НК дополнен новым разделом "Взаимозависимые лица"

Тортилла

Местный
29 Янв 2009
792
2,116
Москва и где-то рядом
22.07.2011 г в РГ опубликован Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения "
Налоговый кодекс дополнен большим новым разделом о взаимозависимых лицах, порядке определения доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации, о ценах и налогообложении сделок между указанными лицами и налоговом конктроле за такими сделками.
В частности, взаимозависимыми лицами признаются:
1) организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;
2) физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;
3) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;
4) организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;
5) организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта);
6) организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в подпункте 11 настоящего пункта;
7) организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;
8) организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;
9) организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;
10) физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
11) физическое лицо, его супруг (супруга), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун (попечитель) и подопечный.

Полный текст ФЗ можно посмотреть во вложении или на сайте РГ.
http://www.rg.ru/2011/07/22/nalogooblazhenie-dok.html
 

Вложения

  • Опубликовано 22.doc
    375 KB · Просмотры: 18

мишель

Активист
5 Июн 2007
1,102
412
Мне интересны только эти моменты:

Статья 1053. Общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами
4. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, при осуществлении налогового контроля в порядке, предусмотренном главой 145 настоящего Кодекса, проверяется полнота исчисления и уплаты следующих налогов:
1) налога на прибыль организаций;
2) налога на доходы физических лиц, уплачиваемого в соответствии со статьей 227 настоящего Кодекса;
3) налога на добычу полезных ископаемых (в случае, если одна из сторон сделки является налогоплательщиком указанного налога и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для налогоплательщика объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);
4) налога на добавленную стоимость (в случае, если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся (не являющийся) налогоплательщиком налога на добавленную стоимость или освобожденная (освобожденный) от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость).

Положения статей 10515 - 10517 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) до 1 января 2014 года применяются в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно: в 2012 году - 100 млн. рублей;
в 2013 году - 80 млн. рублей.
 

Тортилла

Местный
29 Янв 2009
792
2,116
Москва и где-то рядом
Офшоры раскроют карты

Компаниям придется сообщать всю информацию по подконтрольным сделкам

Наталия Швабауэр
"Российская Бизнес-газета" - Новое законодательство №821 (39)
01.11.2011, 00:47


