Спонсор рубрики
«Налоги»

Минимальный размер оплаты труда

  • 30 декабря 2013 в 13:31
  • 19221
  • 7
  • 9

Здравствуйте!

Сегодня минимальный размер оплаты труда пока еще составляет 5205 рублей (до конца 2013 года), но уже на 2014 год его размер изменился и составит 5 554 рубля. На что влияет МРОТ? Можно ли платить зарплату меньше МРОТа? Как соотносятся федеральный МРОТ, региональный и прожиточный минимум? И надо ли слушаться трехстороннюю комиссию?

Оплата труда

Напомним, что ниже этой суммы не может быть заработная плата, включающая компенсационные и стимулирующие выплаты (ст.ст.129, 133 Трудового кодекса РФ). Районные коэффициенты и надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях начисляются на заработную плату, установленную не ниже МРОТ (п.7 раздела II Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за 3 квартал 2012 г. по гражданским делам, Определение Верховного суда по делу № 34-КГ12-7)

Продолжает оставаться нереализованным требование ст. 133 Трудового кодекса РФ о том, что минимальный размер оплаты труда должен быть не ниже величины прожиточного минимума. Установлено, что порядок и сроки доведения размера МРОТ до величины прожиточного минимума должны быть определены отдельным федеральным законом (ст. 421 ТрК РФ), но такой закон до сих пор не принят.

Региональные и отраслевые 

Новый МРОТ служит основанием для заключения (или корректировки) региональных и отраслевых трехсторонних соглашений, которыми МРОТ может быть предусмотрен в ином, но только большем размере. Указанные соглашения заключаются между объединением работодателей, объединением профсоюзов и уполномоченным органом исполнительной власти. При этом региональные соглашения могут предусматривать дифференцированный подход для отдельных категорий работников или территорий. В качестве примера можно привести ранее заключенные Соглашение о минимальной заработной плате в Республике Карелия, в котором установлен специальный МРОТ для ряда северных районов, или региональное соглашение о минимальной заработной плате в Омской области, устанавливающее отдельный МРОТ для занятых в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве.

Трудовой кодекс предусматривает также возможность заключения региональных отраслевых трехсторонних соглашений. Возможно также заключение трехсторонних соглашений на муниципальном уровне, если это предусмотрено законодательством субъекта РФ. Но любое из указанных соглашений не может предусмотреть размер МРОТ ниже, чем установлено на вышестоящем уровне. Таким образом, установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда в любом случае будет самым низким. Следует также отметить, что в случае распространения на работника нескольких соглашений, статьей 48 Трудового кодекса предусмотрено действие того из них, которое содержит наиболее благоприятные условия для работника.

На кого не распространяются отраслевые и региональные трехсторонние соглашения

Региональные трехсторонние соглашения не распространяются на работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. По отраслевым трехсторонним соглашениям ситуация несколько иная. Они распространяются на организации, финансируемые из федерального, регионального или муниципального бюджета, в том случае, если заключены от их имени соответствующим органом государственной власти или местного самоуправления. В остальных случаях, и отраслевые, и региональные соглашения могут распространяться на всех работодателей и работников, занятых в соответствующих отрасли или регионе. Исключения составят лишь случаи представления мотивированного отказа от присоединения к такому соглашению. Дело в том, что после заключения соответствующего соглашения, следует предложение работодателям, в нем не участвовавшим, к нему присоединиться. Статьей 48 Трудового кодекса предусмотрено, что после опубликования такого предложения, отраслевое трехстороннее соглашение действует в отношении всех работодателей отрасли, не представивших мотивированный отказ от присоединения к нему. Статья 133.1 Трудового кодекса также предусматривает, что работодатели, осуществляющие деятельность на территории субъекта РФ, не представившие мотивированный отказ от присоединения к региональному трехстороннему соглашению, считаются к нему присоединившимися. Таким образом, работодателям следует отслеживать минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый как отраслевыми, так и территориальными соглашениями.Необходимо также учитывать, что такие соглашения не обязательно подписываются вслед за изменением МРОТ федеральным законом, поэтому отслеживание данного вопроса требуется постоянно.

