расположенной под многоквартирными домами. Тут много еще нерешенных вопросов. В частности, как считать землю под домом: исходя из участка по границам фундамента или с учетом двора, игровой площадки? Эти вопросы в каждом случае отдельно решает правительство Москвы. Когда они уже решены, товарищество собственников жилья обращается к нам с заявлением зарегистрировать землю. И только потом этот дом с привязанным к нему земельным участком войдет в единую налогооблагаемую базу, единый реестр города.
Можно ли доверять регистратору
Российская газета: Сергей Дмитриевич! 2011 год в управлении Росреестра по Москве объявлен Годом борьбы с коррупцией. А что, раньше вы не боролись с этим явлением?
Сергей Денисенко: Почему же? В прошлом году, например, уволили 18 сотрудников как раз по коррупционной составляющей.
РГ: За незаконные сделки?
Денисенко: За незаконные сделки увольнением не отделаться, за это возбуждаются уголовные дела. У нас могут быть и другие проявления коррупции. Например, утечка информации в интересах риелторских фирм.
РГ: А в честность тех, кто остался, вы верите?
Денисенко: Дело в не том, верю я или не верю. Соблазны у людей всегда были и будут. Поэтому сотрудники должны знать, что за ними идет жесткий контроль.
За прошлый год во всех 44 приемных, расположенных в городе, были установлены веб-камеры. Причем кое-где даже по три-четыре, чтобы смотреть с разных ракурсов. И теперь мне и моим заместителям, а также руководителям отделов управления достаточно войти в Интернет и посмотреть в любой момент в режиме онлайн, что в каждой из них происходит. А в течение этого года поставим веб-камеры у каждого из приемных окон. И тогда без надзора вообще не останется ни один регистратор. К тому же, мы вообще очень внимательно относимся к жалобам москвичей. Например, нахамили женщине в приемной Западного административного округа - виновные на следующий же день были уволены. Мы не можем допустить, чтобы наши сотрудники подрывали доверие ко всей исполнительной власти в целом. Благодаря такой требовательности количество жалоб населения за прошлый год сократилось втрое по сравнению с 2009 годом.
РГ: Может быть, лучше просто более тщательный отбор организовать среди кандидатов на эту должность? Все-таки у регистратора, имеющего доступ к информации, не предназначенной для массового распространения, очень большая ответственность.
Денисенко: До детектора лжи при приеме на работу мы еще не дошли. Все же остальные квалификационные требования соблюдаем очень жестко. Могу с уверенностью сказать: ни один человек с улицы в регистраторы не пришел. У претендента на эту должность должно быть высшее, предпочтительно - юридическое образование, и не менее двух лет трудового стажа по специальности. Но, и имея все это, перед тем как приступить непосредственно к работе, он должен еще пройти курсы переподготовки при Российской правовой академии, по окончанию которых выдержать экзамен. Далее в любое подразделение управления он будет назначен лишь при условии, что руководитель этого подразделения готов нести за него персональную ответственность. Строгости не лишние, так как регистрировать или нет любую сделку с недвижимостью, регистратор решает сам. В случае ошибки сам же несет уголовную ответственность. Не случайно в момент организации Росреестра журналисты так любили сравнивать статус регистратора со статусом судьи.
Не покупайте диски-пустышки
РГ: Будь регистратор семи пядей во лбу, но, если к нему очередь за углом начинается, ошибки неизбежны.
Денисенко: Мы с этим бичом воюем не первый год, и, мне кажется, небезуспешно. Для того чтобы любую выписку о недвижимости можно было получить беспрепятственно, только за прошлый год добавили к прежним 360 еще 100 окон приема документа. Причем ставку сейчас делаем на большие приемные - такие, как открывшаяся на улице Новой Басманной, 10, где сразу 26 окон приема документов и еще одно - консультационное окно. И сколько нам московские власти еще дадут помещений в Центральном округе под приемные, все возьмем, потому что москвичам это очень удобно: все едут через центр или работают там. Вышел в обеденный перерыв на пятнадцать минут и получил необходимую выписку из Единого государственного реестра прав.
РГ: В электронном виде этот документ можно получить?
Денисенко: Разумеется. Из 66 миллионов выписок из ЕГРП в электронном виде, выданных в 2010 году по стране, почти каждая третья, или 20 миллионов, приходится на столицу. Если бы мы занимались этой работой вручную, давно захлебнулись бы. Поэтому электронное правительство, создание в его рамках многофункциональных центров, на которые нацеливает глава государства, - для нас не просто дань моде, а единственный способ на деле улучшить качество предоставляемых населению услуг.
РГ: А предварительно записаться, предположим, для регистрации сделки о покупке квартиры возможно?
Денисенко: Именно так предпочитает сейчас поступать каждый третий москвич, хотя еще год назад эту возможность имели лишь 10-12 процентов горожан. А надо, чтобы предварительно записывалось 50-60 процентов жителей, и тогда очередей уж точно не будет.
