ЗК
Статья 40. Права собственников земельных участков на использование земельных участков
1. Собственник земельного участка имеет право:
3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
Про промышленный не нашел. Зато есть консультация на "личный"
СТРОИМ ПРУД ЗАКОННО
Ю. КАЛИНОВСКИЙ
Юрий Калиновский, практикующий юрист.
На своем земельном участке я хочу выкопать пруд. Нужно ли для этого получать какие-либо разрешения?
Д.Краснов, г. Углич
Давайте определимся, что понимается под словом "пруд". "Пруд - искусственный водоем, выкопанный до глубины 3 - 5 м или созданный путем постройки плотины в долинах небольших рек, ручьев, на территории балок либо оврагов. Обычно пруд представляет собой водоем площадью не более 1 кв. км, который должен иметь достаточной крутизны берега, слабый уклон дна и устойчивое к размыву ложе" (Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 3-е изд. 1969 - 1978).
Подпункт 3 ч. 2 ст. 5 Водного кодекса РФ относит пруд к поверхностным водным объектам. Они включают в себя природные или искусственные водоемы, водотоки либо иные объекты, постоянное или временное сосредоточение вод в которых имеет характерные формы и признаки водного режима (п. 4 ч. 1 ст. 1 ВК РФ). Под водным режимом следует понимать изменение во времени уровня, расхода и объема воды в водном объекте (п. 5 ч. 1 ст. 1 ВК РФ). Именно наличие этих признаков позволяет отличить пруд как водный объект от искусственного резервуара с водой, уровень которой регулируется человеком.
Земельный кодекс РФ в подп. 3 п. 1 ст. 40 ЗК РФ позволяет собственнику проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты согласно установленным законодательством экологическим, строительным, санитарно-гигиеническим и иным специальным требованиям.
Таким образом, собственникам необходимо учитывать несколько важных моментов:
- позволяет ли разрешенное использование земельного участка строить пруд;
- каким экологическим, строительным, санитарно-гигиеническим и иным специальным требованиям должен отвечать будущий водный объект.
Согласно подп. 2, 3 п. 1 ст. 40 ЗК РФ разрешенное использование - это правовая основа для использования физическим или юридическим лицом земельного участка, возведения на нем жилых, производственных и т.п. зданий и сооружений, проведения оросительных, осушительных и т.п. работ, тесно связанных с целевым назначением земли.
Собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки по целевому назначению. Нужно также учитывать и принадлежность участка к той или иной категории земель и соблюдать разрешенные способы использования, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (п. 1 ст. 42 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 81 ЗК РФ участки для ведения гражданами дачного хозяйства находятся на землях сельскохозяйственного назначения. Дачный земельный участок предоставляется гражданину или приобретается им для отдыха. На нем можно возводить жилые, хозяйственные строения и сооружения, выращивать плодовые, ягодные, овощные, бахчевые или иные сельскохозяйственные культуры и картофель (ст. 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан").
Члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения могут самостоятельно хозяйствовать на своих земельных участках также с учетом их разрешенного использования и целевого назначения, не нанося ущерб земле как природному и хозяйственному объекту (ст. 19 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ).
Возведение строений и сооружений в дачном некоммерческом объединении осуществляется в соответствии с проектом его организации и застройки территории (п. 1 ст. 34 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ). Контроль за этим проводит правление объединения, а также инспекторы государственных органов, органы местного самоуправления.
Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан должна проводиться согласно строительным нормам - СНиП 30-02-97 "Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения" (приняты и введены в действие Постановлением Госстроя России от 10.09.1997 N 18-51).
Так, п. 4.1 СНиП 30-02-97 определяет, что организация территории садоводческого объединения должна согласовываться с утвержденным администрацией местного самоуправления проектом планировки и застройки этой территории. Такой проект является юридическим документом, обязательным для исполнения всеми участниками садоводческого объединения. На территории общего использования проектом планировки и застройки может быть предусмотрено создание водоемов для пожаротушения, открытых водоемов и специальных накопительных котлованов для полива садово-огородных культур.
Строительство пруда на индивидуальном участке влечет внесение изменений в проект планировки и застройки. В этом случае свои действия следует согласовывать с администрацией местного самоуправления, на территории которого расположено садоводческое объединение (п. п. 5.9, 8.3, 4.1 СНиП 30-02-97 "Планировка и застройка территорий садоводческих объединений граждан, здания и сооружения", принятых и введенных в действие Постановлением Госстроя России N 18-51).
Возведение пруда должно происходить в соответствии с разработанной и утвержденной проектной документацией, удовлетворять требованиям экологического законодательства, строительным, санитарно-гигиеническим и иным специальным нормативам (подп. 3 п. 1 ст. 40 ЗК РФ). Помимо этого необходимо учитывать, что собственники земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 м, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.
Все работы нужно проводить в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 19 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").