В случае несогласия с применением МРОТ, установленным трехсторонним отраслевым либо региональным соглашением, единственным способом избежать этого является вовремя представленный мотивированный отказ от присоединения к такому соглашению.

Порядок автоматического распространения соглашений на все организации отрасли или региона, не предоставившие вовремя мотивированный отказ, вызвал ряд критических замечаний относительно его легитимности, вплоть до оценки некоторыми юристами соответствующих положений Трудового кодекса как неконституционных. В отношении конституционности части первой и четвертой ст. 133.1 Трудового кодекса (регулирующих региональные соглашения) Конституционный суд в Определении от 25 января 2012 г. N 66-О-О отказал в рассмотрении жалобы, сославшись на отсутствие нарушений данными нормами трудовых прав заявителей. Определением от 16 октября 2007 г. N 723-О-О Конституционный суд также отказал в рассмотрении жалобы на конституционность частей 7 и 8 ст. 48 Трудового кодекса (регулирующих отраслевые соглашения), отметив, что они не нарушают конституционных прав заявителя (в данном случае - муниципального образования).

Плюсами, на мой взгляд, является возможность участия в установлении минимального размера оплаты труда представителей работодателей и профсоюзов и предусмотренная возможность мотивированного отказа от присоединения к трехсторонним соглашениям.

Казалось бы, дело лишь за включением данного вопроса в повседневную практику организаций. Однако, проблемными можно назвать дополнительные процедуры при отказе от присоединения к трехстороннему соглашению, которые не выглядят простыми и отсутствие процедуры восстановления пропущенного срока для представления мотивированного отказа. Все это является довольно обременительным для многих работодателей, в частности для небольших организаций.

Мотивированный отказ от присоединения к трехстороннему соглашению

Итак, если организация не желает применять установленный региональным или отраслевым территориальным соглашением МРОТ, то необходимо в течение 30 календарных дней с момента опубликования предложения о присоединении к соответствующему соглашению представить мотивированный отказ от присоединения к нему. Повторюсь, что по сути это является единственной возможностью не участвовать в заключенном соглашении. Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 января 2010 г. № 17156/09 подтверждена правомерность выводов нижестоящих судов о том, что мотивированный отказ в течение 30 дней должен быть именно представлен, а не направлен в соответствующий орган.

Пример мотивированного отказа по отраслевому соглашению разработан в частности для работодателей аудиторских, оценочных, экспертных и консалтинговых организаций. По региональным соглашениям процедура та же, мотивированный отказ направляется в адрес уполномоченного органа,разместившего предложение о присоединении к заключенному соглашению.

К мотивированному отказу прилагается протокол консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации (при отсутствии таковой – с членами трудового коллектива или их представителями, избранными в соответствии со ст. 29 Трудового кодекса РФ) и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.

После получения мотивированного отказа уполномоченный орган исполнительной власти вправе пригласить отказавшегося работодателя и представителя профсоюзаданной организации для проведения консультаций. В случае массового отказа той или иной категории работодателей от присоединения к соглашению (в Республике Башкортостан мотивированный отказ по соглашению на 2011 год направили 229 организаций аграрного сектора), такого приглашения, как правило, не следует.

Отклонение или не рассмотрение мотивированного отказа работодателя от присоединения к трехстороннему соглашению являются основанием для обжалования действия (бездействия) органа исполнительной власти в судебном порядке.

Пример судебного спора

Судебная практика пока небогата. Заслуживает внимания Постановление Восемнадцатого апелляционного суда №18АП-12804/2012 от 22.01.2013г. Суть спора заключалась в том, что уполномоченный орган исполнительной власти (Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области) получил мотивированный отказ от заявителя, но не включил его в список работодателей, отказавшихся от подписания соглашения. В связи с этим, информация об отказе заявителя присоединиться к региональному соглашению не поступила в Государственную инспекцию труда, и последняя вынесла в адрес работодателя предписание о доначислении заработной платы работникам. Основаниями для игнорирования мотивированного отказа заявителя со стороны органа власти послужили, во-первых, недостаточность приведенных мотивов, во-вторых, отсутствие протокола консультаций с первичной профсоюзной организацией и предложений по срокам повышения заработной платы до размеров, определенных региональным трехсторонним соглашением. Суды признали неправомерным бездействие Управления по труду и занятости, выраженное в не направлении в Государственную инспекцию труда информации об отказе заявителя от присоединения к региональному трехстороннему соглашению. Суды указали, что отказ заявителя мотивирован, а непредставление протокола консультаций с первичной профсоюзной организацией вызвано ее отсутствием. Суды расценили обоснованным и то, что не приложены предложения по повышению зарплаты работников до уровня МРОТ, определенных региональных трехсторонним соглашением (в данном случае организация работала исключительно по установленному тарифу, который не позволял увеличить фонд оплаты труда и отчисления на социальные нужды).

