Вопросы касаются случая, когда:
1. эмитент ведет реест самостоятельно, и
2. желает заполнять журналы не «от руки», а при помощи компьютера и принтера, и
3. не желает использовать «программное обеспечение для самостоятельного ведения реестра» (в силу разных причин, которые могут быть предметом отдельного обсуждаения), а использует, например, общедоступные Word / Excel.
Т.е. журналы (входящих, исходящих, регистрационный, лицевые счета и др.) ведутся в виде файлов, распечатываются и подписываются.
Вопрос-1: Считать такой вид ведения журнала и, соответственно, называть его в Правилах ведения реестра: «ведением в виде электронной базы данных» или «ведением на бумажном носителе»?
Вопрос-2: Какой вариант целесообразно предусмотреть в Правилах ведения реестра и применять:
а) реестр хранится в виде электронных файлов и распечатывается и подписывается полномочным представителем эмитента по истечению какого-либо срока (например, по окончании календарного года).
б) реестр хранится в виде электронных файлов, распечатывается и подписывается полномочным представителем эмитента по наступлению какого-либо события (например, проверка ФСФР - хотя сложно придумать, как это описать в Правилах)
в) реестр хранится в бумажном варианте, все журналы (счета), которые изменились, полностью распечатываются, прошиваются и подписываются на дату последнего изменения. Все ранее подготовленные таким образом версии журналов (счетов) хранятся.
г) реестр хранится в бумажном варианте, все журналы (счета), которые изменились, полностью распечатываются, прошиваются и подписываются на дату последнего изменения. Последняя подготовленная таким образом версия журналов (счетов) хранится, предыдущие хранить обязанности нет.
д) реестр хранится в бумажном виде, ко всем журналам (счетам), которые изменились, распечатывается и подшивается сзади последняя страница, содержащая изменившийся текст. Недостаток такой системы: большинство записей попадают в реестр многократно, т.к. 1-ый, 2-ой ,3ий , и т.д. вариант каждой «последней» страницы всегда будет содержать ее первые строки. Преимущества: меньше бумаги, всегда ясно, как разделить ответственность в случае смены ответственного за ведение реестра специалиста
е) вариант, окоторый пока не пришел нам в голову.
Добавлено через 1 минуту 23 секунды
Наше мнение всегда было: вопрос-1: В правилах реестра обозначали как «электронная база», вопрос-2 – вариант в) (распечатывать всегда и хранить все), но уж больно много бумаги уходит на каждую выписку бОльшую часть реестра распечатывать.
Добавлено через 5 минут 43 секунды
Выдержки из нормативно-правовых актов, позволяющих причислить ведение реестра в Excel к форме ведения «в виде электронной базы данных» (хотя повторюсь, точной уверенности нет):
В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ " О рынке ценных бумаг" под системой ведения реестра владельцев ценных бумаг понимается совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе и/или с использованием электронной базы данных, обеспечивающая идентификацию зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг номинальных держателей и владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяющая получать и направлять информацию указанным лицам и составлять реестр владельцев ценных бумаг.
Согласно ст. 1260 ГК РФ базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ).
Поскольку данные, занесенные в программу Word или Exel могут быть спокойно обработаны ЭВМ, следовательно, эмитент может вести реестр в этих программах, счетая это ведением в электронной базе данных.
НО: в соответствии с п. 5.3. раздела 5 "Требования к деятельности регистратора" ПОЛОЖЕНИЯ О ВЕДЕНИИ РЕЕСТРА ВЛАДЕЛЬЦЕВ ИМЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ,утвержденного Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 2 октября 1997 г. N 27, Программное обеспечение, используемое регистратором для ведения реестра, должно быть сертифицировано лицом, зарегистрированным в качестве органа сертификации в Госстандарте России в соответствии с требованиями, зарегистрированными в Федеральной комиссии.
Строго говоря, термин "программное обеспечение" и термин "электронная база данных" имеют разные обозначения. Так же как регистратор и эмитент - это разные лица.
Кроме того приказом ФСФР РФ от 13.08.2009 N 09-33/пз-н "Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг" установлено, что в случае самостоятельного ведения реестра владельцев именных ценных бумаг акционерными обществами в соответствии с законодательством Российской Федерации акционерные общества обязаны соблюдать требования к порядку ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также требования, установленные настоящим Приказом.
В то время как ПОЛОЖЕНИЕ О ВЕДЕНИИ РЕЕСТРА ВЛАДЕЛЬЦЕВ ИМЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ,утвержденное Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 2 октября 1997 г. N 27, устанавливает порядок ведения и требования, предъявляемые к системе ведения реестра владельцев именных ценных бумаг обязательные для исполнения регистраторами и эмитентами.
Таким образом, можно сделать вывод, что эмитент обязан соблюдать только требования к порядку ведения реестра, а требования к системе ведения реестра (использование программного обеспечения) соблюдать не обязан.
