Должник ликвидирован, но кредитор не сдается
При ликвидации юрлица очень важно, чтобы соблюдались права и законные интересы кредиторов ликвидируемого должника. Добиться этого можно посредством придания процедуре ликвидации качеств публичности и гласности. Однако многое зависит от соблюдения организациями установленных законом правил.
Общедоступность информации
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет прекращение его существования без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Ни ГК РФ, ни специальные законы по общему правилу не обязывают лиц, принимающих решение о ликвидации, обосновывать это решение какими-либо целями или необходимостью, поскольку это не имеет правового значения в силу уведомительного характера государственной регистрации юридических лиц.
Ликвидация начинается с принятия учредителями решения о ликвидации должника и формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) (п. п. 1, 2 ст. 62 ГК РФ), о чем извещается уполномоченный государственный орган (далее - регистрирующий орган), который вносит в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК РФ). С этого момента все заинтересованные лица имеют возможность получить указанную информацию.
С 01.01.2012 предусматривается также ведение Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц, осуществляемое на условиях открытости и общедоступности с размещением содержащихся в нем сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Обязательному внесению в указанный реестр подлежат сведения:
- запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;
- запись о ликвидации юридического лица (что следует из подп. "в", "д" п. 7 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Извещение кредитора
Но реализация устанавливаемых для кредитора прав и обязанностей зависит от его осведомленности о начале процедуры ликвидации.
Пункт 1 ст. 63 ГК РФ вменяет ликвидационной комиссии в обязанность известить кредиторов двумя способами:
1) письменно уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица, предварительно приняв меры к их выявлению;
2) поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о ликвидации должника и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации).
Оба способа должны применяться в совокупности, но каждый из них имеет свои недостатки. В первом много субъективных факторов - ликвидационная комиссия должна получить полную информацию от исполнительных органов должника о кредиторах и направить уведомление каждому из них, которое почтовые службы должны доставить.
Кроме того, закон не устанавливает вид почтового отправления (простое, заказное или ценное), необходимость наличия описи вложения. Следовательно, ликвидационная комиссия может не знать о кредиторах, а почтовая служба может утерять письмо, в силу чего кредитор не получит уведомления о ликвидации.
Второй способ формальный - необходимо доказать факт опубликования сообщения, что не так сложно. Но далеко не все кредиторы читают "Вестник государственной регистрации".
Извещенный кредитор, намеревающийся получить исполнение по обязательству, обязан воспользоваться предоставленной законом возможностью и заявить свои требования должнику, что влечет обязанность последнего по их удовлетворению. Значит, если требования не заявлены, то кредитор считается не исполнившим установленную законом обязанность и его требования удовлетворению не подлежат.
Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок (п. 5 ст. 64 ГК РФ).
Но не стоит отводить кредитору роль пассивного наблюдателя. При наличии непогашенной задолженности кредитор должен проявить заботливость и осмотрительность, которые позволят ему знать о финансовом состоянии своего контрагента и в установленные законом сроки предъявить свои требования.
Обжалуем решение о ликвидации
Когда должник ликвидирован, а доказательства письменного уведомления кредитора отсутствуют, то есть несколько способов защитить свои права.
Первый способ - обращение в суд с заявлением о признании недействительным решения регистрирующего органа о государственной регистрации сведений о прекращении деятельности должника в связи с ликвидацией и восстановлением должника в ЕГРЮЛ. При условии удовлетворения заявленных требований за этим следует совершение действий, направленных на взыскание долга.
Такая категория дел, рассматриваемых по правилам главы 24 АПК РФ (об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов власти), требует представления доказательств осведомленности регистрирующего органа о нарушении процедуры ликвидации и об игнорировании этого последним.
Порядок ликвидации должника, помимо ст. ст. 61 - 64 ГК РФ, устанавливается ст. 22 Закона N 129-ФЗ. Если должник представил в регистрирующий орган все документы, предусмотренные действующим законодательством, то основания для отказа в государственной регистрации, предусмотренные ст. 23 Закона N 129-ФЗ, у регистрирующего органа отсутствуют.
