Банковскую тайну и презумпцию невиновности отменят

Майк

Активист
2 Фев 2009
3,945
1,629
Походный проезд
Московский Комсомолец № 26061 от 8 октября 2012 г., просмотров: 5556

Расходы граждан попадут под тотальный контроль

Сразу после внесения бюджета в Госдуму правительство вернулось к рассмотрению поправок в законодательство, представленных Росфинмониторингом в марте и августе. Контрольное ведомство предлагает ужесточить более десяти кодексов и законов. Если его новации будут приняты, сесть в тюрьму можно будет за отмывание суммы в 10 раз меньше нынешней. Политика контроля над расходами началась с чиновников, но теперь грозит обрушиться и на обычных граждан.



Рисунок Алексея Меринова
Конопатим щели

Предлагаемые Росфинмониторингом ужесточения находятся в рамках общего тренда, это, безусловно, политика. Началось с чиновников. Сначала у них стали требовать публичные декларации о доходах и имуществе (2008 год). Часть деклараций вызывала смех: часто выходило, что нами управляют горькие бедняки, а основное богатство находится в руках их родственников. В 2009 году бывший тогда президентом Дмитрий Медведев подписал пакет антикоррупционных указов, конкретизирующих и ужесточающих эти нормы, в том числе вводящий ответственность за искажение деклараций. Смех стал чуть менее громким, но не прекратился.

Поэтому возникла идея контроля не доходов, а расходов чиновников, соответствующая мировому тренду борьбы с коррупцией. Она вызвала нешуточное бюрократическое сопротивление и поначалу не прошла. Вместо этого уже в нынешнюю Думу был внесен законопроект о запрете госслужащим и их родственникам иметь недвижимость и иные крупные активы за рубежом. Окончательно он пока не принят, но, вероятно, законом он все же станет.

Перед чиновниками опускают шлагбаум: «поураганили в 90-е» (Владимир Путин) — и хватит. А для тех, кто не поймет, создается надежный политический и кадровый резерв в виде ОНФ (Общероссийского народного фронта). Любой действующий чиновник помнит, что в спину ему дышит молодой и амбициозный, но уже проверенный в деле кадр. По новому закону доказанный компромат в виде недвижимости или иных зарубежных активов наверняка выявится у многих «старослужащих».

Но, ужесточая контроль для госслужащих, государство не может оставить без внимания и граждан. Иначе никто не пойдет в чиновники, несмотря на их высокую зарплату. Для граждан предусмотрены меры еще более жесткие.

Впервые поправки, серьезно ужесточающие уголовное, банковское и налоговое законодательство, были представлены на мартовской встрече главы Росфинмониторинга Юрия Чиханчина с тогда премьер-министром Владимиром Путиным. ОРВ (оценка регулирующего воздействия) этих инициатив должна была закончиться 31 августа. Но срок был продлен сначала до 1 октября, потом до отправки бюджета в Думу. Бюджет отправили, и правительство вернулось к инициативам контролеров. Законопроектов два: мартовский и обнародованный 17 августа. Предполагалось, что они станут законами уже в осеннюю сессию Госдумы, а часть их положений вступит в силу с 1 января 2013 года. Не успели, и «веселая жизнь» у нас начнется с 1 июля 2013-го либо с 1 января 2014-го.

Наиболее резкое предложение Росфинмониторинга: параллельное изменение закона о банкротстве и закона о регистрации юридических лиц. По умолчанию директор и бухгалтер, контролирующие денежные операции, объявляются виновными в банкротстве фирмы. Пока они не докажут невиновность в суде, на них ложится бремя солидарной ответственности по обязательствам должника. На период рассмотрения иска судом банкротство может быть приостановлено. Наверное, это поможет бороться с фирмами-однодневками. Но новация отменяет презумпцию невиновности и понятие общества с ограниченной ответственностью (ООО). В чем ограниченная ответственность, если гендиректор и бухгалтер отвечают по долгам предприятия?

