ВС РФ поддержал банкиров в споре с физлицом: Сбербанк заблокировал предоплату за Lexus

  • 3 апреля 2018 в 13:23
  • 7
  • 8

    Здравствуйте!

    Верховный суд РФ в Определении от 06.02.2018 № 59-КГ17-18 подтвердил правоту Сбербанка, который не дал клиенту снять со счета деньги за проданную машину. Как так получилось и что делать, чтобы не оказаться в аналогичной ситуации.

    С жалобой в Верховный суд РФ обратился Алексей Зайцев, которому в сентябре 2016 года Сбербанк заблокировал счет на 4,5 млн рублей – это была часть предоплаты за продаваемый Lexus (вся сумма была 6 млн рублей).

    До того, как Алексея настигла блокировка счета он успел снять 1,5 млн рублей. Затем у него запросили документы по сделке и потребовали объяснить ее экономический смысл на основании закона о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ФЗ №115). Документы клиент банка предоставил, но Сбербанк продолжил считать операцию сомнительной. Подозрения были сняты только после того, как Зайцев представил в банк бумаги, свидетельствующие о переоформлении автомобиля на покупателя.

    За такие финансовые препятствия и страдания Алексей Зайцев потребовал с банка в судебном порядке неустойку в размере 4,5 млн руб., компенсацию морального вреда в размере 10 тыс. руб. и штраф в 50% от взысканной суммы.

    В реальности он получил только 10 тыс. рублей, также Благовещенский городской суд признал действия Сбербанка незаконными. Однако, Амурский облсуд это решение отменил, требования Зайцева отклонил. С такой позицией апелляционной инстанции согласилась Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ.

    Цитата из определения ВС РФ:

    «В результате реализации правил внутреннего контроля у банка возникли обоснованные подозрения в отношении операций по счёту [А.Зайцева] ввиду их неоднократности, дающей основание полагать, что целью является уклонение от контроля, а также запутанного и необычного характера, не имеющего явного экономического смысла».

    Информация о том, что Сбербанк блокирует счета физических лиц на основании сомнений в законности проводимых клиентом операций впервые начала появляться в сети интернет и в СМИ еще в 2016 году.

    Кредитные организации обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля, документально фиксировать информацию о подозрительных операциях и клиентах, такие операции осуществляющих, наделены правом блокирования их счетов и отказа в проведении операций. Это их обязывает делать Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ).

    Перечень оснований «сомнительности» операций содержится и в Законе № 115-ФЗ, и, в более развёрнутом виде, в Положении Банка России от 2 марта 2012 года № 375-П о требованиях к правилам внутреннего контроля в кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов и финансированию терроризма.

    Данные основания сформулированы таким образом, что практически любая операция может быть признана «сомнительной», а банки, как правило, предпочитают перестраховаться и нередко блокируют счета законопослушных граждан. Таким образом, банки могут отказать в проведении операции на законных основаниях и, согласно п. 12 ст. 7 Закона № 115-ФЗ, не понести за это никакой гражданско-правовой ответственности.

    ВС РФ в своём определении от 6 февраля 2018 года признал подозрения, возникшие у банка и приведшие к отказу в проведении операций, обоснованными на том основании, что договор купли-продажи не содержал условия о предоплате (а она составила 6 млн рублей). Кроме того, автомобиль после перечисления денежных средств длительное время оставался у продавца, а документы о регистрации автомобиля за покупателем были предоставлены только после приостановления операций по счёту.

    Чтобы не оказаться в подобной ситуации, на мой взгляд, нужно соблюдать несколько простых правил:

    1. Не проявлять излишнюю осторожность — если клиент слишком озабочен конфиденциальностью своих операций или отказывается предоставить сведения, которые обычно предоставляются в таких случаях, это будет являться для банка признаком сомнительной операции.
    2. Не снимать наличные быстро и часто — такие действия, похожие на обналичивание, когда при поступлении крупной денежной суммы на счёт деньги начинают быстро снимать в банкоматах, вызывают у банков справедливые подозрения. В такой ситуации лучше использовать безналичные платежи.
    3. Не закрывать счёт после нескольких аналогичных переводов денежных средств.
    4. Не игнорировать требования банка о предоставлении документов, подтверждающих правомерность сделки и перечисления денежных средств.

