В предыдущей публикации я лишь обозначил некоторые "несуразности", замеченные в Новом проекте ФНС, без их анализа. После – не значит вследствие, но тем не менее, после предыдущей публикации ФНС внесла в свой Новый проект коррективу – в типовой форме устава появился размер уставного капитала (правда, с копейками, ну, как говорится – как смогла). Иных изменений замечено не было. Раз устав тронулся – то с него и начнём. Хотя, от некоторого дежавю всё же будет трудно отмахнуться. Но там, у Минэкономразвития, был всего лишь проект типового устава для обсуждения, а здесь – уже предлагаемый для работы неограниченному кругу лиц инструмент.
Анализ текста типовой формы устава предложенной ФНС
I. Несоответствие некоторых положений типовой формы устава ныне действующему законодательству
1. Пункт 1.4. Устава:
"Размер уставного капитала Общества - ***** руб. ** коп."
не соответствует пункту 1 статьи 14 14-ФЗ от 08.02.1998 – Размер уставного капитала общества и номинальная стоимость долей участников общества определяются в рублях. (без копеек!)
2. Пункт 4.1.2. Устава:
"Получать информацию о деятельности Общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном настоящим Типовым уставом порядке"
не соответствует пункту 1 статьи 12 14-ФЗ – Типовой устав утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а именно – Министерством экономического развития. ФНС на подобное Правительством Российской Федерации не уполномочена. (Превышение полномочий?)
3. Пункт 5.1. Устава:
"Уставный капитал Общества составляется из номинальной стоимости доли его единственного участника."
не соответствует пункту 1 статьи 14 14-ФЗ – Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников. Анализируемой типовой формой устава появление в обществе третьих лиц полностью не купировано (пункты 5.3. и 6.1. Устава, да и про наследников ничего не сказано), следовательно, количество участников общества может увеличиться.
4. Пункт 5.2. Устава:
"Любое изменение уставного капитала производится по решению участника в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом."
не соответствует статьям 17, 18, 19, 20, 33 14-ФЗ – изменение уставного капитала относится к компетенции общего собрания участников.
5. Пункт 5.4. Устава:
"Денежная оценка имущества, вносимого для оплаты доли в уставном капитале Общества, утверждается решением участника Общества."
не соответствует пункту 2 статьи 15 14-ФЗ – изменение уставного капитала относится к компетенции общего собрания участников.
6. Пункт 7.1. Устава:
"Выход участника из Общества не допускается."
не совсем соответствует пункту 1 статьи 26 14-ФЗ – Участник общества вправе выйти из общества ..., если это предусмотрено уставом общества. Т.е. лишить возможности участника выйти из общества можно не запретом такого выхода в уставе, а непредусмотрением в уставе такой возможности. Указанный пункт устава также не соответствует пункту 2 статьи 26 14-ФЗ – Выход участников общества из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выход единственного участника общества из общества не допускается. Это – императивная норма и, соответственно, от положений устава не зависит.
7. Пункт 8.1. Устава:
"Высшим органом управления Общества является его единственный участник."
не соответствует пункту 1 статьи 65.3. ГК РФ – Высшим органом любой корпорации является общее собрание её участников. Указанный пункт устава также не соответствует пункту 1 статьи 32 14-ФЗ – Высшим органом общества является общее собрание участников общества. Участник (как участник, даже, если он в данный момент – единственный) никогда не может являться никаким органом корпорации, а тем более её высшим органом.
8. Пункт 8.3. Устава:
"К исключительной компетенции единственного участника Общества относится:"
не соответствует пункту 1 статьи 33 14-ФЗ – участник общества – не орган! У него не может быть компетенции. У него есть лишь права и обязанности. В пункте же 8.3. Устава перечислены положения примерно похожие на компетенцию высшего органа общества – общего собрания участников общества, но не совсем соответствующие ей.
9. Пункт 8.3.2. Устава:
"Принятие решения о том, что Общество в дальнейшем не будет действовать на основании настоящего Устава."
не соответствует подпункту 2) пункта 2 статьи 33 14-ФЗ – утверждение устава общества, внесение в него изменений или утверждение устава общества в новой редакции, принятие решения о том, что общество в дальнейшем действует на основании типового устава, либо о том, что общество в дальнейшем не будет действовать на основании типового устава... Данный подпункт 14-ФЗ предусматривает возможность решением общего собрания участников общества прекратить использование обществом типового устава (с одновременным утверждением своего устава). Указанный пункт устава в очередной раз указывает, что ФНС считает данный устав типовым, хоть и скромно называет его "формой типового устава", что противоречит, как указывалось выше, пункту 1 статьи 12 14-ФЗ – Типовой устав утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а именно – Министерством экономического развития. ФНС на подобное Правительством Российской Федерации не уполномочена. (Превышение полномочий?)