Предлагается также внести в законодательство ответственность за передачу документов бухучета юрлица. Будет введен контроль над процедурами слияния и реорганизации ликвидируемых компаний; это популярный способ ликвидации компаний и ухода от налогов. Штрафовать за несвоевременную ликвидацию юрлиц по КоАП предлагается на сумму до 5 тыс. руб. Размер штрафа вызывает некий диссонанс, если учесть, что речь идет о мошенничестве в крупных финансовых операциях.

Финансы под микроскопом

Еще в марте появилось предложение о резком снижении порога контроля операций. По действующему законодательству крупной операцией, подпадающей под контроль Росфинмониторинга, считается перечисление суммы в 6 млн руб. Предполагается, что она станет меньше в 10 раз, то есть 600 тыс. руб.

Грубо говоря, если раньше под особый контроль государства подпадали операции купли-продажи недвижимости (что разумно), то теперь вы и автомобиль не купите без того, чтобы длинный нос Росфинмониторинга не вылез из-за плеча и не поинтересовался: «Откуда денежки?» И если вы не докажете их законное происхождение, то вам грозит штраф до 200 тыс. руб. либо лишение свободы на срок до 2 лет (эти санкции тоже предполагается ввести).

Еще одна новелла: почти полная отмена для налоговых органов понятия банковской тайны и идея предоставить ФНС право не учитывать в налоговой базе «операции, не имеющие очевидного экономического смысла». А если смысл не очевиден — кто будет его определять? В законопроектах не сказано. Права ФНС предлагается расширить при большинстве операций по НДС, при любом уточнении уплачиваемых налогов в сторону уменьшения, предлагается обязать юрлица обосновывать получение ими любого убытка.

Далее: следствие получает право через суд снимать режим банковской тайны в отношении любого банковского счета; причем сотрудники банков несут ответственность за неразглашение факта интереса следствия к счетам. Уголовная ответственность вводится за налоговые и валютные преступления. Росфинмониторинг предлагает снять запрет на привлечение за отмывание денег обвиненных по «налоговым» и «валютным» статьям УК. Одновременно предлагается немного ослабить ответственность по «легализационным» статьям, снизив предельный срок лишения свободы до 7 лет. В целом суды будут иметь больший «люфт» в назначении ответственности за такие преступления.

Новая статья УК (193.1) будет посвящена операциям по перечислению средств за границу по подложным документам. При этом деянии в особо крупных размерах (свыше 30 млн руб.) суд вправе наказать виновных лишением свободы на срок от 5 до 10 лет. В КоАП вводятся статьи, карающие «техническую» часть менее крупных схем ухода от налогов. За непередачу бухгалтерских документов будут наказывать штрафом до 100 тыс. руб., за непередачу ФНС данных о движении средств по зарубежным счетам — до 500 тыс. руб.

Число лиц, рискующих попасть в тюрьму за деяния, которые раньше карались относительно небольшим штрафом, после принятия поправок обещает резко увеличиться. По оценкам экспертов, количество расследуемых уголовных дел может вырасти минимум в два раза. Статистика из годового отчета Росфинмониторинга за 2011 год (более актуальная статистика недоступна) говорит, что по материалам службы было возбуждено более 460 дел, из них 285 дел переданы в суд, по 68 делам вынесены обвинительные приговоры. Сумма преступного дохода составила почти 2,5 млрд руб.

Росфинмониторинг не забыл про банкиров. В законодательстве предлагается закрепить понятие «бенефициарного владельца». Под ним понимается физическое лицо, которое в конечном счете определяет действия клиента банка. Это может быть его владелец или лицо, контролирующее банковские услуги и операции. Банкиры будут обязаны таких лиц «идентифицировать наравне с клиентами, их выгодоприобретателями по операциям и сделкам и представителями». Александр Сотов, партнер компании «ФБК Право», пояснил: «Это поможет определить экономическую суть подозрительной операции. Регулирующим органам будет проще оценить взаимосвязи между финансовыми операциями и установить их экономическую суть. Так, внимание регулятора могут вызвать множество внешне не связанных операций, за которыми, по сути, стоит одно лицо».