РГ: Ну да, а потом вашу базу ЕГРП можно будет купить на дисках в любом переходе...
Денисенко: Слышу об этом не в первый раз. И каждый раз посылаю гонцов то на Митинский, то на Савеловский рынок, где, говорили, продаются такие диски. Покупали. Поэтому знаю точно: записанная на них информация - не от ЕГРП, а усеченная информация из нее. Мы передаем ее и в Федеральную налоговую службу, и в другие органы. Кто и как завладел ею? Не могу сказать. Выяснить это - дело правоохранительных органов. Мой совет такой: не покупайте такие диски. Нет смысла тратить на них деньги. Дело в том, что записанная на них информация каждый день обесценивается. Предположим, там имеются данные недельной давности, у кого какая недвижимость находится в собственности. Но ведь уже завтра владелец может подарить ее сыну или дочери, или продать! То есть такой диск по сути - пустышка. Для того же чтобы получить актуальные данные, надо снова входить в электронную базу ЕГРП. Но вы-то, выкладывая деньги за украденный диск, этого не знаете!
Кризис позади
РГ: Никто точнее Росреестра, который регистрирует все без исключения сделки, не знает положения дел на столичном рынке недвижимости. Ожил ли, по вашим данным, московский рынок жилья после кризиса?
Денисенко: Динамика по сделкам купли-продажи квартир сейчас превысила даже докризисный 2007 год. Судите сами. В течение этого года было заключено 77 386 сделок, потом началось падение: в 2008-м - до 65 117, в 2009-м - до 55 673. Но потом крупные застройщики, видимо, поднапряглись, где-то взяли денег - в наших ли банках, в западных ли, достроили дома, которые стояли замороженными все это время, и выбросили квартиры на рынок. В итоге за 2010 год было заключено уже 85 650 сделок купли-продажи жилья!
РГ: И за какое же время москвич может зарегистрировать купленную квартиру?
Денисенко: По закону на это отводится 30 дней. С июля прошлого года мы сократили этот срок до 15 дней, "обломав" рынок множеству посредников, зарабатывавших на ускорении этой процедуры. С сентября на регистрацию сделки с жильем стало требоваться уже 12 дней, а сейчас мы просчитываем свои возможности, чтобы сократить до 10 дней.
РГ: А что в Москве происходит со строительством жилья по ипотеке?
Денисенко: Произошел еще более заметный скачок. Если в 2009 году было заключено сделок по ипотеке на всю Москву менее 9 тысяч, то в 2020-м - уже почти 20 тысяч! То есть рост - в два с лишним раза. Это очень красноречивый показатель для экономики. Если гражданин пошел в банк, чтобы взять кредит и купить квартиру, значит, он уверен в своем будущем, в том, что у него будет работа и будет возможность заплатить кредит.
РГ: Близится срок окончания и последней отсрочки на бесплатную приватизацию жилья, данной правительством РФ: 1 марта 2013 года. Москвичи оформляют квартиры в собственность?
Денисенко: Очень медленно! Например, за январь 2011 года воспользовались своим правом всего 7320 жителей столицы. Хотя в городе не приватизировано еще 600 тысяч квадратных метров жилья, или почти 20 процентов. Опасаясь, что многие прибегут снова в последний момент, я советую: не ждите его. Если займетесь этим сейчас, то от вас не потребуется лишних усилий. Достаточно прийти в свою райуправу, сдать документы, и она сама передаст их на регистрацию к нам. Почему это важно сделать сейчас? Правительство РФ и Госдума вряд ли пойдут на еще одну, четвертую по счету, отсрочку окончания бесплатной приватизации.
РГ: В прошлом году был всплеск покупок "народных гаражей". Много москвичей обзавелись ими?
Денисенко: У нас зарегистрировано 15 745 таких сделок. Что по-прежнему отстает, так это рынок офисной недвижимости.
РГ: Москва, как и вся страна, готовится к введению единого налога на землю и на недвижимость с 2013 года. Это добавило работы сотрудникам Росреестра?
Денисенко: Конечно. Ведь нам предстоит провести оценку всех объектов капитального строительства в городе, а затем привязать их к земле, как это сделано во всем цивилизованном мире. Лишь после этого минфин сможет вести единый налог на землю и на недвижимость. Пока мы находимся лишь в начале пути.
РГ: Это ведь касается и жилья? Пока москвичи, покупая квартиру, воспринимают ее чаще всего лишь как ячейку в улье, нимало не заботясь о том, что представляет собой участок под домом...
Денсисенко: Это так. Впереди процедура по кадастровой оценке и земли, расположенной под многоквартирными домами. Тут много еще нерешенных вопросов. В частности, как считать землю под домом: исходя из участка по границам фундамента или с учетом двора, игровой площадки? Эти вопросы в каждом случае отдельно решает правительство Москвы. Когда они уже решены, товарищество собственников жилья обращается к нам с заявлением зарегистрировать землю. И только потом этот дом с привязанным к нему земельным участком войдет в единую налогооблагаемую базу, единый реестр города.