С 1 января 2012 года вступает в силу Федеральный закон N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения", который регулирует вопросы так называемого трансфертного ценообразования и открытости сделок аффилированными компаниями. Прежде всего изменения коснутся крупного и среднего бизнеса. Его ждут увеличение управленческих расходов и новый вид налоговой проверки. Все это неминуемо скажется на конечной цене товара или услуги, а значит, отразится и на потребителе, считают эксперты Светлана Корабель, управляющий партнер юридического агентства "ЮС КОГЕНС", и Ольга Слобцова, директор департамента проектного консалтинга аудиторской фирмы "Аудиторское партнерство".
- Тема трансфертного ценообразования в кулуарах обсуждалась более 7 лет. Наконец вышел закон, который вносит изменения в Налоговый кодекс РФ. Насколько они серьезны?
Светлана Корабель: Большая часть положений вступает в силу с 1 января 2012 года, но штрафные санкции начнут применяться не раньше 2014 года, причем поначалу это будет всего 20% от суммы неуплаченного налога и только с 2017-го - 40%. То есть бизнесу дается некоторое время, чтобы перестроить свою структуру и изменить взаимоотношения с зависимыми компаниями.
Ольга Слобцова: Если раньше налоговые органы, чтобы доказать аффилированность компаний, должны были обращаться в суд, а тот далеко не всегда принимал их сторону, то сейчас налогоплательщики должны будут сами на себя "стучать".
- Что вы имеете в виду?
Слобцова: По всем подконтрольным сделкам с аффилированными структурами налогоплательщики будут обязаны уведомлять территориальные налоговые инспекции (первый отчетный год - 2012-й, уведомления надо будет отправить до 20 мая 2013-го). В уведомлениях необходимо указывать лишь предметы сделок, сведения об участниках и сумму доходов и (или) расходов. За непредоставление информации - штраф 5000 рублей. Налоговые инспекции в течение 10 дней передадут полученные сведения в центральные органы ФНС, а уже те имеют право запросить документы по сделке и назначить проверку (контрольный год плюс еще два, значит, основной поток проверок начнется в 2014-м). Причем документы надо будет отправлять в Москву либо в электронном виде, либо в виде нотариально заверенных копий. Налоговики имеют право истребовать данные о деятельности налогоплательщика, перечень лиц, с которыми совершена сделка, описание сделки, сведения о функциях сторон сделки, использованных методах расчета рыночных цен, экономической выгоде, полученной налогоплательщиком. До 2014 года положения об уведомлениях и представлении документации применяются лишь в тех случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным в календарном году, превышает определенный денежный порог. Если, к примеру, одна из сторон сделки применяет ЕНВД или единый сельскохозяйственный налог, то это 100 млн руб. по итогам 2012-го и 80 млн руб. по итогам 2013-го.
Корабель: Кстати, оспаривать решения о доначислении налогов, скорее всего, тоже придется в московском суде - согласно статье 101 НК РФ споры рассматриваются по месту нахождения органа, вынесшего решение. Еще одна сложность для налогоплательщиков.
- Не приведет ли это к массовому развалу холдингов?
Слобцова: Делать прогнозы пока сложно. Пока не заработал механизм штрафов, вряд ли налогоплательщики будут совершать "резкие движения". Думаю, на два года как минимум стоит "выдохнуть" среднему бизнесу и тем, кто "не балуется" ценами. Крупным холдингам, где есть движение средств между компаниями, имеет смысл сохранить прежнюю структуру, которая отвечает требованиям безопасности бизнеса, но нужно пересмотреть ценовую политику.
Корабель: В первую очередь я бы рекомендовала провести инвентаризацию своих сделок, выбрать приемлемый для себя метод определения рыночных цен на реализуемые товары, работы, услуги, установить открытые источники информации, которые могут быть использованы для определения уровня рыночных цен.
- Уже существует база Финмониторинга, куда поступают данные по подозрительным сделкам. Зачем двойная отчетность?
Слобцова: В эту базу попадает информация только по определенным видам предпринимательской деятельности. А также от банков и иных финансовых учреждений - по подозрительным сделкам. Здесь же налогоплательщики сами обязаны раскрывать информацию.
- Почему возникла необходимость в отдельном законе, ведь в НК РФ уже предусмотрено доначисление налогов по сделкам при отклонении цены договора от рыночной?
Корабель: В действующей редакции кодекса отсутствует четкое определение, когда стороны являются взаимозависимыми. Как следствие - возможность различных трактовок: в каких случаях применять, когда доначислять, что является рыночной ценой? Нужен был отдельный закон, чтобы привести российское законодательство в соответствие с международным. Для иностранных инвесторов очень важна прозрачность цен, которые действуют на внутреннем рынке. Также контроль за ценами интересен государству с точки зрения администрирования закупок и создания реальной, а не статистической, базы данных по рыночным ценам сделок.