Сегодня определение бенефициара не закреплено ни в одном нормативно-правовом документе. Опыта выявления реальных бенефициаров у банков сегодня нет. Так, 1 апреля стали известны результаты отчетов госкомпаний. Информацию по бенефициарам они не предоставили — никто и не чихнул. В финансовом секторе это невозможно в соответствии с банковской тайной. Росфинмониторинг пытается потребовать от банков раскрывать данные о компаниях, владельцами которых являются их топ-менеджеры.

Предлагается расширить перечень операций, подпадающих под обязательный контроль банков и требующих информирования ФНС и Росфинмониторинга (по-житейски говоря, «стука»). Число критериев таких операций вырастет вдвое: с 20 до 40. Некоторые из них направлены на борьбу не столько с легализацией доходов, сколько с коррупцией. Например, операции по предоставлению или получению займа, процентная ставка по которому более чем вдвое ниже ставки рефинансирования ЦБ (8,25% годовых).

Не передавить бы...

Эффективность подобных предложений эксперты поставили под вопрос. Рост числа сообщений от банков лишь увеличит «информационный шум»; Росфинмониторингу будет сложнее отследить реальные преступления. Многие отмечают, что инициативы ведомства затрагивают простых бизнесменов, а не криминальные элементы. По материалам самого Росфинмониторинга, чаще всего отмываются государственные деньги и средства госкорпораций. В структурах госкомпаний хватает «темных пятен», например, фирм-однодневок, аффилированных с распорядителями средств. Они «помогают» перевести госсредства в теневой оборот, а затем легализовать их под видом частного бизнеса.

Махинации нередки в сфере строительства, энергетики, ЖКХ, при осуществлении целевых и инвестиционных программ, в оборонном комплексе. Широкие возможности для операций с «грязными» деньгами предоставляет российский фондовый рынок: его инструменты активно используются для переводов средств за рубеж и обналичивания. Обычно такие операции осуществляются через мелкие и средние брокерские компании, специально созданные, либо приобретенные для сомнительных целей. Используются и крупные компании. Тогда операции оформляются через профессионального участника рынка ценных бумаг — юридическое лицо, совмещающее брокерскую, дилерскую и депозитарную деятельность.

Деньги от фиктивной продажи ценных бумаг выводятся клиентами-нерезидентами со специального брокерского счета на счета в иностранные банки. Кроме того, ценными бумагами можно оплатить услуги или товары, полученные от нерезидентов, которые затем нетрудно продаются. Масштабы операций, совершаемых с деньгами госкомпаний столь велики, что их можно заметить даже на макроуровне.

Желание государства положить конец безобразиям в своем же хозяйстве можно только приветствовать. Проблема в том, что под удар (или под контроль) могут подпасть обычные бизнесмены и даже просто граждане, совершающие крупные операции. Руководитель корпоративной практики «ФБК Право» Александр Ермоленко опасается: «Иногда Росфинмониторинг не видит границы между разными понятиями. Так, ведомство плохо различает понятия „отмывание денег“ и „уклонение от уплаты налогов“. Любую незаконную деятельность у них называют „отмыванием“. Например, некоторые операции проводятся как способ минимизации налогов».

Налоговая оптимизация рискованна (фискальные органы могут доказать уклонение), но в принципе законна. Причем каждая операция в отдельности не несет криминального характера. Доход оседает в офшоре и облагается налогом по малым ставкам. Возможно, это дурно пахнет, но тем не менее не является «отмыванием». После того как деньги поступили на банковский счет и банк их принял, они уже «белые». Сейчас полноценной возможности выявлять «отмывочные» организации нет. Для этого нужен доступ к банковским счетам.

По данным Росфинмониторинга, ежегодный объем незаконных операций может составлять от 800 млрд руб. до 2 трлн руб. По данным, согласованным с Банком России, с помощью инструментов фондового рынка на счета офшорных компаний в иностранные банки за последние три года было переведено почти $7,5 млрд (около 220 млрд руб.). Через счета физлиц в российских банках за 2010–2011 гг. было обналичено 47,5 млрд руб.

