мишель

Пояснительная записка к законопроекту (подведомственность дел СОЮ)

По мере приближения 1 октября 2015 г. количество вопросов в отношении ожидаемого многими, в том числе и профессиональным сообществом, принятия Закона «О банкротстве физлиц» не только не снижается, отнюдь, только возрастает.

Итак, после подписания «Закона о банкротстве физлиц» в конце прошлого года президентом, законодатель продолжает «шлифовать» нормы своего еще не вступившего в силу творения.

Обратим внимание на существенные изменения:

1. В результате многочисленных правок изменен п. 2 ст. 6 ЗоНБ, при этом п. 2 ст. 213.4 ЗоНБ остался без изменений. Результатом этого стало следующее: если в первой редакции Закона допускалось обращение должника в суд с заявлением о банкротстве независимо от суммы долга, то теперь – основание общее для всех «при наличии задолженности на сумму 500 000 руб. и более».

Не берусь комментировать это положение, возможно это направлено на ограничение вала заявлений должников в суды и снижение нагрузки на судей, вместе с тем, в этом усматривается ограничение предоставляемой должникам возможности на обращение с заявлением о самобанкротстве.

2. Согласно последним изменениям в ст.213.3 ЗоНБ: рассмотрение дел о банкротстве полностью передано в арбитражные суды.

Указанное изменение имеет очевидные плюсы:

а) рассмотрение дел будут осуществлять арбитражные суды более высокого профессионального уровня. Имеющие многолетний опыт рассмотрения дел о банкротстве;
б) территориальная доступность суда для профессиональных участников – управляющих, банков – как кредиторов, особенно системных. Это вновь направлено на некоторое снижение вала заявлений от должников из глубинки;

в) снижение остроты проблемы «дружественнораздутой кредиторской задолженности» – практика проверки кредитора на платежеспособность при рассмотрении вопроса о включении требований в реестр арбитражным судам известна исходя из положений Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве».

3. Появился п. 8 ст. 213.6 ЗоНБ: процедура реструктуризации стала не обязательна. Суд по заявлению (ходатайству) должника вправе сразу признать последнего банкротом при условии, что требованиям для введения реструктуризации должник не соответствует.

В действительности поскольку стадия реструктуризации важна для кредиторов (первое собрание кредиторов и др.), исключать ее суд будет только в ограниченных случаях. Думается что:
а) При отсутствующем должнике или
б) Для случая, когда «всё с должником ясно» — доход должника меньше прожиточного минимума, либо должник не имеет документально подтвержденного дохода.

4. В ходе правок появился п. 9 ст. 213.25 ЗоНБ: в течение одного рабочего дня после вынесения решения о признании должника банкротом гражданин обязан передать АУ банковские карты, а последний обязан их заблокировать.

Поправка интересная, вместе с тем трудноосуществимая, поскольку большинство должников слабо представляют себе не только адрес нахождения финансового управляющего, но и вообще его роль в процедуре банкротства физлица.

При этом большинство арбитражных управляющих при направлении в суд своего согласия на проведение процедуры банкротства обычно указывают свой почтовый адрес.

В этом случае исполнение подобной обызанности, возложенной законодателем на должника, видится, через направление последним почтовой корреспонденции в адрес финансового управляющего, естественно ценным письмом с описью.

А теперь самое интересное – какие долги можно будет списать!

5. Изменен абз. 2 п. 3 ст. 213.28 ЗоНБ: освобождение гражданина от обязательств не распространяется в т.ч. на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.

Формулировка занятная, поскольку не совсем понятно как кредиторы будут доказывать собственную неосведомленность при обязательности всех публикаций финансовым управляющем в ЕФРСБ, ну да время, как говориться, всё расставит по своим местам.

6. Вдруг откуда ни возьмись появился …. п. 6 ст. 213.28 ЗоНБ, согласно которому в ходе банкротства нельзя будет списать требования:

а) по субсидиарной ответственности (ст. 10 ЗоНБ);
б) по причинению убытков юридическому лицу умышленно или по грубой неосторожности (ст.ст. 53, 53.1 ГК РФ);
в) по возмещению убытков, причиненных умышленно или по грубой неосторожности арбитражным управляющим;
г) возмещению вреда имуществу, причиненного гражданином умышленно или по грубой неосторожности;
д) о применении последствий недействительности сделки, оспоренной по ст.ст. 61.2, 61.3 ЗоНБ,

при этом формулировка абз. 3 п. 4 ст. 213.28 ЗоНБ осталась без изменений и проблема того, что законодатель понимал под фразой «гражданин действовал незаконно», остается актуальной.

Кроме того, Законом № 154-ФЗ было внесено несколько поправок, не связанных исключительно с банкротом физлиц, поэтому в настоящий Обзор не включенных.

Таким образом, можно смело утверждать, что Закон изменил свой вектор в сторону ограничений прав должников и принятые поправки призваны усложнить им «жизнь». Вместе с тем, не исключены и возможные перспективы трехлетнего моратория на его вступление (о чем, возможно, позже).

С уважением, Ваш финансовый управляющий — Мишель!

PS: Возможно, часть дел о банкротстве граждан все-таки передадут в суды общей юрисдикции. Проект прикреплен к публикации.

Всего скачиваний: 27
Дата обновления: 17 сентября 2015