Регистрирующий орган не обязан проверять достоверность такого утверждения, поскольку ответственность за недостоверность должна возлагаться на заявителя - руководителя ликвидационной комиссии (ликвидатора). Заявление о государственной регистрации в связи с ликвидацией, предоставляемое в регистрирующий орган, подтверждает, в частности, что соблюден установленный Федеральным законом порядок ликвидации юридического лица (подп. "г" п. 1.3 ст. 9, подп. "а" п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 25 Закона N 129-ФЗ).
Несмотря на достаточную ясность законодательства, складывающаяся судебная практика здесь противоречива.
В одних случаях суды, опираясь на указанные выше нормы, отказывают в удовлетворении заявления о признании недействительным решения регистрирующего органа о государственной регистрации сведений о прекращении деятельности должника в связи с ликвидацией. При этом игнорируется факт отсутствия доказательств получения кредитором письменного уведомления о ликвидации должника.
Но при доказанности факта опубликования сообщения о ликвидации отмечается, что кредитор не был лишен права обратиться в ликвидационную комиссию с соответствующим заявлением (Определения ВАС РФ от 17.11.2010 N ВАС-15358/10, от 27.04.2009 N ВАС-4814/09; Постановления ФАС УО от 17.08.2010 N Ф09-6486/10-С4; ФАС ВСО от 25.12.2008 N А19-4433/08-36-Ф02-6538/08; ФАС СЗО от 03.03.2008 N А21-30/2007).
В других случаях, наоборот, при отсутствии доказательств получения кредитором письменного уведомления о ликвидации должника суды удовлетворяют заявления о признании недействительным решения регистрирующего органа о государственной регистрации сведений о прекращении деятельности должника в связи с ликвидацией. При этом для вывода о соблюдении установленной законом процедуры факт опубликования сообщения о ликвидации признается недостаточным (Определение ВАС РФ от 22.12.2010 N ВАС-17422/10, Постановление ФАС СЗО от 11.11.2010 N А13-16935/2009).
Мотивируются такие судебные акты тем, что сама по себе подача в регистрирующий орган требуемых документов не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
При этом суды исходят из того, что должник не мог не знать о требованиях кредиторов, если:
- им были получены денежные средства по кредитному договору (Постановление ФАС СЗО от 11.11.2010 N А13-16935/2009);
- факт наличия требований кредиторов подтвержден решением суда (Постановления ФАС ЗСО от 19.11.2008 N Ф04-7169/2008(16285-А45-37), ФАС СЗО от 21.04.2010 N А56-50124/2009) или обращением в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности (Постановление ФАС СКО от 04.09.2009 N А53-16858/2008-С1-30).
Отдельным является вопрос о давностном сроке в три месяца на подачу указанного заявления, исчисляемого по общему правилу с момента, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
Как правило, кредитор узнает о ликвидации должника по истечении срока и подтверждает факт ликвидации должника выпиской из ЕГРЮЛ. Ошибочным является мнение об исчислении срока с момента получения выписки, поскольку кредитор должен был узнать о факте ликвидации в момент внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ в силу общедоступности этого реестра (Постановление Тринадцатого ААС от 19.09.2011 N А56-2640/2011).
В аналогичных ситуациях, связанных с исчислением давностных сроков, начало их течения определяется датой обязательного опубликования установленных законом сведений в открытом и общедоступном реестре, в силу чего любое лицо должно знать о том, что введена соответствующая процедура банкротства (п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.12.2010 N 63).
Обращение в арбитражный суд по истечении предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока при отсутствии уважительных причин пропуска данного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (Определения ВАС РФ от 16.07.2010 N ВАС-8882/10, от 09.07.2010 N ВАС-9412/10, от 27.08.2010 N ВАС-11307/10, от 18.02.2010 N ВАС-1428/10).
Кто в ответе?
Если кредитор полагает, что неправомерными действиями ликвидационной комиссии должника ему причинены убытки, он вправе обратиться в суд с соответствующим иском (Определение ВАС РФ от 27.04.2009 N 4814/09, Постановление ФАС УО от 17.08.2010 N Ф09-6486/10-С4). Ликвидация организации-должника с нарушением установленной законом процедуры не означает утрату кредитором возможности получения удовлетворения своих требований, поскольку ответственным лицом здесь становится ликвидационная комиссия (ликвидатор).