Слобцова: Я полагаю, это дополнительная возможность контроля и администрирования налоговых обязательств. Статьей 40 НК РФ в последнее время налоговые органы в суде практически не пользовались. Анализ сделок и цен - колоссальная работа, которую инспекторы на местах в силу недостаточной квалификации не могут провести с должным качеством. Теперь этой работой будет заниматься в Москве специально созданная группа специалистов, под нее написано профильное программное обеспечение.
- В чем заключаются риски трансфертного ценообразования?
Корабель: До выхода соответствующего закона невозможно было спрогнозировать, в каких случаях дочернему либо головному предприятию в группе компаний могут доначислить налоги. А неопределенность, как известно, порождает риски. Теперь же мы имеем четкий круг взаимозависимых лиц, подробно прописан порядок определения рыночной цены для целей налогообложения, установлена иерархия методов проверки. Понятно, по каким параметрам сопоставляются сделки и сколько их нужно проанализировать, чтобы сделать выводы, - как минимум четыре. Соответственно, налогоплательщик сам себя может проверить. Кроме того, закон предусматривает возможность договориться с налоговой - заключить соглашение о ценообразовании на три года, в котором прописать, по каким сделкам какие цены будут считаться рыночными для целей налогообложения. Правда, за это придется заплатить 1,5 миллиона рублей.
Слобцова: Фиксируются не цены, а механизм их определения или методы ценообразования в контролируемых сделках. Причем надо понимать, что заключение соглашения не избавляет налогоплательщика от проверок. Его просто освобождают от обязанности доказывать, что цены, примененные в сделке, соответствуют рыночному уровню.
- А какие компании признаются взаимозависимыми?
Корабель: У которых доля непосредственного или косвенного участия в другой организации составляет 25%. Самые распространенные варианты: производитель - торговый дом, генподрядчик - субподрядчики. Раньше, чтобы скрыть аффилированность, достаточно было поставить между ними посредника. Теперь закон четко говорит: сделки с участием посредников, не выполняющих никаких дополнительных функций, кроме перепродажи, тоже относятся к подконтрольным. Даже если этих посредников 10 в цепочке.
- Какие сделки можно считать контролируемыми?
Корабель: Между российскими взаимозависимыми лицами, если общая сумма доходов по таким сделкам превышает 1 млрд руб. за календарный год (на 2012 год порог установлен в размере 3 млрд, на 2013-й - 2 млрд). Если одна из сторон сделки применяет ЕНВД или единый сельскохозяйственный налог (данное положение вступает в силу с 1 января 2014 года), то "контрольная" сумма доходов - 100 млн руб. за календарный год; 60 млн руб. - если одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ или не является налогоплательщиком налога на прибыль (либо применяет нулевую ставку), или является резидентом ОЭЗ. Также подконтрольными признаются все внешнеторговые сделки между взаимозависимыми лицами без какого-либо денежного порога, внешнеторговые сделки с товарами мировой биржевой торговли, если общая сумма доходов по ним превышает 60 млн руб. за календарный год и предметом сделки являются нефть и продукты ее переработки, черные и цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни. Под действие закона попадают и сделки с офшорными компаниями, а также с компаниями в юрисдикциях, внесенных в список минфина как предоставляющие льготный налоговый режим, например кипрскими. Если годовой оборот с ними больше 60 млн руб. - это подконтрольная сделка, в том числе выплата дивидендов, получение займов и т.п. И налоговый орган вправе потребовать документы, раскрывающие реальных бинефициаров, владельцев офшоров.
Слобцова: С учетом того, что предоставление информации от международных компаний - процесс затянутый, в законе предусмотрено продление проверки по таким сделкам - на полгода плюс еще три месяца, если данные не получены.
Корабель: Надо добавить, что суд вправе признать любую сделку контролируемой, даже когда она формально не отвечает всем перечисленным признакам, однако подобные условия созданы налогоплательщиком искусственно. Не относятся к контролируемым сделки, совершенные между российскими организациями, зарегистрированными в одном субъекте РФ, если они не имеют обособленных подразделений на территории других регионов, а также за пределами РФ; не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ; не имеют убытков, принимаемых при исчислении налога на прибыль; являются участниками консолидированной группы налогоплательщиков. Правда, пока законопроект о консолидированных налогоплательщиках из стен Госдумы не вышел, и не понятно, какие компании можно отнести к этой категории.
- Еще одно новшество закона - симметричные корректировки. Что это такое?
Корабель: Допустим, налоговый орган в ходе проверки установил, что головная организация реализовала товар через "дочку" по цене, не соответствующей рыночному уровню. Ей доначисляется налог на прибыль. Зависимая компания, перепродавшая товар и тоже заплатившая налог, сможет возместить его себе из бюджета. Раньше аффилированные структуры не могли претендовать на возмещение. Это экономически выгодно при условии, что все компании в группе - на схожей системе налогообложения. Иначе нечего корректировать.