Есть два подхода к исправлению ситуации. Бороться с офшорами, оказывая давление и устанавливая административные барьеры. Судя по предложенным поправкам, он и выбран. Второй: улучшить деловой климат, чтобы выводить деньги в офшоры стало неинтересно. Если бы предприятия и люди могли платить налоги в России по тем же ставкам, что и на Кипре, или ненамного выше, тех, кто хочет уклониться от уплаты, стало бы в разы меньше. Предприниматели активно пользуются возможностью регистрации в офшорах потому, что в нашей стране достаточно сложная и накладная система уплаты налогов. Можно, конечно, объявить все это «отмыванием» и всех посадить. Но с кого тогда брать налоги? С шитья рукавиц в тюрьме много не соберешь.

материал: Юлия Рузманова, Павел Чувиляев
газетная рубрика: ЛИЧНЫЙ СЧЕТ
http://www.mk.ru/economics/article/...ynu-i-prezumptsiyu-nevinovnosti-otmenyat.html
 
  • Мне нравится
Реакции: Godfather, Morozz и ZaTo

Morozz

Местный
27 Окт 2011
889
747
Екатеринбург
Росфинмониторингом представлен в Правительство проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»

Проект разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 12 января 2012 г. №Пр-65, в котором поручено Правительству Российской Федерации принять меры по повышению результативности работы по выявлению и пресечению финансовых операций, в том числе с использованием фирм-однодневок, направленных на легализацию доходов, полученных преступным путём, финансирование терроризма, уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей, получение коррупционных доходов.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №596 «О долгосрочной государственной экономической политике» Правительству Российской Федерации поручено реализовать меры, направленные на повышение прозрачности финансовой деятельности хозяйственных обществ, включая противодействие уклонению от налогообложения в Российской Федерации с помощью офшорных компаний и фирм-однодневок.

Изменения, вносимые данным проектом в законодательство Российской Федерации, позволят реализовать указанные меры.

Проектом предлагается внести изменения в следующие федеральные законы: «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части расширения оснований для отказа в государственной регистрации; «О бухгалтерском учёте» в части обеспечения сохранности бухгалтерской и иной документации при смене руководства организации и «О несостоятельности (банкротстве)» в части установления материальной ответственности контролирующих должника лиц, руководителей должника и членов ликвидационной комиссии, действия которых повлекли банкротство.

Кроме того, проектом вносятся изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации в части установления срока ликвидации юридического лица по решению учредителей (участников) или уполномоченного государственного органа и Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – Кодекс) и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» в части конкретизации полномочий налоговых органов. Так, проектом предлагается дополнить пункт 1 статьи 49 Кодекса положением о взыскании налогов и сборов (пеней, штрафов) в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Кодекса, при неисполнении ликвидационной комиссией обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов), возникшей после принятия в соответствии с гражданским законодательством решения о добровольной ликвидации организации. Также вносятся изменения в статью 86 Кодекса, направленные на возможность получения налоговыми органами сведений о наличии счетов физических лиц, и дополнение в статью 23 Кодекса, предусматривающее закрепление обязанности налогоплательщика-организации получать почтовые отправления налоговых органов по его адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц. Внесение указанных изменений обусловлено необходимостью исключения фактов сообщения налогоплательщиками недостоверных адресов, затрудняющих переписку с налогоплательщиками и доставку документов налогового органа.

Проектом вносятся изменения в федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», направленные на пресечение незаконных финансовых операций с учётом новых рекомендаций группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), принятых в феврале 2012 года. Так, например, расширяется перечень организаций, обязанных участвовать в исполнении требований указанного федерального закона, а также актуализируется перечень операций, подлежащих обязательному контролю.

Федеральные законы «Об оперативно-розыскной деятельности» и «О банках и банковской деятельности» дополняются нормами, согласно которым органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, получают право в процессе реализации этой деятельности осуществлять на основании решения суда доступ к информации, содержащей банковскую тайну.
В соответствии с рекомендациями ФАТФ, вступившими в силу в феврале 2012 г., Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) предлагается дополнить положениями, предусматривающими конфискацию доходов от преступлений экономической направленности, а также оптимизирующими ответственность за легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путём, а также за общественно опасные нарушения законодательства в части трансграничного перемещения валютных средств.