Пункт 1 ст. 25 Закона N 129-ФЗ устанавливает, что за представление недостоверных сведений заявители несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В силу подп. 8 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские обязанности возникают вследствие иных, не поименованных прямо в п. 1 ст. 8, действий граждан и юридических лиц.
Неуведомление ликвидационной комиссией кредитора влечет невозможность предъявления последним требований должнику, отсутствие сведений об указанных требованиях в промежуточном ликвидационном балансе и, как следствие, неудовлетворение требований кредиторов (либо необращение в суд с заявлением о банкротстве должника и невозможность использования предусматриваемых ст. ст. 9, 10, 61.1 - 61.9 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" механизмов привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц и оспаривания сделок).
Размер убытков кредитора в этом случае будет определяться размером неудовлетворенных требований.
Чтим Уголовный кодекс
Другая модель поведения кредитора (не хочется называть ее способом) зачастую связывается с отысканием возможностей по линии уголовно-правового преследования учредителей, исполнительного органа, руководителя и членов ликвидационной комиссии (ликвидатора).
Мотивируется такая модель ссылкой на якобы имевшее место мошенничество путем ликвидации должника с целью избежать исполнения обязанности по удовлетворению требований кредиторов, что представляется неубедительным. Как правило, правоохранительные органы отказывают в удовлетворении подобного рода заявлений со ссылкой на имеющий место спор гражданско-правового характера.
Таким образом, при ликвидации организации-должника кредитор должен внимательно контролировать всю процедуру ликвидации, связанную с этим документацию должника. И тогда, несмотря на все сложности, кредитор сможет, вовремя приняв меры, получить от должника надлежащее исполнение обязательств.
***
Обратите внимание!
Получить ответы на вопросы о ликвидации и реорганизации ЮЛ, и прекращению деятельности ИП можно и в телеграм-чате Регфорума о ликвидации.
Переходите по ссылке https://t.me/likv_regforum
При ликвидации юрлица очень важно, чтобы соблюдались права и законные интересы кредиторов ликвидируемого должника. Добиться этого можно посредством придания процедуре ликвидации качеств публичности и гласности. Однако многое зависит от соблюдения организациями установленных законом правил.
Общедоступность информации
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет прекращение его существования без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Ни ГК РФ, ни специальные законы по общему правилу не обязывают лиц, принимающих решение о ликвидации, обосновывать это решение какими-либо целями или необходимостью, поскольку это не имеет правового значения в силу уведомительного характера государственной регистрации юридических лиц.
Ликвидация начинается с принятия учредителями решения о ликвидации должника и формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) (п. п. 1, 2 ст. 62 ГК РФ), о чем извещается уполномоченный государственный орган (далее - регистрирующий орган), который вносит в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК РФ). С этого момента все заинтересованные лица имеют возможность получить указанную информацию.
С 01.01.2012 предусматривается также ведение Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц, осуществляемое на условиях открытости и общедоступности с размещением содержащихся в нем сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Обязательному внесению в указанный реестр подлежат сведения:
- запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;
- запись о ликвидации юридического лица (что следует из подп. "в", "д" п. 7 ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Извещение кредитора
Но реализация устанавливаемых для кредитора прав и обязанностей зависит от его осведомленности о начале процедуры ликвидации.
Пункт 1 ст. 63 ГК РФ вменяет ликвидационной комиссии в обязанность известить кредиторов двумя способами:
1) письменно уведомить кредиторов о ликвидации юридического лица, предварительно приняв меры к их выявлению;
2) поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о ликвидации должника и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации).
Оба способа должны применяться в совокупности, но каждый из них имеет свои недостатки. В первом много субъективных факторов - ликвидационная комиссия должна получить полную информацию от исполнительных органов должника о кредиторах и направить уведомление каждому из них, которое почтовые службы должны доставить.
Кроме того, закон не устанавливает вид почтового отправления (простое, заказное или ценное), необходимость наличия описи вложения. Следовательно, ликвидационная комиссия может не знать о кредиторах, а почтовая служба может утерять письмо, в силу чего кредитор не получит уведомления о ликвидации.
