Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.08.2018 № 411 "Об утверждении типовых уставов, на основании которых могут действовать общества с ограниченной ответственностью" зарегистрирован Министерством Юстиции Российской Федерации 21.09.2018 № 52201 и
опубликован 24.09.2018.
Анализ всей разнообразной совокупности утверждённых Типовых уставов ООО, системного подхода к их классификации и подробный анализ каждого из 36-ти зарегистрированных Минюстом Типовых уставов от Минэкономразвития будут представлены позже.
Также будут даны рекомендации начинающим предпринимателям, решившим впервые открыть своё общество с ограниченной ответственностью. Т.е. тем, для кого с целью облегчения процедуры регистрации ООО и дальнейшего ведения бизнеса Правительство Российской Федерации четыре года создавало 36 Типовых уставов ООО и возможности их использования.
А сейчас беглый взгляд на произошедшее.
Некоторые считают, что форма определяет содержание. Возможно.
Все утверждённые и зарегистрированные Типовые уставы содержат примерно 3.000 знаков, которые при наборе текста 12 кеглем шрифта Arial Narrow вполне умещаются на одном листе формата А4 и выглядят довольно симпатично.
Впрочем, Типовые уставы не предназначены для тиражирования на бумажных носителях, и поэтому, количество знаков не имеет для них принципиального значения.
Мне кажется, что вице-премьер
К.Чуйченко, говоря
Д.Медведеву о "
здравом смысле" в учредительных документах и о том, что когда "здравый смысл" всё же появится в уставах
... легче будет учреждать предприятия. Устав в этом случае будет состоять из одной-двух страниц, где будут определяться индивидуальные признаки предприятия и диспозитивные правила, которые вытекают из диспозитивных норм закона.
имел ввиду не 36 Типовых уставов от Минэкономразвития.
Действительно, сокращение количества знаков в зарегистрированных Минюстом Типовых уставах уменьшило содержание воды (императивных норм) в них примерно до 80-90%.
Из стенограммы
совещания с вице-премьерами 16 июля 2018 года:
К.Чуйченко: Действительно, на сегодняшний день учредительные документы, а именно уставы предприятий, на 95% состоят из императивных норм законодательства.
Д.Медведев: То есть норм, которые нельзя изменить по соглашению сторон.
К.Чуйченко: Да. На этапе перехода к рыночной экономике, может быть, это было оправданно, потому что это служило просвещению и росту правосознания наших граждан, включая предпринимателей. Но сейчас, когда жизнь ушла далеко вперёд, мы видим, что в некотором смысле это положение усугубляет и утяжеляет жизнь как бизнеса, так и государства, в этом нет никакого здравого смысла. Поскольку то, что написано в законе, будет применяться независимо от того, будет это инкорпорировано в учредительные документы или нет.
Все зарегистрированные Типовые уставы состоят из VIII статей пронумерованных римскими цифрами. Текст Типовых уставов разбит на 14 или 15 пунктов, со сплошной нумерацией арабскими цифрами.
Типовые уставы не имеют внешних ссылок на какие-либо конкретные пункты закона и почти не содержат внутренних ссылок, что делает их более устойчивыми и инвариантными по отношению к постоянно меняющемуся законодательству.
Однако, возможно, такое сокращение привело к внесению в Типовые уставы новых логических противоречий, несоответствий и нестыковок.
К сожалению, ни один из зарегистрированных Минюстом Типовых уставов, в той или иной мере не соответствует действующему законодательству.
Так, например, из всех уставов исчезло какое-либо упоминание о наличии (или отсутствии) печати у общества. Минюст в своём заключении (письмо от 09.02.2017 № 01/15665-ЮЛ)
указывал Минэкономразвития о необходимости привести в Типовых уставах положение, касающееся использования печати Обществом, в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Минэкономразвития не проигнорировало это замечание Минюста, а подошло более радикально и вообще удалило его из текстов Типовых уставов. Но это противоречит пункту 5 статьи 2 закона об обществах с ограниченной ответственностью: "Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества."
