Одной из основных тенденций последних лет в сфере наблюдения за лицами, подозреваемыми в совершении экономических преступлений, является смещение его направленности в информационную сферу. Для его проведения оперативным сотрудникам даже не обязательно контактировать с непосредственным объектом наблюдения. Нередко их глазами и ушами становятся госорганы и структуры, на которые закон в настоящее время возлагает обязанность совершать действия, изначально не свойственные их задачам и функциям. По сути, они начинают играть роль полицейских агентов, отслеживая подозрительные, на их взгляд, финансовые операции и действия предпринимателей, а затем докладывая о них в МВД и ФСБ РФ.
Содержание статьи:
I. Как ФНС РФ, Росфинмониторинг и суды стали полицейскими агентами. Обналичивание денежных средств – на особом контроле!
II.Какие финансовые операции на особом контроле банков. Что стоит учитывать компаниям и физлицам для уменьшения рисков.
III. Судья - оперативный сотрудник? Как суды стали выполнять функции УЭБиПК. Чем это чревато для сторон процесса.
IV. Почему с 2022г. юристы, адвокаты, бухгалтеры, аудиторы, нотариусы стали потенциальными полицейскими агентами. Или как все обязаны следить за всеми.
Итак, не секрет, что главным трендом последних нескольких лет является активная борьба государства с обналичиванием денежных средств, транзитными финансовыми операциями по счетам фирм – однодневок, отмыванием (легализацией) незаконно полученных доходов, уклонением от уплаты налогов, выводом средств за рубеж. И методы в этой «охоте на ведьм» постоянно совершенствуются.
Пальму первенства в этой «охоте», разумеется, прочно удерживает ФНС РФ, Росфинмониторинг и суды.
ФНС РФ и полиция, например, регулярно отслеживают предложения об обналичке!
Ранее налоговики не занимались подобной деятельностью, а в судебных процессах выступали свидетелями либо представителями потерпевшей стороны. Сейчас же ситуация в корне изменилась. Сбор доказательств производится в ходе налоговых проверок, вся информация о подозрительных сделках и участвующих в них контрагентах сразу же доводится до сведения правоохранительных органов.
Инспекторы также регулярно мониторят в интернет - пространстве предложения об обналичивании денежных средств, о получении вычетов по НДС с возможностью изготовить все необходимые «закрывающие» документы, контрольно-кассовые чеки, предложения «поработать» номинальным директором. Затем составляют списки подобных сайтов и ежеквартально передают их в полицию, после чего по требованию прокуратуры данные ресурсы блокируются судами.
Под контроль пытаются взять и соответствующие сервисы в Telegram, которые предлагают переводить «грязные» деньги на счета физлиц без какого-либо оформления.
Огромное количество ценной для правоохранителей информации в настоящее время стекается в Росфинмониторинг. Финансовая разведка обладает сведениями обо всех операциях каждого клиента любого банка!
В последние годы банки де-факто превратились в еще один контрольный орган. Под риском потери лицензии они вынуждены следить за финансовыми потоками клиентов, тщательно анализировать сделки и выявлять среди них подозрительные. При этом банковские организации пользуются Положением Банка России от 02.03.2012 №375-П, чтобы выявлять сомнительные операции. Данный нормативный акт содержит более сотни признаков подозрительных сделок.
В первую очередь, на особом контроле банков следующие финансовые операции:
Переводы денежных средств за рубеж по исполнительным листам. При этом в обязательном порядке кредитная организация будет истребовать первичные документы, подтверждающие существование долга, без них операция проводится не буде
1. Все операции с криптовалютой
Согласно Федеральному закону от 31.07.2020 №259-ФЗ операции с цифровой валютой включены в перечень подозрительных. Теперь все переводы с участием онлайн-бирж и брокеров цифровых активов будут под особым наблюдением независимо от суммы операции. По запросу правоохранительных органов финразведка сформирует все необходимые списки с указанием номеров кошельков, дат и времени транзакций, IP- и MAC-адреса.
2. Снятие наличных с корпоративной карты
Под подозрение попадут операции с наличными, если клиент:
Два и более вышеперечисленных признака – стопроцентная вероятность блокировки операций по счетам!
3. Операции физлиц, а именно:
- переводы за границу. Для этого нужно, чтобы банк обнаружил совокупность признаков:
- Регулярное поступление и снятие наличными сумм, поступивших от компании или ИП.
Блокировки можно не бояться, если основание для получения денег: кредит, зарплата, доход самозанятого, дивиденды, алименты, пенсии, стипендии или страховка. При этом налоговикам не так уж и сложно проверить достоверность этой информации.
- Перевод денег со счета ИП на личный счет при отсутствии по счетам ИП иных операций, связанных с его деятельностью.