1. эмитент ведет реест самостоятельно, и
2. желает заполнять журналы не «от руки», а при помощи компьютера и принтера, и
3. не желает использовать «программное обеспечение для самостоятельного ведения реестра» (в силу разных причин, которые могут быть предметом отдельного обсуждаения), а использует, например, общедоступные Word / Excel.
Т.е. журналы (входящих, исходящих, регистрационный, лицевые счета и др.) ведутся в виде файлов, распечатываются и подписываются.
Вопрос-1: Считать такой вид ведения журнала и, соответственно, называть его в Правилах ведения реестра: «ведением в виде электронной базы данных» или «ведением на бумажном носителе»?
Вопрос-2: Какой вариант целесообразно предусмотреть в Правилах ведения реестра и применять:
а) реестр хранится в виде электронных файлов и распечатывается и подписывается полномочным представителем эмитента по истечению какого-либо срока (например, по окончании календарного года).
б) реестр хранится в виде электронных файлов, распечатывается и подписывается полномочным представителем эмитента по наступлению какого-либо события (например, проверка ФСФР - хотя сложно придумать, как это описать в Правилах)
в) реестр хранится в бумажном варианте, все журналы (счета), которые изменились, полностью распечатываются, прошиваются и подписываются на дату последнего изменения. Все ранее подготовленные таким образом версии журналов (счетов) хранятся.
г) реестр хранится в бумажном варианте, все журналы (счета), которые изменились, полностью распечатываются, прошиваются и подписываются на дату последнего изменения. Последняя подготовленная таким образом версия журналов (счетов) хранится, предыдущие хранить обязанности нет.
д) реестр хранится в бумажном виде, ко всем журналам (счетам), которые изменились, распечатывается и подшивается сзади последняя страница, содержащая изменившийся текст. Недостаток такой системы: большинство записей попадают в реестр многократно, т.к. 1-ый, 2-ой ,3ий , и т.д. вариант каждой «последней» страницы всегда будет содержать ее первые строки. Преимущества: меньше бумаги, всегда ясно, как разделить ответственность в случае смены ответственного за ведение реестра специалиста
е) вариант, окоторый пока не пришел нам в голову.
Добавлено через 1 минуту 23 секунды
Наше мнение всегда было: вопрос-1: В правилах реестра обозначали как «электронная база», вопрос-2 – вариант в) (распечатывать всегда и хранить все), но уж больно много бумаги уходит на каждую выписку бОльшую часть реестра распечатывать.
Добавлено через 5 минут 43 секунды
Выдержки из нормативно-правовых актов, позволяющих причислить ведение реестра в Excel к форме ведения «в виде электронной базы данных» (хотя повторюсь, точной уверенности нет):
В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ " О рынке ценных бумаг" под системой ведения реестра владельцев ценных бумаг понимается совокупность данных, зафиксированных на бумажном носителе и/или с использованием электронной базы данных, обеспечивающая идентификацию зарегистрированных в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг номинальных держателей и владельцев ценных бумаг и учет их прав в отношении ценных бумаг, зарегистрированных на их имя, позволяющая получать и направлять информацию указанным лицам и составлять реестр владельцев ценных бумаг.
Согласно ст. 1260 ГК РФ базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ).
Поскольку данные, занесенные в программу Word или Exel могут быть спокойно обработаны ЭВМ, следовательно, эмитент может вести реестр в этих программах, счетая это ведением в электронной базе данных.
НО: в соответствии с п. 5.3. раздела 5 "Требования к деятельности регистратора" ПОЛОЖЕНИЯ О ВЕДЕНИИ РЕЕСТРА ВЛАДЕЛЬЦЕВ ИМЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ,утвержденного Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 2 октября 1997 г. N 27, Программное обеспечение, используемое регистратором для ведения реестра, должно быть сертифицировано лицом, зарегистрированным в качестве органа сертификации в Госстандарте России в соответствии с требованиями, зарегистрированными в Федеральной комиссии.
Строго говоря, термин "программное обеспечение" и термин "электронная база данных" имеют разные обозначения. Так же как регистратор и эмитент - это разные лица.
Кроме того приказом ФСФР РФ от 13.08.2009 N 09-33/пз-н "Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг" установлено, что в случае самостоятельного ведения реестра владельцев именных ценных бумаг акционерными обществами в соответствии с законодательством Российской Федерации акционерные общества обязаны соблюдать требования к порядку ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также требования, установленные настоящим Приказом.
В то время как ПОЛОЖЕНИЕ О ВЕДЕНИИ РЕЕСТРА ВЛАДЕЛЬЦЕВ ИМЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ,утвержденное Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 2 октября 1997 г. N 27, устанавливает порядок ведения и требования, предъявляемые к системе ведения реестра владельцев именных ценных бумаг обязательные для исполнения регистраторами и эмитентами.
Таким образом, можно сделать вывод, что эмитент обязан соблюдать только требования к порядку ведения реестра, а требования к системе ведения реестра (использование программного обеспечения) соблюдать не обязан.