Так и хочется спросить:
– А кто автор законопроекта об отмене печатей, и в чьей формулировке внесены изменения в указанный выше пункт 5 статьи 2 закона об ООО? Не Минэкономразвития, случайно? А для чего раньше тогда вносили эту поправку, что бы сейчас скромно, как страус, её не замечать?
Минюст, видимо, этого также не заметил.
Минюст много чего не заметил при регистрации Типовых уставов.
В частности, Минюст не заметил, что пункт 7:
7. Участники Общества не обладают преимущественным правом покупки доли или части доли участника Общества, который производит ее отчуждение третьим лицам.
Типовых уставов №№ 4, 10, 16, 22, 28, 34 противоречит пункту 2 статьи 93 ГК РФ и пунктам 4-7, 18 статьи 21 закона об обществах с ограниченной ответственностью.
Пункт 4 статьи 21 закона об ООО императивно устанавливает, что "Участники общества пользуются преимущественным правом покупки доли или части доли участника общества ...". Т.е. наличие или отсутствие этого права у участника ООО не может зависеть от положений устава ООО.
Уставом может быть лишь "...предусмотрен иной порядок осуществления преимущественного права покупки доли или части доли", отличный, от указанного в законе.
Минюст также не заметил, что пункт 10:
10. При наличии в Обществе более одного участника каждый участник Общества, действуя совместно с остальными участниками Общества, осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа Общества (директора) до тех пор, пока не перестанет быть участником Общества.
Типовых уставов №№ 13-18, 31-36 противоречит пункту 2 статьи 65.3 ГК РФ, подпункту 4) пункта 2 статьи 33 и пункту 1 статьи 40 закона об обществах с ограниченной ответственностью, а пункт 10:
10. Каждый участник Общества является единоличным исполнительным органом Общества (директором) до тех пор, пока не перестанет быть участником Общества, и самостоятельно действует от имени Общества.
Типовых уставов
№№ 7-12, 25-30, противоречит также ещё и пункту 1 статьи 53 и
пункту 3 статьи 65.3 ГК РФ. (Подробнее об этом в следующих публикациях).
В соответствии с указанными нормами законов, образование органов корпорации (в том числе и единоличного исполнительного органа) и досрочное прекращение их полномочий отнесено к компетенции высшего органа корпорации – общему собранию её участников. Устав корпорации в соответствии с законом это правомочие может отнести к компетенции иных коллегиальных органов корпорации, но не может отменить выборный порядок их образования.
Также в законе нет понятия "самостоятельности" действия единоличных исполнительных органов (ЕИО) юридического лица. Уставом может быть предусмотрено образование нескольких ЕИО. В этом случае эти ЕИО
а не одно общее "директор" и не "самостоятельно", как считают разработчики Типовых уставов в Минэкономразвития и их регистраторы в Минюсте.
Это далеко не все несуразности, выявленные в Типовых уставах от Минэкономразвития.
Не бывает одной ошибки. Их либо нет вообще, либо их много. Человек (или группа людей) либо понимают, что и для чего они делают и знают как это сделать, либо не понимают и/или не знают. Либо делают вид или что-то иное.
Не всегда количество переходит в качество.
О необходимом и достаточном количестве Типовых уставах ООО и о "здравом смысле" при определении их количества в следующих публикациях.
В связи с тем, что ни один из зарегистрированных Минюстом Типовых уставов ООО не соответствует действующему законодательству, считаю, что учредители (участники) создаваемых (или уже созданных) ООО, обладающие здравым смыслом, никогда не будут понуждать свои общества действовать на основании указанных Типовых уставов.
Впрочем, до 24 июня 2019 года, когда и если эти
Типовые уставы вступят в силу, и кто-то захочет их использовать в своей деятельности, время ещё есть и многое может измениться.
В частности, 16 октября 2018 года
истекает трёхмесячный срок, отпущенный
Д.Медведевым вице-премьеру
К.Чуйченко, чтобы разобраться с проблемой отсутствия в учредительных документах "здравого смысла" и найти и предложить пути решения этой проблемы.
Ждать осталось не долго, и я почему-то уверен, что он их найдёт и предложит.