Второй способ формальный - необходимо доказать факт опубликования сообщения, что не так сложно. Но далеко не все кредиторы читают "Вестник государственной регистрации".
Извещенный кредитор, намеревающийся получить исполнение по обязательству, обязан воспользоваться предоставленной законом возможностью и заявить свои требования должнику, что влечет обязанность последнего по их удовлетворению. Значит, если требования не заявлены, то кредитор считается не исполнившим установленную законом обязанность и его требования удовлетворению не подлежат.
Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок (п. 5 ст. 64 ГК РФ).
Но не стоит отводить кредитору роль пассивного наблюдателя. При наличии непогашенной задолженности кредитор должен проявить заботливость и осмотрительность, которые позволят ему знать о финансовом состоянии своего контрагента и в установленные законом сроки предъявить свои требования.
Обжалуем решение о ликвидации
Когда должник ликвидирован, а доказательства письменного уведомления кредитора отсутствуют, то есть несколько способов защитить свои права.
Первый способ - обращение в суд с заявлением о признании недействительным решения регистрирующего органа о государственной регистрации сведений о прекращении деятельности должника в связи с ликвидацией и восстановлением должника в ЕГРЮЛ. При условии удовлетворения заявленных требований за этим следует совершение действий, направленных на взыскание долга.
Такая категория дел, рассматриваемых по правилам главы 24 АПК РФ (об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов власти), требует представления доказательств осведомленности регистрирующего органа о нарушении процедуры ликвидации и об игнорировании этого последним.
Порядок ликвидации должника, помимо ст. ст. 61 - 64 ГК РФ, устанавливается ст. 22 Закона N 129-ФЗ. Если должник представил в регистрирующий орган все документы, предусмотренные действующим законодательством, то основания для отказа в государственной регистрации, предусмотренные ст. 23 Закона N 129-ФЗ, у регистрирующего органа отсутствуют.
Регистрирующий орган не обязан проверять достоверность такого утверждения, поскольку ответственность за недостоверность должна возлагаться на заявителя - руководителя ликвидационной комиссии (ликвидатора). Заявление о государственной регистрации в связи с ликвидацией, предоставляемое в регистрирующий орган, подтверждает, в частности, что соблюден установленный Федеральным законом порядок ликвидации юридического лица (подп. "г" п. 1.3 ст. 9, подп. "а" п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 25 Закона N 129-ФЗ).
Несмотря на достаточную ясность законодательства, складывающаяся судебная практика здесь противоречива.
В одних случаях суды, опираясь на указанные выше нормы, отказывают в удовлетворении заявления о признании недействительным решения регистрирующего органа о государственной регистрации сведений о прекращении деятельности должника в связи с ликвидацией. При этом игнорируется факт отсутствия доказательств получения кредитором письменного уведомления о ликвидации должника.
Но при доказанности факта опубликования сообщения о ликвидации отмечается, что кредитор не был лишен права обратиться в ликвидационную комиссию с соответствующим заявлением (Определения ВАС РФ от 17.11.2010 N ВАС-15358/10, от 27.04.2009 N ВАС-4814/09; Постановления ФАС УО от 17.08.2010 N Ф09-6486/10-С4; ФАС ВСО от 25.12.2008 N А19-4433/08-36-Ф02-6538/08; ФАС СЗО от 03.03.2008 N А21-30/2007).
В других случаях, наоборот, при отсутствии доказательств получения кредитором письменного уведомления о ликвидации должника суды удовлетворяют заявления о признании недействительным решения регистрирующего органа о государственной регистрации сведений о прекращении деятельности должника в связи с ликвидацией. При этом для вывода о соблюдении установленной законом процедуры факт опубликования сообщения о ликвидации признается недостаточным (Определение ВАС РФ от 22.12.2010 N ВАС-17422/10, Постановление ФАС СЗО от 11.11.2010 N А13-16935/2009).
