РБК daily - ежедневная деловая газета Налоговики придумали налог на купленные голоса акционеров 00:05 Ярослав Николаев Tweet Налоговики придумали налог на купленные голоса акционеров Федеральная налоговая служба (ФНС) обратила внимание на практику, когда компании «просят» акционеров проголосовать тем или иным образом. Одна из крупных российских корпораций добилась на общем собрании акционеров нужных ей результатов голосования, выложив за это около миллиарда долларов, — в ФНС такой ход назвали услугой, которая подпадает под налогообложение. В акционерном соглашении может быть прописана ситуация, когда акционеры могут «проплатить» то или иное решение, купив голоса «молчунов» или сомневающихся. Недавно одна из крупных российских компаний заплатила за такие голоса 28 млрд руб. На запрос юристов организации (ее интересы представляла юрфирма «Нек♫торов, Савельев и партнеры») о возможности начисления в таком случае НДС в ФНС ответили, что акционерное соглашение, по которому проводилось такое голосование, содержит «элементы оказания услуг» (ответ за подписью замглавы управления налогообложения УФНС по Москве Н.В. Михайловой есть в распоряжении РБК daily). Следовательно, за купленные голоса акционеров можно начислять НДС. Таким образом, все акционерные соглашения, которые на данный момент заключены в России или планируются к заключению, могут привести к налоговым доначислениям для их участников. Директор по корпоративному управлению Prosperity Capital Management Денис Спирин называет такую ситуацию уникальной. По его словам, если акционеры консолидируют усилия, чтобы вместе проголосовать тем или иным образом, то каждый из них действует в общем экономическом или корпоративном интересе и оплаты за это друг от друга они не требуют. Если логика письма московского УФНС войдет в практику, государство, имеющее участие в том или ином бизнесе, сможет вернуть себе 38% от затрат в виде НДС и налога на прибыль, направленных на «покупку» нужных ему голосов, подозревает старший партнер «Пепеляев Групп» Рустем Ахметшин. Если развивать логику инспекторов, то даже если такая «услуга» не была оплачена деньгами, акционеры должны сами определить ее рыночную стоимость, комментирует партнер «Некторов, Савельев и партнеры» Егор Батанов. «Они должны будут сами рассчитать НДС и уплатить в бюджет, а также выставить счета-фактуры другим акционерам. А если акционерами являются взаимозависимые лица, то налоговики смогут применить к ним и правила о трансфертном ценообразовании», — объясняет юрист. Концепция услуги предполагает, что она оказывается одним лицом в пользу другого. Здесь же акционер голосует прежде всего в своих интересах, замечает партнер Goltblat BLP Андрей Шпак. По мнению Андрея Шпака, тот факт, что эти интересы совпадают с интересом другого акционера и второй акционер готов простимулировать достижение нужного результата, необязательно приводит к возникновению услуг. Применяя подход московского УФНС, с компаний можно будет потребовать уплатить и налог на прибыль, опасается г-н Батанов. «Если один акционер обязуется проголосовать для другого, а тот ничего взамен не обязуется сделать, последний получает «услугу» бесплатно, то есть должен уплатить налог на прибыль с ее рыночной стоимости», — поясняет он. По мнению предпринимателей, оплата голосов акционеров является порождением двух негативных явлений российской экономики — ее рентного характера и гипертрофированной роли государства. «У нас ценности не создаются, а захватываются, и потом через их эксплуатацию обеспечивается доходность», — сетует вице-президент «Деловой России» Александр Осипов. Он считает, что «купленные» голоса акционеров не должны облагаться НДС, ведь «это не производ♫ство товаров и не оказание услуг, здесь правоотношения другого характера, и любое смешивание понятий — это попытка обложить налогом все и вся, что принципиально недопустимо». В Минфине и ФНС получить комментарий не удалось. НДС , ФНС , акционерное соглашение