Первичная регистрация ИП электронно с ЭЦП: вопрос из практики работы

  • 10 февраля 2016 в 8:43
  • 4.9К
  • 3
  • 11

Внимание!

Получите ответы на вопросы по регистрации и внесению изменений юрлиц и ИП в телеграм-чате Регфорума.
Перейти в чат: https://t.me/reg_regforum

    Добрый день, коллеги.

    В продолжение разговора об электронной регистрации ИП, случай из практики.

    В соответствии со ст. 11 Закона N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Внесение записи признается моментом государственной регистрации.

    Документом, подтверждающим этот факт согласно Приказа Федеральной налоговой службы от 13 ноября 2012 г. N ММВ-7-6/843@ "Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей" является свидетельство ОГРН на специальном бланке:

    Пункт 2: "Утвердить форму и содержание документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей: о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя — форма N Р61003 "Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя" (приложение N 3);

    Подготовьте документы для регистрации ООО или ИП на Регфоруме

    Пункт 4:"Установить, что документ, подтверждающий факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, по форме N Р51003, документ, подтверждающий факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, по форме N Р61003 и N Р61004 в случае его выдачи (направления) заявителю в бумажном виде оформляется на бланке, изготовленном по единому образцу, утвержденному приказом Федеральной налоговой службы от 23 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/123..."

    В результате по факту мы имеем, что гражданин зарегистрированный электронно первоначально не имеет на руках документов, подтверждающих его статус ИП, т.к. оригинал ОГРН на бланке он должен ещё получить (например по почте). Хотя в законодательстве (ст. 11 129 ФЗ) и сказано, что в случае электронной регистрации "документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты", но не сказано, что этим электронным документом он может подтвердить свой статус предпринимателя.

    В итоге в своей практике мы уже имели отказ контрагента оформлять договор с ИП, имеющим на руках только электронные документы о регистрации, до получения им оригинала ОГРН на утверждённом бланке.

    Добавить
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:

    Но в Приказе Федеральной налоговой службы от 13 ноября 2012 г. N ММВ-7-6/843@ тоже не сказано, что этим бумажным документом он может подтвердить свой статус предпринимателя. Там лишь сказано, что документ подтверждает факт внесения записи в ЕГРЮЛ.

    То же самое сказано и в ст. 11 129-ФЗ. В итоге мы имеем дело с некоторым несовершенством юридической техники - редакция приказа давно должна была быть приведена в соответствие с 129-ФЗ. Но федеральный закон в любом случае приоритетнее приказа ФНС.

    В этой ситуации можно запросить официальное разъяснение ФНС, в котором они бы устранили эти неясности.

    10 февраля 2016 в 11:181

    Внесение записи в ЕГР признается моментом государственной регистрации. Приказ утверждает форму и содержания документа, подтверждающего этот факт. Соответственно именно в этом приказе указано, каким основным документом предприниматель может подтвердить свой статус.  Или я неправильно понимаю?

    А насчет несовершенства согласна.

    10 февраля 2016 в 12:18

    Все верно, редакцию приказа должны были поправить, чтобы была такая же фраза о документе, подтверждающем факт внесения записи в ЕГРЮЛ, но только в электронном виде с электронной подписью.

    10 февраля 2016 в 15:181

    Почему он не может подтвердить свой статус??? Эл.документ с ЭЦП рег.органа есть. Он подлинный. Регистрация ИП в ЕГРЮЛ имеется. В законе сказано, что с момента гос.регистрации физ.лицо есть ИП.

    Если у контрагента нет тех.возможности проверить, это уже другой вопрос.

    10 февраля 2016 в 17:05

    Потому, что на данный момент единственный документ подтверждающий факт внесения в ЕГР является ОГРН на бланке.

    Если вы найдёте выдержку из законодательства, где бы было бы указано, что электронным документом можно подтвердить статус ИП, буду вам признательна.

    10 февраля 2016 в 17:29

    Не единственный. Как минимум, аналогичным документом является лист записи.

    10 февраля 2016 в 20:34

    Нет, не анологичным. Обратимся к тому же приказу:

    2. Утвердить форму и содержание документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей: о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя - форма N Р61003 "Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя" (приложение N 3);

    В пункте 3 указано, что лист записи

    ...прилагаемый к документу, подтверждающему факт внесения записи в Единый государственный реестр...

    Где здесь написано, что лист записи аналогичный документ?

    10 февраля 2016 в 21:01

    Ст. 23 ГК говорит о праве заниматься предпринимательской деятельностью с момента гос.регистрации. П.2 ст. 11 ФЗ о гос.регистрации определяет момент гос.регистрации - внесение записи в госуд.реестр. Основание внесения записи является решение регистрир.органа (п.1 ст.11 ФЗ о гос.регистрации).  Т.е. с этого момента ИП уже создано. Реестр ведется в том числе в эл.виде, поэтому любой может удостоверится в действии ИП как электронно, так и получив выписку на бумаге.

    Если ИП захотел получить подтверждающий док-т на бумаге после регистрации, такое выдается по запросу. Либо нотариус может распечатать полученный в эл.виде док-т и удостоверить (п.3 ст.11 ФЗ о гос.регистрации). Форма и содержение документа установлены Приказом Федеральной налоговой службы от 13 ноября 2012 г. N ММВ-7-6/843@. Форма 51003 утверждена, т.е. имеется форма и содержание документа (состав необходимой информации). И она действительна для электрон.документов, а если нужен бумажный, то в приказе есть оговорка на каком бланке это всё печатается.

    Если по другому посмотреть: в п.3 ст.11 ФЗ о гос.регистрации идет отсылка к документу "документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр", коим и является форма 51003, толька она может быть как в эл.виде, так и на бланке.

    11 февраля 2016 в 10:48

    Еще можно добавить, что в случае с направлением заявителем документов на регистрацию в форме электронных документов, документы (св-во и лист записи) формируются также в форме электронных документов. Их на бумажном носителе может вообще не быть. На бумажном носителе они формируются лишь по запросу заявителя и носят второстепенный характер по отношению к документам, направленным заявителю в форме электронных документов.

    10 февраля 2016 в 20:31

    Хотелось бы выдержку из законодательства про "второстепенность" документов на бумажных носителях...

    10 февраля 2016 в 21:04

    Зачем воду в ступе толочь?

    Все уже поняли, что ФНС оказалась не готова к изменениям в законодательстве, вступившим в силу с 01 января 2016 г.
    Электронный документооборот невозможен или очень ограничен из-за устаревших подзаконных актов ФНС.
    Ждём-с…

    10 февраля 2016 в 22:091

    Прямой эфир

    Nick19862 ноября 2024 в 13:19
    Как получить специальное разрешение Президента РФ на сделку с недружественным лицом