Мотивируются такие судебные акты тем, что сама по себе подача в регистрирующий орган требуемых документов не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
При этом суды исходят из того, что должник не мог не знать о требованиях кредиторов, если:
- им были получены денежные средства по кредитному договору (Постановление ФАС СЗО от 11.11.2010 N А13-16935/2009);
- факт наличия требований кредиторов подтвержден решением суда (Постановления ФАС ЗСО от 19.11.2008 N Ф04-7169/2008(16285-А45-37), ФАС СЗО от 21.04.2010 N А56-50124/2009) или обращением в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности (Постановление ФАС СКО от 04.09.2009 N А53-16858/2008-С1-30).
Отдельным является вопрос о давностном сроке в три месяца на подачу указанного заявления, исчисляемого по общему правилу с момента, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).
Как правило, кредитор узнает о ликвидации должника по истечении срока и подтверждает факт ликвидации должника выпиской из ЕГРЮЛ. Ошибочным является мнение об исчислении срока с момента получения выписки, поскольку кредитор должен был узнать о факте ликвидации в момент внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ в силу общедоступности этого реестра (Постановление Тринадцатого ААС от 19.09.2011 N А56-2640/2011).
В аналогичных ситуациях, связанных с исчислением давностных сроков, начало их течения определяется датой обязательного опубликования установленных законом сведений в открытом и общедоступном реестре, в силу чего любое лицо должно знать о том, что введена соответствующая процедура банкротства (п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.12.2010 N 63).
Обращение в арбитражный суд по истечении предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока при отсутствии уважительных причин пропуска данного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (Определения ВАС РФ от 16.07.2010 N ВАС-8882/10, от 09.07.2010 N ВАС-9412/10, от 27.08.2010 N ВАС-11307/10, от 18.02.2010 N ВАС-1428/10).
Кто в ответе?
Если кредитор полагает, что неправомерными действиями ликвидационной комиссии должника ему причинены убытки, он вправе обратиться в суд с соответствующим иском (Определение ВАС РФ от 27.04.2009 N 4814/09, Постановление ФАС УО от 17.08.2010 N Ф09-6486/10-С4). Ликвидация организации-должника с нарушением установленной законом процедуры не означает утрату кредитором возможности получения удовлетворения своих требований, поскольку ответственным лицом здесь становится ликвидационная комиссия (ликвидатор).
Пункт 1 ст. 25 Закона N 129-ФЗ устанавливает, что за представление недостоверных сведений заявители несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В силу подп. 8 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские обязанности возникают вследствие иных, не поименованных прямо в п. 1 ст. 8, действий граждан и юридических лиц.
Неуведомление ликвидационной комиссией кредитора влечет невозможность предъявления последним требований должнику, отсутствие сведений об указанных требованиях в промежуточном ликвидационном балансе и, как следствие, неудовлетворение требований кредиторов (либо необращение в суд с заявлением о банкротстве должника и невозможность использования предусматриваемых ст. ст. 9, 10, 61.1 - 61.9 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" механизмов привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц и оспаривания сделок).
Размер убытков кредитора в этом случае будет определяться размером неудовлетворенных требований.
Чтим Уголовный кодекс
Другая модель поведения кредитора (не хочется называть ее способом) зачастую связывается с отысканием возможностей по линии уголовно-правового преследования учредителей, исполнительного органа, руководителя и членов ликвидационной комиссии (ликвидатора).
Мотивируется такая модель ссылкой на якобы имевшее место мошенничество путем ликвидации должника с целью избежать исполнения обязанности по удовлетворению требований кредиторов, что представляется неубедительным. Как правило, правоохранительные органы отказывают в удовлетворении подобного рода заявлений со ссылкой на имеющий место спор гражданско-правового характера.
Таким образом, при ликвидации организации-должника кредитор должен внимательно контролировать всю процедуру ликвидации, связанную с этим документацию должника. И тогда, несмотря на все сложности, кредитор сможет, вовремя приняв меры, получить от должника надлежащее исполнение обязательств.
***
Обратите внимание!
Получить ответы на вопросы о ликвидации и реорганизации ЮЛ, и прекращению деятельности ИП можно и в телеграм-чате Регфорума о ликвидации.
Переходите по ссылке https://t.me/likv_regforum