- Безналичные перечисления компаниям, торгующим товарами и услугами в розницу с применением ККТ.
Это известная банкирам схема приобретения наличной выручки за безналичный расчет.
- Отслеживание всех операции, совершенные с одного компьютера.
Налоговики постоянно истребуют у банкиров информацию об IP- и MAC-адресах, номерах SIM-карт, телефона и иного идентификатора устройства, с которого совершаются операции по счету.
Так, если счета формально не взаимосвязанных компаний управляются с одного устройства, то для контролеров это станет весьма серьезным доказательством создания схемы с участием фирм - однодневок.
4. Указание ЦБ РФ от 20.10.2020 №5599-У дополнило перечень подозрительных операций следующими:
Все вышеизложенные операции — те, что банк проверить обязан!
Однако правила внутреннего контроля каждого конкретного кредитного учреждения могут содержать дополнительные признаки, из-за которых операции по счету попадут под подозрение.
Из списка подозрительных операций с 1 октября 2021г. банки исключают:
III. Судья — оперативный сотрудник? Как суды стали выполнять функции УЭБиПК. Чем это чревато для сторон процесса.
Теперь в процесс наблюдения за деньгами компаний активно включились и судьи.
Важнейшей вехой в данном процессе стало принятие Верховным судом 08.07.2020 обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с принятием судами мер противодействия незаконным финансовым операциям. Безусловно, появление данного документа нельзя расценивать как позитивную новость для бизнес-сообщества с учетом существующих правовых реалий страны.
Если кратко резюмировать его содержание и складывающуюся практику его применения, то можно придти к следующим выводам:
ФНС привлекают при выявлении признаков легализации доходов, полученных вследствие нарушения законодательства о налогах и сборах или валютного законодательства, а таможенные органы — в случае уклонения от репатриации денежных средств при ведении внешнеторговой деятельности.
Росфинмониторинг предоставляет суду имеющиеся у него сведения в отношении участников процесса об их возможном участии в легализации денежных средств, об убыточности должника, наличии у него задолженности по уплате налогов, а также сведений о приостановлении операций по счетами т.д.
Получается, что процесс становится непредсказуемым. Подобная правовая позиция создает условия для недобросовестного поведения сторон, которые с целью пересмотра судебного акта будут обращаться в госорганы.
9. Судья теперь – фактически внештатный оперативный сотрудник, в добровольно – принудительном порядке, проводящий ОРМ «наблюдение», «наведение справок» и т.д.
Фактически гражданский или арбитражный процесс превращается в розыскной, а опасающийся за свое кресло судья начинает играть роль оперативного сотрудника, совершая действия, напоминающие ОРМ «опрос», «наведение справок», «исследование предметов и документов», «наблюдение». При этом такой судья, желая лишний раз подстраховаться, нередко является куда более предвзятым и пристрастным, чем настоящий оперативник – полицейский.
О такой опасной тенденции говорит и изменение интонации мотивировочной части судебных актов. Она стала обвинительной по своей сути, во многом копируя стилистику приговоров по уголовным делам. В решениях суды указывают на установление ими прямого умысла сторон на получение судебного акта с целью легализации преступных доходов по предварительному сговору.
Если учесть, что вся подозрительная, по мнению суда, информация обязательно окажется на столе у дознавателя или следователя, то количество уголовных дел в отношении предпринимателей будет только расти.
IV. Почему с 2022г. юристы, адвокаты, бухгалтеры, аудиторы, нотариусы стали потенциальными полицейскими агентами. Или как все обязаны следить за всеми.
К 13.02.2022 года бухгалтерские, юридические компании, адвокаты и адвокатские образования обязаны были разработать или доработать внутренние антиотмывочные правила в соответствии с требованиями, которые утвердило Правительство своим постановлением от 14.07.2021 №1188.
В принципе, бухгалтеры на аутсорсе обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля с 2019 года (п.2 ст. 7, ст.7.1. Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).
Еще ранее, Росфинмониторинг сообщал, что все частнопрактикующие юристы должны разработать правила внутреннего контроля и назначить ответственного за их исполнение. По этим правилам юристы должны документально фиксировать информацию о клиенте, если его сделки, к примеру, носят запутанный или необычный характер, у них нет очевидного экономического смысла или они не соответствуют целям компании.
Уведомить контролеров можно через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга. Юристам рекомендовали добровольно сотрудничать с Росфинмониторингом: заполнять опросные листы и анкеты в личных кабинетах, Хранить документы и сведения о клиенте юристы будут не меньше пяти лет после прекращения отношений с ним. (рекомендации Росфинмониторинга от 25.04.2018г.)
Однако конкретные требования, предъявляемые к правилам такого контроля, появились только с 2022г.