    Если всё-таки счёт физического лица окажется заблокирован, то зачастую достаточно своевременно предоставить банку подтверждающие документы (например, договор купли-продажи или договор займа, акт приёма-передачи, паспорт транспортного средства, в котором указан уже новый владелец).

    Добавить
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:
    первые два предложенных правила не понимаю.  1) 

    Цитата из статьи

    «клиент слишком озабочен конфиденциальностью своих операций» 

    это что значит не нужно делать?а 

    Цитата из статьи

    «отказывается предоставить сведения, которые обычно предоставляются в таких случаях»

    то же самое написано в п 4
    По поводу второго правила возникает вопрос - а зачем мне нужен банк где я буду опасаться снимать переведенные мне средства и должен делать это редко? И предоставить документы само  по себе не проблема, проблема в том, что банк их рассматривает насколько помню 10 дней, потом еще что нибуть запросит и еще 10 дней...
    3 апреля 2018 в 14:212
    Это точно. Скорее, такими действиями вынуждают наличкой пользоваться. Причем это был "белый" клиент. И теперь в следующий раз он сто раз подумает, пользоваться ли банком, может, лучше уговорить покупателя наличкой заплатить. Понятно, что чем крупнее суммы, тем это сделать сложнее, но при прочих равных...
    4 апреля 2018 в 11:541
    Действительно, рекомендации, приведенные в п. 1 и п. 4 взаимосвязаны. Суть их сводится к тому, что запрашиваемые банком документы в обоснование совершения той или иной сделки, в рамках которой осуществляется движение денежных средств, клиенту так или иначе необходимо будет предоставить, даже при нежелании раскрывать те или иные подробности заключенного договора, в противном случае банк будет иметь основания для блокировки счета. В отношении срока рассмотрения документов и дополнительных запросов банком, действительно, какое-то время для анализа банку потребуется, но, если будет предоставлен полный пакет документов и исчерпывающая информация по сделке, полагаю, повторных запросов со стороны банка не будет, т.е. все будет зависеть от конкретной ситуации.
    4 апреля 2018 в 18:18
    Верной дорогой идём, товарищи... А если честно, то печально это всё, полный совок.
    3 апреля 2018 в 18:25
    при чем здесь совок? разве в совке блокировали деньга на сберкнижках?
    5 апреля 2018 в 13:43
    Вопрос в другом. Простые люди почему-то должны бегать, как холопы, и отчитываться в том, откуда они взяли деньги (за свои гроши, сравнительно с теми суммами, которыми реально вертят серьезные люди) и на что они их собираются потратить. В отличие от власть имущих, которых даже когда за руку ловят всё равно, как правило, выходят сухими из воды.
    5 апреля 2018 в 14:462
    к железному занавесу возвращаемся. Итак нет доверия ни к власти, ни к банкам. А тут за свои копейки отчитываться еще.
    10 апреля 2018 в 12:361
    я не знаю к чему мы там возвращаемся, но я не помню ни одного случая в советское время о блокировке денег на сберкнижке, мы не возвращаемся, а куда-то не туда бредём почти 20 лет
    10 апреля 2018 в 15:11

    Прямой эфир

    Александр МИРОЛЮБОВ30 января 2025 в 19:40
    Ужесточение налогового контроля в 2025 году
    Александр Саратов22 января 2025 в 11:12
    Если в собрании участвовал незаконный акционер, его решение вправе оспорить
    Оля19 декабря 2024 в 17:48
    Как расстаться с акционером (участником) непубличного АО (ООО) из недружественной страны в 2025 году