Форма расчета обязательный отчислений (неналоговых платежей) - Приложение № 1
Добрый день, коллеги!
Так уж сложилось, что среди моих постоянных клиентов есть и такие организации, которые являются, в том числе, интернет - провайдерами, и оказывают и телематические услуги и услуги связи по передаче данных в рамках соответствующих лицензий, выданных Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, или сокращенно – Роскомнадзор.
В связи с проводимой проверкой в отношении одной из моих организаций, хотелось бы обратить внимание вот на какой момент, о котором, как показывает практика, не знают не только не все бухгалтера, но и руководители компаний.
Помимо обязательных налоговых платежей, для организаций, имеющих лицензии Роскомнадзора, в качестве обязательного неналогового платежа предусмотрено уплата отчислений в резерв универсального обслуживания – или, по-другому, фонд универсального обслуживания, т.е. в фонд неких стандартных услуг связи, предоставляемых на территории РФ (почтовое обслуживание, услуги телефонии, интернет и т.п.).
Следует подчеркнуть особо, что данный платеж является обязательным условием осуществления лицензионной деятельности!
Регулирующие документы:
- Федеральный закон от 07.07.2003г. № 126-ФЗ «О связи»
- Приказ Минкомсвязи РФ от 16.09.2008 № 41 «Об утверждении Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания».
Кто является плательщиком:
Плательщиком обязательных отчислений является оператор связи, оказывающий услуги связи в сети связи общего пользования. Оператором связи, в свою очередь, является юридическое лицо или ИП, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии (ФЗ от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»).
Сколько, как и куда платить:
Базой для расчета являются доходы оператора связи, полученные в течении квартала по ставке 1,2%. Расчет производится организацией самостоятельно.
Сведения предоставляются по форме утвержденной в Приказом Минкомсвязи РФ от 16.09.2008 № 41 Приложение № 1, и направляются в Федеральное агентство связи по адресу: ул. Тверская, д. 7, г. Москва, 125375 на бумажных носителях, а также в электронном виде в формате xls на адрес: fasbuh@minsvyaz.ru.
Срок и реквизиты для оплаты:
Периодом для расчета и оплаты является срок не более 30 дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы от оказания услуг связи.
Отчисления производятся по реквизитам, размещенным на официальном сайте Россвязи:
счет - № 40101810800000010041
банк – Отделение 1 Московского ГТУ Банка России, г. Москва
БИК – 044583001
Получатель – Управление Федерального казначейства по г. Москве (для Федерального агентства связи)
ИНН – 7710549038
КПП – 771001001
ОКАТО – 45286585000
КБК - 084 1 13 01100 01 0000 130
Образец заполнения платежного поручения можно скачать здесь: http://minsvyaz.ru/ru/events/23704/
Нюансы бухгалтерского учета:
Отчисления в резерв универсального обслуживания являются фискальными сборами неналогового характера, что подтверждается Постановлением Конституционного суда РФ от 28.02.2006г. № 2-П (п. 5, п. 5.1, п. 5.2), НДС не облагаются.
Они включаются в состав расходов организации по обычным видам деятельности с отражением по дебету счета учета затрат на производство в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и являются прочими расходами, связанными с производством и реализацией, учитываемыми при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль (пп.46, п. 1 ст. 264 НК РФ).
В случае, если организация-оператор связи применяет УСН, то данные неналоговые отчисления не могут учитываться в составе расходов, т.к. не являются сборами, уплачиваемыми в соответствии с Налоговым кодексом РФ (п. 1 ст. 346.16).
Ответственность за неуплату:
В случае несвоевременного предоставления операторами связи расчетов отчислений в резерв универсального обслуживания, законодательством предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, а именно - предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Что важно: в законе установлена административная ответственность только лишь за не предоставление сведений о базе расчета, а не за неуплату платежей!
Отсутствует и административная ответственность в случае неверно рассчитанных платежей.
Но это не значит, что неуплаченные платежи можно рассчитать предоставить, но не уплатить.
Согласно ст. 2.9. КоАП РФ: при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные на ведение дела о таких нарушениях, могут освободить лицо, совершившее нарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ).
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 сказано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам нужно исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность нарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Степень общественной опасности считается оценочной категорией и определяется с учетом всех обстоятельств, являющихся предпосылками и последствиями выявленного нарушения, степени и формы вины, осознания лицом своей обязанности по соблюдению нарушенной нормы закона.
В связи с учетом этого обстоятельства, у нас уже имеется положительный опыт оспаривания в суде требования Роскомнадзора , когда вместо предусмотренного законом штрафа, нам вынесли в качестве административного наказания, письменное предупреждение.
Но в судебной практике по аналогичным делам, такие решения скорее редкость, и как правило, организации и руководители подвергаются денежным взысканиям.
Как, все-таки, могут взыскать отчисления
Федеральный орган власти в области связи (Положение о Федеральном агентстве связи, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 320), вправе обратиться в суд для взыскания рассчитанных отчислений, но не уплаченных своевременно, что подтверждается практикой - Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014 N 09АП-24496/2014-ГК.
Единственное, с чем может повезти, так это пропуск 2-хмесячного срока исковой давности сотрудниками Роскомнадзора, и тогда организация-нарушитель имеет реальную возможность избежать взыскания через суд.
В заключение
В настоящее время за операторами связи стали более пристально вести наблюдение, в связи с чем, стоит внимательнее относится к расчету и срокам предоставления отчетов.
Также, если Вам уже предстоит плановая проверка Роскомнадзора по выданным лицензиям, следует, не дожидаясь итогов этой проверки, предоставить отчеты по отчислениям в резерв универсального обслуживания.
Если Вам нужна более подробная консультация по данному вопросу, обращайтесь.