 
Да, кольцо сжимают... обкладывают (пока юридически), как волков.

Так, с 2010 г. внесены изменения и в законодательство «О рынке ценных бумаг». В перечень основных понятий введены термины «контролирующее лицо» и «подконтрольное лицо».

Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ
"О рынке ценных бумаг"

Статья 2. Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе
……
Контролирующее лицо - лицо, имеющее право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) распоряжаться в силу участия в подконтрольной организации и (или) на основании договоров доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерного соглашения, и (или) иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) подконтрольной организации, более 50 процентами голосов в высшем органе управления подконтрольной организации либо право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального органа управления подконтрольной организации. Настоящий термин используется только в целях раскрытия и (или) предоставления информации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Подконтрольное лицо (подконтрольная организация) - юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица. Настоящий термин используется только в целях раскрытия и (или) предоставления информации в соответствии с настоящим Федеральным законом.


А законодательство о банкротстве, действующее с 2010 г., предусматривает возможность привлечения к субсидиарной ответственности лиц, виновных в банкротстве должника.

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ
"О несостоятельности (банкротстве)"

пункт 4 ст. 10 З-на «О банкротстве» предусматривает, что
«Контролирующие должника лица солидарно несут субсидиарную ответственность по денежным обязательствам должника и (или) обязанностям по уплате обязательных платежей с момента приостановления расчетов с кредиторами по требованиям о возмещении вреда, причиненного имущественным правам кредиторов в результате исполнения указаний контролирующих должника лиц, или исполнения текущих обязательств при недостаточности его имущества, составляющего конкурсную массу».

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
……………
контролирующее должника лицо - лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем два года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе путем принуждения руководителя или членов органов управления должника либо оказания определяющего влияния на руководителя или членов органов управления должника иным образом (в частности, контролирующим должника лицом могут быть признаны члены ликвидационной комиссии, лицо, которое в силу полномочия, основанного на доверенности, нормативном правовом акте, специального полномочия могло совершать сделки от имени должника, лицо, которое имело право распоряжаться пятьюдесятью и более процентами голосующих акций акционерного общества или более чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью);

Статья 142. Расчеты с кредиторами в ходе конкурсного производства
12. В случае, если требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа не были удовлетворены за счет конкурсной массы, конкурсный управляющий, конкурсные кредиторы и уполномоченный орган, требования которых не были удовлетворены, имеют право до завершения конкурсного производства подать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, указанных в статьях 9 и 10 настоящего Федерального закона.


Осталось только скомпилировать и, наконец, отредактировать 159 и 160 УК РФ.

Хороших Вам новостей, товарищи.

Добавлено через 34 минуты 42 секунды
159 и 160 были сформулированы когда богачами считались официанты, механики автосервисов, кондукторы в поездах берущие деньги с безбилетников и т.п, а в числе серьезных и распространенных преступлений считались кражи пальто и магнитофонов из квартир.
Я думаю рано или поздно 70-летние монстры "современной" криминалистики, которые сейчас занимают командные высоты, вымрут, а законодатели, наконец, придут к той очевидной мысли, что в качестве орудия преступления может использоваться юридическое лицо. Тогда нынешние потуги сформулировать что-то на тему взаимозависимости и контроля получат свое логическое оформление и завершение.
Фишка в том, что НК и другие нормативные акты вынуждены оперировать формальными признаками, и если ты под них не подпадаешь, то свободен. Тогда как для УК значение имеет только умысел конкретного физического лица и все...
 
  • Мне нравится
Реакции: БигСиб