Если на дачном участке уже построен пруд в нарушение установленного порядка и разрешенного использования земли, то на дачника может быть наложено административное взыскание в виде предупреждения или штрафа за нарушение земельного законодательства (п. 1 ст. 47 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ).
За использование земель не по целевому назначению гражданина также могут оштрафовать. Размер санкции - от 1000 до 1500 руб. (ст. 8.8 КоАП РФ).
Отметим, что с 2007 года в собственности физического лица может находиться пруд (ч. 2 ст. 8 ВК РФ; п. 2 ст. 261 ГК РФ). Его отчуждение без отчуждения земельного участка, в границах которого он расположен, не допускается. Кроме того, такой земельный участок не подлежит разделу, если в его результате требуется раздел пруда (ч. 4 ст. 8 ВК РФ).
В общем, чем смог... хотя вопрос достаточно сложный.
Хелп плиз, с чего людям начать вообще?
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 31 марта 2011 г. N 86
Земли, на которых расположены рыбоводные пруды, в основном, относятся к землям сельскохозяйственного назначения, а инфраструктура рыбоводных хозяйств является составной частью агроландшафтов, способствующей эффективному использованию земельных ресурсов сельскохозяйственных территорий.
В отличие от других видов рыбоводства, где используется только один природный ресурс - вода, в сельскохозяйственном рыбоводстве используется земля и вода. Пруд - это земля сельскохозяйственного назначения под водой.
:rofl:
Почитай приказ, там много таких же забавных перлов.
boroda, если ничего не путаю, надо менять разрешенное использование (не категорию земли, а именно использование).
В судебной практике нередко встречаются споры относительно передачи в аренду земель сельскохозяйственного назначения для строительства пруда. Проблемы, в частности, возникают при определении правового режима создаваемого водного объекта. Из обстоятельств дела <1> следовало, что сельская администрация в соответствии с заключенным договором аренды передала акционерному обществу земельный участок для строительства пруда. По мнению органов прокуратуры, в аренду был передан водный объект - пруд, являющийся государственной собственностью, поэтому администрация не обладала правомочиями на заключение соответствующего договора. Указанная позиция послужила основанием для обращения прокуратуры в суд с заявлением о признании договора аренды недействительным. В обоснование заявленных требований также было указано, что АО не имеет лицензии на водопользование.
<1> Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21 июня 2004 г. N А48-4007/03-7 // Справочная правовая система "Гарант". 1990 - 2005.
Содержание правовой позиции прокуратуры основывается на положении ст. 33 Водного кодекса РФ, согласно которой водные объекты могут находиться в собственности Российской Федерации и субъектов РФ. Данная норма корреспондирует с правилом п. 2 ст. 214 ГК, устанавливающим презумпцию государственной собственности на землю и другие природные ресурсы. Однако необходимо учитывать, что Водный кодекс содержит понятия "водный объект" и "обособленный водный объект (замкнутый водоем)". В соответствии со ст. 1 Водного кодекса водный объект - это "сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима". Обособленный водный объект - "небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами". Согласно ст. 34 Водного кодекса право собственности на обособленные водные объекты может принадлежать муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам. Это положение получило свое развитие в ст. 40 Водного кодекса, указывающей, что замкнутые водоемы (обособленные водные объекты) могут находиться в частной собственности. В литературе выделяли следующие признаки обособленных водных объектов: во-первых, водоем должен быть замкнутым, во-вторых, небольшим по площади либо непроточным искусственным водоемом, в-третьих, должна отсутствовать гидравлическая связь с другими поверхностными водными объектами <1>.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать те обстоятельства, на которые оно ссылается. В соответствии со ст. 69 АПК РФ не нуждаются в доказывании лишь обстоятельства, признанные арбитражным судом общеизвестными. Из судебного акта видно, что прокуратура не согласна с передачей в аренду пруда, то есть обособленного водного объекта. Отсюда следует, что утверждение о нахождении пруда в государственной собственности должно быть обосновано, поскольку презумпция государственной собственности на замкнутые водоемы не распространяется. Правильность сделанного вывода подтверждается положением п. 2 ст. 214 ГК РФ, где сказано, что государственной собственностью являются природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Согласно представленным суду документам, переданный в аренду земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения. Заключенный договор аренды полностью соответствовал действующему законодательству и был зарегистрирован в регистрационном управлении по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Прокуратура не представила доказательств, свидетельствующих о передаче в аренду объекта, находящегося в государственной собственности. Соответственно, утверждение о том, что у акционерного общества нет лицензии на водопользование, не имеет юридического значения для рассмотрения настоящего спора. Требование о признании договора аренды ничтожным не основано на законе и не подлежит удовлетворению.
Мельников Н.Н. Земельные споры. Комментарий судебной практики // СПС КонсультантПлюс. 2010.