В мае этого года я опубликовала на Регфоруме обзор судебной практики о взыскании убытков с директора компании. В заметке были представлены наиболее часто встречающиеся и интересные основания для привлечения директора к ответственности. Так, с директора можно взыскать убытки в виде выплаченной компенсации, если он неправомерно уволил работника, который в свою очередь оспорил увольнение и взыскал компенсацию. Сумма прощенного директором долга также может быть взыскана с него в качестве убытков.
Читайте о поправках в ГК РФ с 1 января 2017 года.
Тема взыскания убытков с директоров компаний достаточна интересна, поэтому я отслеживаю судебную практику по данному вопросу, которой и хочу в очередной раз поделиться.
Изменение арендной платы
Общество в лице представителя по доверенности заключило договор аренды с гражданином, который являлся также участником данного общества с долей 50% и директором.
Арендная плата составила 1 000 рублей в месяц, договор был зарегистрирован.
На следующий день после регистрации договора стороны подписали дополнительное соглашение, которым увеличили размер арендной платы до 50 000 рублей в месяц (то есть в 50 раз), но само соглашение в ЕГРП не зарегистрировали. При этом общество ежемесячно платило арендную плату в соответствии с допсоглашением.
Позже директор-учредитель, он же арендодатель, вышел из состава участников общества, а директором было избрано иное лицо. Посчитав разницу между суммой арендной платы по зарегистрированному договору и фактически выплаченной по незарегистрированному допсоглашению – новый директор обратился с иском в суд к предыдущему о взыскании данной разницы в качестве убытков. Иск был удовлетворен, разница в качестве убытков была взыскана в полном объеме.
Выводы и рекомендации:
- Регистрировать необходимо не только договор, но и допсоглашения, если изменяется размер арендной платы в несколько раз.
- Многократное увеличение арендной платы является злоупотреблением, нацеленным на причинение обществу убытков, особенно если арендодателем выступает директор.
- Такая сделка может быть оспорена как сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, если она не была одобрена в установленном порядке.
Судебная практика: Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 06.08.2015 года по делу № А08-5137/2014.
Негосударственное пенсионное обеспечение
Обществом в лице директора был заключен договор негосударственного пенсионного обеспечения, в соответствии с которым общество обязалось уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязался выплачивать участникам (работникам вкладчика) негосударственную пенсию. В качестве такого участника, которому и должна была начисляться и выплачиваться негосударственная пенсия, был указан директор общества.
Примечательно, что сумма отчислений в негосударственный пенсионный фонд составила 13% от чистой прибыли общества.
Суды трех инстанций констатировали, что такой размер отчислений на формирование негосударственной пенсии директора не отвечает экономическим интересам общества, существенно превзошли размер зарплаты директора, а сама сделка не была одобрена.
Также судами были отвергнуты доводы о применении последствий пропуска срока исковой давности, так как директор хотя фактически и не скрывал от акционеров сведения о заключении такой сделки, но при этом не представил данные сведения аудитору, заключение которого на ежегодном собрании акционеров и было представлено. Таким образом, директор фактически сокрыл от акционеров сведения о заключении и исполнении оспариваемой сделки, следовательно, срок начал течь с того момента, когда акционер реально мог узнать не только о факте совершения сделки, но и о том, что она совершена с заинтересованностью.