10. Пункт 10.1. Устава:
"Общество обязано хранить следующие документы:"
не соответствует статье 50 14-ФЗ. И дело не в том, что в данную статью 233-ФЗ от 29.07.2017 внес существенные изменения, а в том, что в указанном пункте устава отсутствует упоминание об уставе общества, который оно обязано хранить и обеспечивать доступ к нему. Отсутствие устава в данном перечне (статья 10.1. устава) ещё раз указывает на то, что ФНС всё же считает свою форму типового устава типовым уставом. Так получается ...
II. Внутренние нестыковки и прочие несуразности типовой формы устава от ФНС
1. На титульном листе указано, что он:
"УТВЕРЖДЕН Решением единственного учредителя №1 от "**" *** 2017 года"
при этом пункты 4.1.2., 8.3.2. и 10.1. указывают, что рассматриваемый текст устава являет из себя текст типового устава, который учредителями/участниками не утверждается.
2. Пункт 1.6. Устава:
"Печать Обществом не используется."
закону не противоречит, но крайне сужает круг лиц, решивших использовать данный устав в своей деятельности, если, конечно, они этот пункт прочтут до регистрации своего общества, а не после, например, при открытии счёта.
3. Пункт 2.1. Устава:
"Общество состоит из единственного участника. В качестве единственного участника Общества не может выступать другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица."
закону не противоречит, но не стыкуется с названием Нового сервиса ФНС и его содержанием – Создание ООО с единственным участником физическим лицом и типовой формой устава. Сервис ФНС пока не предусматривает в качестве учредителей юридические лица, в том числе и хозяйственные общества состоящие из одного лица. То же относится и к пункту 2.4. устава: Участник Общества обязан своевременно информировать Общество об изменении сведений о своем имени или наименовании, месте жительства или месте нахождения. Наименования и места нахождения относятся к юридическим лицам, которых Новый сервис ФНС пока не обслуживает.
4. Пункт 4.2.3. Устава:
"Участвовать в принятии решений, без принятия которых Общество не может продолжать свою деятельность, если без этого участия решение принять невозможно."
с одной стороны – логично, но, на мой взгляд, немного противоречит общей концепции рассматриваемой типовой формы устава – участник в обществ один-единственный и принять какие бы то ни было решения единственным участником без его участия, действительно, затруднительно... хотя...
5. Пункт 4.2.8. Устава:
"Оказывать содействие Обществу в осуществлении им своей деятельности."
закону не противоречит. Лишь немного здравому смыслу.
6. Пункт 5.3. Устава:
"Увеличение уставного капитала Общества допускается только после его полной оплаты. Увеличение уставного капитала Общества может осуществляться за счет имущества Общества, и (или) за счет дополнительного вклада участника Общества."
закону не противоречит. Однако, в такой формулировке данный пункт устава не запрещает в соответствии с пунктом 2 статьи 17 14-ФЗ увеличивать уставный капитал за счёт вкладов третьих лиц – если это не запрещено уставом общества, за счет вкладов третьих лиц, принимаемых в общество. Впрочем, когда в обществе один участник, он, по моему глубокому убеждению, может контролировать данный процесс независимо от содержания устава.
Подготовьте документы для регистрации
ООО или
ИП на Регфоруме
7. Пункт 8.2. Устава:
"При принятии решений участником Общества может присутствовать единоличный исполнительный орган Общества (генеральный директор)."
Наверное генеральный директор может присутствовать при сеём действии, но зачем? Как он узнает, какое решение в данный момент принимает единственный участник, если, конечно, он не шаман и не обладает сверхтелепатическими способностями к ясновидению. Но тогда, имхо, он может это делать и дистанционно. А так – "Голова предмет тёмный и исследованию не подлежит." (с).
8. Пункт 8.3.6. Устава:
"избрание и досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии (ревизора) Общества"
закону не противоречит, но, разве, уставом предусмотрена в обществе ревизионная комиссия?
ВЫВОД
В ЦА ФНС в основном работают точно такие же люди, как и все мы. В том числе, как и те, которые занимаются регистрацией юридических лиц, как с той, так и с другой стороны. При этом многие считают устав большим злом, и, следовательно, чтение его перед запуском какого-либо проекта выше их собственного достоинства.
А может потому ракеты у нас и не летают?
P.S. Риторический вопрос. Почему в обсуждаемом Новом сервисе ФНС не предусмотрена возможность заранее ознакомиться с образцами предлагаемых к регистрации документов, а только лишь после введения всех требуемых данных? Очередная забота о налогоплательщиках?
Продолжение следует.