Вопрос: В какой срок судебные приставы должны отвечать на запросы взыскателя? В какую инстанцию направлять жалобы на неправомерные действия службы судебных приставов? Какую ответственность несет служба судебных приставов за неисполнение производства по исполнительному листу?
Ответ: Действующее законодательство не предусматривает конкретный срок ответа на письменный запрос взыскателя. Обычно приставы самостоятельно уведомляют по почте о ходе исполнительного производства. Если в адрес взыскателя никакой информации об исполнении не поступает, взыскатель может подать жалобу старшему судебному приставу. Старший пристав вправе привлечь должностное лицо, на которое поступила жалоба, к дисциплинарной и иной ответственности.
Обоснование: В соответствии с законодательством стороны исполнительного производства могут получать информацию о ходе производства. Полный перечень их прав приведен в ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 20.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон).
На практике зачастую приставы не предоставляют никакой информации по телефону и требуют для ознакомления с ходом исполнительного производства присутствовать лично либо направить письменный запрос.
При этом форма, сроки ответа и порядок направления такого запроса действующим законодательством не предусмотрены. Поэтому он может быть составлен в произвольном виде и отправлен по почте заказным письмом с уведомлением на имя того пристава, который вынес постановление о возбуждении исполнительного производства по исполнительному листу. Адрес и Ф.И.О. пристава указаны в шапке постановления.
Представляется правильным, если в запросе будут указаны также номер дела об исполнительном производстве, причины, по которым взыскатель (или его представитель) не может явиться лично и связаться по телефону. Если запрос отправляется представителем, обязательно должна быть приложена доверенность, наделяющая его такими полномочиями.
Обычно приставы самостоятельно уведомляют по почте о ходе исполнительного производства. Но если никаких писем и уведомлений от судебного пристава в адрес взыскателя не поступает, возможности связаться по телефону с ним нет и ответы на письменные запросы отсутствуют, взыскатель может подать на пристава жалобу.
В соответствии со ст. 122 Закона жалоба на бездействие должностного лица службы судебных приставов подается в течение десяти дней со дня установления факта его бездействия. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Законом предусмотрен принцип подачи жалобы в порядке подчиненности (ст. 123 Закона). В соответствии с ним жалоба на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя подается старшему судебному приставу, в подчинении которого он находится. Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, его заместителя, а также на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта РФ, в подчинении которого находится старший судебный пристав.
Согласно ч. 1 ст. 124 Закона жалоба подается в письменной форме, должна быть подписана лицом, обратившимся с ней, или его представителем. К жалобе, подписанной представителем, должна прилагаться доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.
В жалобе должны быть указаны:
- должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, действия (бездействие) которого обжалуются;
- фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;
- основания, по которым обжалуются действия (бездействие);
- требования лица, подавшего жалобу.
В соответствии с ч. 3 ст. 124 Закона лицо, подавшее жалобу, может не представлять документы, которые подтверждают обстоятельства, указанные в жалобе. Если представление таких документов имеет значение для рассмотрения жалобы, то должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее указанную жалобу, вправе запросить их. В этом случае срок рассмотрения жалобы приостанавливается до представления запрошенных документов, но не более чем на десять дней.
Жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение десяти дней со дня ее поступления (ч. 1 ст. 126 Закона).
Решение по жалобе принимается в форме постановления (ч. 1 ст. 127 Закона). Копия постановления, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется лицу, обратившемуся с жалобой, не позднее трех дней со дня принятия указанного постановления (ч. 6 ст. 127 Закона).
Должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее жалобу, вправе принять меры по привлечению должностного лица службы судебных приставов, действия (бездействие) которого признаны неправомерными, к дисциплинарной и иной ответственности.
Кроме того, подача жалобы вышестоящему должностному лицу не лишает взыскателя права обращения с такой жалобой в суд.
В.В.Серкина
Старший юрисконсульт
ООО "Прадо. Бизнес консультант"