Ответственность за выплату зарплаты ниже уровня МРОТ

В заключение напомним, что выплата заработной платы ниже уровня МРОТ является основанием для материальной, административной и, в ряде случаев, уголовной ответственности работодателя.

Материальная ответственность заключается в том, что помимо невыплаченной части заработной платы (исходя из установленного уровня МРОТ), в пользу работников начисляется также компенсация на эту сумму в размере 1/300 ставки рефинансирования в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса.

Административная ответственность предусмотрена ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение законодательства о труде) и включает в себя штраф в размере от одной до пяти тысяч рублей в отношении должностных лиц и предпринимателей, и в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей в отношении юридических лиц. В отношении предпринимателей и юридических лиц вместо денежного штрафа может быть применено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Ст. 5.31. КоАП РФ (нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению) предусматривает ответственность в виде предупреждения или административного штрафа в размере от трех до пяти тысяч рублей.

Уголовная ответственность. Статьей 145.1 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за невыплату, в том числе частичную, заработной платы свыше двух месяцев из корыстной или иной личной заинтересованности в виде денежного штрафа, дисквалификации, принудительных работ или лишения свободы.

Налоговая ответственность. Выплата заработной платы ниже уровня МРОТ не приводит к занижению сумм налогов. Об этом говорит и Письмо ФНС России от 19 марта 2009 г. № 3-6-04/66.

Добавить
Спонсор рубрики «Налоги»
Спецпредложение для посетителей Регфорума!
Тинькофф Банк
Для того чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
Также, вы можете войти используя:

Спасибо, Марат! Статья интересная, глубокая, отвечает на почти все вопросы по этой теме.

30 декабря 2013 в 15:42

Спасибо за развернутую статью, были интересно читать. особенно порадовало упоминание ответственности. Хочу дополнить, что кроме указанной уголовной, материальной, налоговой и административной ответственности за выплату заработной платы ниже уровня МРОТ является основанием так же и для Гражданско-правовой ответственности. Это денежная компенсация установленная в судебном порядке в зависимости от причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины работодателя, на основании ст. 237 ТК РФ и ст. 1101 ГК РФ.

6 января 2014 в 16:361

Самое главное, что налоги не доначисляются в случае выплаты з/п меньше МРОТ. За ссылку на письмо ИФНС большое спасибо. Что касается уголовной ответственности, то приведенная статья (145.1 УК) не имеет к МРОТ отношения, поскольку если с работником правильно оформлены трудовые отношения (например, частичная занятость, либо неполная рабочая неделя) и он не жалуется, то выплата вознаграждения за работу менее МРОТ не является криминалом. А работник, как правило, не может жаловаться, поскольку выплате з/п менее МРОТ корреспондирует З/П В КОНВЕРТЕ. И если работник будет писать официальные заявления в "компетентные органы" и давать объяснения, то он вынужден будет признать з/п в конверте и тем самым будет СОУЧАСТНИКОМ в уклонении от уплаты налогов.

9 января 2014 в 15:00

В соответствии с ч.2 ст. 145.1 выплата заработной платы менее МРОТ, установленного федеральным законом, влечет уголовную ответственность. Вами указано как ее избежать.

9 января 2014 в 17:352

Если работник, получив зарплату в конверте, захочет через суд "отрейдить" организацию после длительного срока работы, то следует учитывать, что согласно части 1 статьи 392 Трудового кодекса РФ для работника установлен срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора продолжительностью ТРИ МЕСЯЦА со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. По спорам об увольнении срок для обращения в суд для работника еще меньше. Работник имеет право обратиться в суд по спорам об увольнении в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Еще. Не дан ответ на вопрос надо ли слушаться трехстороннюю комиссию? Полагаю, что не надо, если с работником правильно оформлены трудовые отношения. Т.е., например, в договоре з/п 10 000 руб., плюс приказ о сокращенном рабочем дне, где работник расписывается. Может получиться на руки 2 000 руб. Все по закону.