Предлагаемые проектом редакции статей 193 и 1931 УК РФ должны устранить недостатки действующей нормы и обеспечить эффективное противодействие уголовно-правовыми мерами незаконному вывозу капитала за границу. Ответственность за эти незаконные деяния должна наступать только в случаях умышленного их совершения. Несовершенная диспозиция нормы статьи 193 УК РФ даёт основания при возбуждении уголовного дела учитывать лишь факт неперечисления валютной выручки нерезидентом без учёта конкретных деяний резидента (руководителя российской организации), от волеизъявления которого выполнение этой обязанности во многих случаях не зависит.

Кроме того, правонарушители уходят от уголовной ответственности путём дробления незаконно оставляемых за рубежом или переводимых за рубеж денежных сумм, уменьшая их размер по конкретной сделке до сумм, не предусмотренных примечанием к статье 193 УК РФ.
Однако в связи с несовершенством статьи 193 УК РФ в 2011 году таможенными органами возбуждено всего 300 уголовных дел по указанной статье. При этом осуждено по этой статье 8 человек (к лишению свободы – 2, приговорено к штрафу – 2, к лишению свободы условно – 4).

Выходом из данного положения является существенное изменение диспозиции и примечания статьи 193 УК РФ.
Предлагаемые проектом изменения в УК РФ не позволят привлекать к уголовной ответственности руководителей вполне законопослушных компаний и не окажут отрицательного влияния на иностранные инвестиции в российскую экономику.

Проектом также предложено установить уголовную ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наличных денежных средств в валюте Российской Федерации и (или) в иностранной валюте, а также дорожных чеков либо внешних или внутренних ценных бумаг.

Необходимо отметить, что таможенные платежи составляют более 50% доходной части федерального бюджета. Отсутствие в УК РФ адекватной нормы, предусматривающей уголовную ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, угрожает экономической безопасности Российской Федерации.

Ряд изменений, в том числе юридико-технического плана, предлагается внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП). Так, в целях своевременного и в полном объёме представления в налоговые органы резидентами документов, которые предусмотрены федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», проектом увеличивается сумма штрафа за непредставление таких документов.

Проектом предлагается увеличить санкции статьи 16.4 КоАП, которая предусматривает ответственность за недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации.

Проектом в КоАП также вносятся изменения, расширяющие перечень лиц, которые могут рассматриваться в качестве поводов для возбуждения дела об административном правонарушении. Так, например, в соответствии с федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный управляющий наделён широкими полномочиями по управлению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых возбуждено дело о банкротстве. Данные полномочия касаются распоряжения имуществом должников, оспаривания сделок, обращения с исками о привлечении к субсидиарной ответственности, выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, а также распределения денежных средств между кредиторами. Вместе с тем предусмотренный размер штрафа за неисполнение арбитражным управляющим законодательства о банкротстве составляет от 2,5 до 5 тыс. рублей.

Принятие проекта будет иметь благоприятные социально-экономические последствия как с точки зрения снижения уровня криминализации российской экономики, так и с позиции обеспечения наибольшего соответствия российского законодательства актуальным международным стандартам. Проект имеет также антикоррупционный потенциал.
Реализация проекта будет способствовать улучшению инвестиционного климата, повышению уровня безопасности деятельности законопослушных предпринимателей путём повышения издержек реализации криминальных бизнес-схем.

Принятие проекта не потребует расходов, покрываемых за счёт федерального бюджета, поскольку его реализация будет осуществляться заинтересованными государственными органами за счёт имеющихся у них финансовых средств.

Законопроект будет рассмотрен на одном из ближайших заседаний Правительства.