Если данный акт не будет соответствовать требованиям, Росфинмониторинг может выписать административный штраф по статье 15.27 КоАП компании на сумму от 50 000 до 400 000 руб., а директору организации — на сумму от 10 000 до 50 000 руб. (ч. 1 и 2 ст. 15.27 КоАП).
Судебная практика по данному вопросу уже складывается, Так, Верховный суд признал законным штраф по ст.15.27 КоАП, выписанный чувашской страховой компании, правила внутреннего контроля которой не соответствовали Закону №115-ФЗ и Положению ЦБ РФ от 15.12.2014 №445П (СМ. определение ВС от 20.11.2019 № 301-ЭС19-20814, решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 20.05.2019 по делу № А79-1691/2019).
Росфинмониторинг считает, что антиотмывочный закон обязаны исполнять все компании и ИП, которые оказывают любые бухгалтерские и юридические услуги. (п.5 письма от 19.07.2018 №54) «О ПРИМЕНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 115-ФЗ ОТ 07.08.2001 ЛИЦАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ИЛИ БУХГАЛТЕРСКИХ УСЛУГ»).
Правила должен утвердить руководитель бухгалтерской, юридической компании, адвокат, нотариус до того, как начнет распоряжаться деньгами клиента (п.1 ст.7.1 Закона № 115-ФЗ). Перед приемом на обслуживание бухгалтерская или юридическая организация обязаны убедиться, что клиент не будет с ее помощью отмывать доходы.
Что такие правила могут включать в себя согласно пункту 7 Постановления Правительства от 14.07.2021г. №1188:
1.Порядок идентификации клиента.
В данном пункте необходимо указывать как будет происходить прием клиентов на обслуживание, получение информации о происхождении денег и имущества клиентов, а также их оценка и присвоение уровня риска. Перечень сведений, которые необходимо собрать о клиенте, перечислен в подп.1 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ
2. Изучение клиента.
В данном пункте необходимо указывать, какие сведения будут истребовать у клиента перед тем, как заключить договор
3. Оценка и управление рисками.
Требуется разработать методику выявления, присвоения и оценки рисков в деятельности клиентов. Выделено три уровня риска клиентов: низкий, средний и высокий. Риски могут быть связаны с видами деятельности клиента, странами либо отдельными территориями регистрации, контрагентами. В качестве критериев риска по недобросовестным контрагентам возможно использовать признаки фирм-однодневок, сформулированные ФНС в письме от 24.07.2015 №ЕД -4-2/13005.
4. Выявление операций по отмыванию доходов.
Здесь следует отразить признаки, указывающие на необычный характер сделки, с учетом особенностей вида, масштаба деятельности клиента. Например, запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла. Разработайте механизм взаимодействия между сотрудниками, которые будут выявлять необычные операции. Критерии и признаки необычных сделок найдете в рекомендациях, утвержденных приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 №103.
5. Замораживание денег и имущества.
В случае, если по данным Росфинмониторинга, клиент может быть причастен к экстремистской деятельности, необходимо прописать процедуру информирования его о том, что замораживаете операции с его деньгами и имуществом.
6. Подготовка и обучение кадров.
Необходимо документально определить круг работников, подлежащих обязательному обучению по противодействию отмыванию доходов, сроки обучения и порядок актуализации знаний. Если в компании есть юристы, которые оформляют договоры на бухгалтерское обслуживание, они также должны пройти обучение (приказ Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203)
7. Проверка системы внутреннего контроля. Установите, как будете проверять, соблюдают ли сотрудники правила внутреннего контроля. А также какие меры будете принимать, чтобы устранить нарушения. Проводите проверку не реже одного раза в год
8. Хранение информации и документов. Необходимо определить, как будет фиксироваться и накапливаться информация и документы, в том числе о подозрительных контрагентах. Установите порядок, сроки и способ передачи внутреннего сообщения об операции. Пять лет со дня прекращения отношений с клиентом — минимальный срок хранения документов и информации ( п.44 Постановления №1188)
Конечно, назвать вышеизложенные требования и «рекомендации» абсурдными – ничего не сказать. Создателям подобных нормативных актов, похоже, плохо известно о существовании профессиональной тайны (особенно адвокатской), а также о таких элементарных вещах как презумпция невиновности, разделение властей (частные лица и организации наделяются функциями исполнительной власти, в т.ч. полицейской и налоговой), свободу предпринимательской деятельности, равенство прав сторон договора и т.д.
Ни один уважающий себя и своих доверителей юрист или адвокат не станет выполнять подобные, по сути квазизаконные, требования. Однако существует опасность, что под страхом наложения серьезных штрафов практика слежки и доносительства может принять массовый характер. И правоохранители получат еще одну легальную базу осведомителей, которую могут использовать в т.ч. и в своих корыстных целях.