9 января 2014 в 15:01

Когда "все по закону" вопрос о взаимоотношениях с уполномоченным органом, видимо, не возникает. Мотивированный отказ от присоединения к трехстороннему соглашению представлять приходится при прозрачной и легальной оплате труда ниже МРОТ (регионального или отраслевого).

9 января 2014 в 17:482
Дополнение к комментарию

трехмесячный срок исковой давности по трудовым спорам (в том числе взыскание заработной платы) - абсолютно верно. Можно добавить также, что если заработная плата начислена правильно, но не выплачена, то срок давности течь не начинает, поскольку правоотношения длящиеся (п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").

9 января 2014 в 17:542

Столкнулись с таким местным трехсторонним соглашением, оно у нас покруче столичного будет. Обязанности сторон (подразумеваем работодателей) в сфере повышения зарплаты:

4.1.3. Обязуются довести среднемесячную начисленную заработную плату работников всех организаций (за исключением организаций бюджетной сферы) и предпринимателей – физических лиц в течение 2013 года до размера не ниже среднемесячной начисленной заработной платы по видам экономической деятельности на территории Ульяновской области.

Обязуются довести среднемесячную начисленную заработную плату работников в течение 2013-2015 годов до размера не ниже среднемесячной начисленной заработной платы по Приволжскому федеральному округу (в разрезе соответствующих отраслей, за исключением работников бюджетных отраслей).

Обеспечивают минимальный размер оплаты труда работнику организации (за исключением организаций бюджетной сферы), полностью отработавшему за этот период норму рабочего времени и выполнившему нормы труда, в размере не ниже величины прожиточного минимума, установленной для трудоспособного населения в Ульяновской области.

Повышение уровня заработной платы должно производиться посредством индексации в порядке, установленном для работодателя коллективным договором или иным локальным нормативным актом, принятым работодателем с учётом мотивированного мнения первичного профсоюзного органа.

4.1.6. Проводят согласованную политику по снижению масштабов бедности и повышению доли оплаты труда в доходах населения. Обязуются снизить в 2013 году число граждан с доходами ниже размера прожиточного минимума до 20%.

http://ulyanovsk-zan.ru/home/labor/laborrelations.aspx - подробности.

И в связи с повышением ответственности за нарушение трудового законодательства возникает вопрос, а какая зарплата должна быть у работников в нашей области? Если Российский МРОТ известен, прожиточный минимум определеяют и утверждают худо-бедно местным правительством (для справки, у нас еще не посчитали за 3 квартал 2014 г.), то средний отраслевой по округу в открытых источниках не найти. Кроме того, если у работодателя есть наивные мысли о планировании своих доходов-расходов несмотря на кризис, то с планами можно расстаться - ибо какая она, минимальная зарплата, х/з.  

А если вдруг работодатель скажет: "А ну его, ваше мутное соглашение", то ведь не отпустят. Нет такой нормы, которая бы разрешала выйти из трехстороннего соглашения. На принудительный вход есть, а на выход - нет. Предприятие может быть создано после вступления в силу соглашения и истечения 30-дневного срока; предприятие может открыть свой филиал в каком-нибудь регионе с уже действующим таким соглашением. Нет процедуры выхода.

Все-таки поняли власти, что ситуация "полный борщ" и включили в ст. 48 ТК абзац "Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя". 

Почувствуйте разницу: прекратить действие и приостановить действие (может быть разрешат). 

А, вообще, я тоже хочу среднюю зарплату, например, как в ж/д отрасли. И рассчитывать ее предлагаю как среднюю между доходом г-на Якунина и последней уборщицы на вокзале.  Мне хватит.

21 января 2015 в 1:02

Спасибо, хорошая статья, но Вы не уточнили в первом абзаце, что Районные коэффициенты и надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях начисляются на заработную плату, установленную не ниже ФЕДЕРАЛЬНОГО МРОТ. Пришлось самой перерыть все нормативные документы.

11 января 2016 в 13:12