Новость На сайте Правительства

то же - на Право.ru
http://pravo.ru/news/view/80938/

Добавлено через 168 часов 59 минут 27 секунд
Медведев предложил Госдуме ввести новые санкции за отмывание денег
42924.jpg

Фото с сайта da-medvedev.ru
Премьер Дмитрий Медведев подписал распоряжение о внесении в Госдуму масштабного законопроекта, направленного на противодействие незаконным финансовым схемам, сообщает правительственная пресс-служба.

Законопроектом "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям", одобренным на заседании кабмина 20 декабря, в частности, предлагается расширить полномочия налоговых органов. Налоговый кодекс РФ дополняется положениями, закрепляющими обязанность налогоплательщика-организации получать почтовые отправления налоговых органов по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Предлагаемые изменения в ФЗ "О бухгалтерском учете" направлены на обеспечение сохранности бухгалтерской и иной документации при смене руководства организации.

В ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" дополнен перечень организаций, подпадающих под действие данного закона, и расширены основания по отнесению операций с денежными средствами или иным имуществом к обязательному контролю со стороны Росфинмониторинга.

Для сокращения возможностей по созданию фирм-однодневок в ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предлагается расширить перечень оснований для отказа в регистрации юрлиц.
Также предлагается внести изменения в ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", касающиеся установления материальной ответственности контролирующих должника лиц, руководителей должника и членов ликвидационной комиссии, действия которых повлекли банкротство.

Кроме того, вносятся поправки в Гражданский кодекс РФ, предусматривающие установление срока ликвидации юрлица по решению учредителей (участников) или уполномоченного госоргана.

ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" и "О банках и банковской деятельности" дополняются нормами, согласно которым, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, получают право в процессе реализации этой деятельности осуществлять на основании решения суда доступ к информации, содержащей банковскую тайну.

Уголовный кодекс РФ предлагается дополнить положениями, предусматривающими конфискацию доходов от преступлений экономической направленности, а "также оптимизирующими ответственность" за легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, а также за общественно опасные нарушения законодательства в части трансграничного перемещения валютных средств.

Предлагаемые законопроектом редакции статей 193 и 1931 УК РФ призваны обеспечить противодействие уголовно-правовыми мерами незаконному вывозу капитала за границу. Ответственность за эти незаконные деяния должна наступать только в случаях умышленного их совершения.

Проектом также предложено установить уголовную ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза наличных денежных средств в валюте РФ и (или) в иностранной валюте, а также дорожных чеков, либо внешних или внутренних ценных бумаг.

Ряд изменений предлагается внести в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях. Так, в целях своевременного и в полном объеме представления в налоговые органы резидентами документов, которые предусмотрены ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", проектом увеличивается сумма штрафа за непредставление таких документов. Также предусматривается увеличить санкции статьи 16.4 КоАП, которая устанавливает ответственность за недекларирование либо недостоверное декларирование физлицами иностранной валюты или валюты РФ.

http://pravo.ru/news/view/81227/

Добавлено через 187 часов 19 минут 50 секунд
Карточка Законопроекта № 196666-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям"
http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=196666-6&02
 

Morozz

Местный
27 Окт 2011
889
747
Екатеринбург
Правовое управление Государственной Думы "раскритиковало" "антиотмывочный" Законопроект:

Заключение Правового Управления на законопроект № 196666-6 содержит серьезные претензии к тексту законопроекта.

Несмотря на то, что законопроект долгое время прорабатывался несколькими ведомствами при серьезной заинтересованности правоохранительных и фискальных органов в принятии данного Проекта закона - текст внесенного Правительством Законопроекта оказался "сырым".
В Проекте выявлено множество противоречий, неточностей и несоответствий - как в самом тексте, так и с "общими" и "конкурирующими" нормами "изменяемых" Кодексов.

Небольшая выдержка (по Налоговому Кодексу):

В статье 7 законопроекта предлагается закрепить в статье 23 НК РФ обязанность налогоплательщиков получать от организаций почтовой связи почтовые отправления налоговых органов. Обращаем внимание, что правоотношения, возникающие между операторами почтовой связи и пользователями услуг почтовой связи, относятся к исключительному предмету регулирования Федерального закона «О почтовой связи». Согласно статье 19 данного Федерального закона получение почтовых отправлений по своему почтовому адресату является правом пользователей услуг почтовой связи, а не их обязанностью. Кроме того, пользователь услуг почтовой связи вправе отказаться от поступившего в его адрес почтового отправления. В этой связи рассматриваемое изменение противоречит положениям отраслевого законодательства.

Аналогичное замечание относится к предложенному в пункте 4 статьи 7 законопроекта дополнению статьи 76 НК РФ пунктом 31.

Согласно проектируемому подпункту 71 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговым органам предоставляется право определять суммы налогов, подлежащих уплате налогоплательщиком в бюджетную систему Российской Федерации. Обращаем внимание, что бюджетная система Российской Федерации в соответствии со статьей 6 БК РФ - это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Учитывая, что налог не подлежит зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов, отмечаем, что проектируемое положение не согласуется с положениями БК РФ.

Кроме того, исходя из законодательного принципа определенности и недвусмысленности правовой нормы, в проектируемом подпункте требуется определить функции, при невыполнении которых налоговый орган вправе будет определить сумму налога без учета результата сделки.

В содержащемся в законопроекте изменении в пункт 1 статьи 49 НК РФ предлагается в случае неисполнения ликвидационной комиссией обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации, возникшей после принятия этой организацией решения о ликвидации, взыскание указанных налогов и сборов (пеней, штрафов) производить в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 НК РФ. Обращаем внимание, что данное положение не соответствует установленному в пункте 4 статьи 64 ГК РФ порядку удовлетворения требований кредиторов, в результате изменения которого будут нарушены права кредиторов ликвидируемой организации первой и второй очереди.

В проектируемом пункте 31 статьи 76 НК РФ предлагается закрепить положение, предоставляющее право налоговому органу на приостановление операций организации по ее счетам в банке при возврате организацией почтовой связи почтового отправления налогового органа с отметкой об отказе организации от его получения либо об отсутствии организации по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Учитывая, что налоговый орган при осуществлении полномочий направляет налогоплательщику почтовые отправления, в том числе не связанные с исполнением решения о взыскании налога, сбора, пени и (или) штрафа, данное положение противоречит пунктам 1 и 9 статьи 76 НК РФ, согласно которым приостановление операций в банке осуществляется исключительно для обеспечения решения о взыскании налоговых платежей и санкций, при этом организация при превышении денежных средств, находящихся на ее счетах, вправе обратиться с заявлением об отмене приостановления операций по счетам.

Кроме того, при рассмотрении проектируемого права налогового органа, по нашему мнению следует учитывать, что неполучение налогоплательщиком почтового отправления налогового органа может быть вызвано качеством услуги, оказанной оператором почтовой связи, и в этой связи установление своего рода ответственности за неполучение организацией почтового отправления налогового органа требует обсуждения...

...Учитывая, что налоговый орган не наделен правом приостановления операций по счетам физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также в силу положения статьи 48 НК РФ, согласно которой взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» на основании вступившего в законную силу судебного акта, в дополнительном обсуждении нуждается положение изменяемого пункта 1 статьи 86 НК РФ, согласно которому банки обязаны будут представлять сведения о счетах физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также об их вкладах (депозитах).

Согласно проектируемому в законопроекте новому пункту 81 статьи 88 НК РФ при выявлении указанных в проектируемом пункте противоречий, расхождений налоговый орган в ходе проведения камеральной налоговой проверки вправе осуществить такие мероприятия налогового контроля, как осмотр (статья 92 НК РФ), выемку документов и предметов (статья 94 НК РФ). Данное положение не согласуется с пунктом 1 статьи 92 и пунктом 1 статьи 94 НК РФ, предусматривающими проведение указанных мероприятий налогового контроля только в ходе проведения выездной налоговой проверки.

Рассмотрев предложенные в статьях 7 и 8 законопроекта изменения в НК РФ, полагаем, что проектируемые в них изменения не в полной мере соотносятся с концепцией законопроекта.