Депрессия уже близко
Регионы дошли до ручки, а министр Улюкаев в упор не видит падения экономики страны
В условиях ухудшения ситуации с бюджетом, руководство Вологодской области готово пойти на чрезвычайные меры экономии – перевести госслужащих региона на неполную четырехдневную рабочую неделю, заявил
губернатор Олег Кувшинников. Ничего подобного в истории России не было даже в кризисные девяностые – прежде этим грешили только коммерческие предприятия. Главная причина – резкое снижение налогов предприятий области, производство которых катастрофически падает.
Предложение сэкономить на зарплате чиновников прозвучало в ходе обсуждения итогов исполнения областного бюджета в первой половине 2013-го и прогноза на конец года. За полугодие регион собрал 17,7 млрд рублей, на полтора миллиарда ниже, чем в 2012 году. Произошло резкое снижение поступления налога на прибыль, норма по которому выполнена только на 27% процентов - почти вдвое ниже плана. А по итогам года ожидается сокращение поступлений налога от предприятий области на 5,2 млрд рублей, в том числе 2,1 млрд недодаст «ФосАгро», 1,2 млрд – «Северсталь», и еще 1,9 млрд бюджет области недополучит от других компаний.
Как заявил Кувшинников, к концу года прибыль вологодских предприятий сократится на 5 млрд рублей или на 17%. Причина в снижении производства, связанном с падением спроса на продукцию предприятий и цен на металлы на мировом рынке. А других источников пополнения бюджета у области просто нет - путь к заимствованиям закрыт, пояснил губернатор, остается урезать зарплаты чиновникам.
И действительно, занимать российским регионам больше уже некуда – они и так на грани дефолта по долгам. Уровень долга российских регионов в 2013 году достиг почти 1,4 трлн рублей, при этом около 60% субъектов не смогут рассчитаться по своим долгам, заявил
председатель Счетной палаты России Сергей Степашин. Причем, значительную часть долгов, помимо падения производства, регионам обеспечило выполнение указов президента Владимира Путина по увеличению зарплат бюджетникам. Ведь это повышение должно в основном обеспечиваться за счет казны регионов.
В прошедшем году задолженность регионов пошла в гору. На первом месте среди должников Северная Осетия, которая набрала долгов свыше 108% доходов бюджета, второе место занимает та же Вологодская область - 92% доходов, за ними идут Рязанская область - 91%, и еще 10 регионов с объемом долга более 70% от их доходов. Кроме того, регионов с долгами объемом от 50 до 70% доходов в России насчитывается еще 19. По данным Минфина, российские регионы в 2013 году должны будут погасить перед федеральным бюджетом около трети общего объема своего долга, или 420,6 млрд рублей. Где они будут их брать – неизвестно.
Хроника пикирующего производства
Российская экономика по итогам первых двух кварталов нынешнего года официально шагнула в стадию рецессии, и никакие меры властей по стимулированию роста не окажут должного эффекта раньше следующего года, считают экономисты международной независимой исследовательской компании Capital Economics. По их мнению, 2013 год может оказаться худшим за последние 14 лет, если не брать в расчет кризисный 2009 год.
И это не делает чести
президенту Путину: первый год его президентства завершился ростом ВВП на 10%, а в 2001-м ВВП вырос уже всего лишь на 5%. Второй президентский срок начался с экономического роста на 7%, а потом мировой кризис обернулся для России обвалом экономики почти на 8% в 2009 году. В 2010-м и 2011-м, когда Путин возглавлял правительство, рост ВВП колебался на уровне 4,3%-4,5% в год, а итогом начала нового срока президентства Путина в 2012 году стал рост всего на 3,4%.
По прогнозу
главного экономиста Центра развития НИУ-ВШЭ Валерия Миронова: «Если замедление экономики продолжится такими же темпами и цены на нефть пойдут вниз, чего следует ожидать в свете неблагоприятной экономической конъюнктуры в мире, то наступления экономического коллапса в России следует ожидать уже в первом квартале будущего года. Проблема усугубляется небывалым ростом государственных расходов, в том числе на армию. Это будет не кризис долговых обязательств, как в Европе, а кризис раздутых социальных обещаний правительства».
Стоит пояснить, что коллапс, в отличие о рецессии – плавного снижения экономического роста, означает резкое «схлопывание» экономики. При этом, как говорится в исследовании Capital Economics: «Данные по динамике ВВП России второго квартала оказалась не только значительно слабее ожиданий – по нашим оценкам, они соответствуют состоянию экономики, которая вошла в рецессию еще в первом полугодии».
Свой вклад в отрицательную динамику ВВП внесли снижение потребления и падение инвестиций. По мнению авторов исследования, чтобы изменить ситуацию к лучшему, необходимо снизить инфляцию, что позволит уменьшить давление на реальные доходы населения, простимулирует спрос и разгонит экономику. Но существенного перелома без структурных реформ вряд ли стоит ожидать, уверены эксперты. Так как большинство мер по стимулированию экономики, предпринимаемых правительством, носят чисто фискальный характер и вряд ли принесут эффект раньше 2014 года.
Рост ВВП во втором квартале замедлился до 1,2% в годовом выражении, сообщил в пятницу Росстат, сейчас он показывает самые низкие темпы со времен глобального финансового кризиса 2009 года. Пятничная публикация данных Росстата также технически обосновывает признание рецессии в экономике России в первом полугодии, и только Минэкономразвития по-прежнему в упор не видит этого очевидного факта.
Министр большой – ему видней?
В интервью «Коммерсанту»
министр экономического развития Алексей Улюкаев оценил нынешнее состояние экономики как стагнацию.
«Рецессии нет, и не будет. Стагнация, наверное, термин уместный. Очень низки темпы роста – это фактор институциональный, структурный, макроэкономический. И это то, чем нужно будет заниматься очень долгое время», - заявил Улюкаев. Выходит, министр большой – ему видней?
- Если Улюкаев публично утверждает, что рецессии нет, значит, он либо не видел макроэкономических показателей России, и тогда попросту некомпетентен как министр, либо намеренно вводит в заблуждение население страны. Опасно даже не само снижение ВВП России, а то, что спад в реальном секторе производства стремительно нарастает, - пояснил «СП»
старший аналитик ИК «Риком-траст» Владислав Жуковский. - В первом полугодии 2013 года промышленное производство в России выросло на едва отличимые от статистической погрешности 0,1%, хотя годом ранее рост был на 3,1%. При этом обрабатывающие производства уже вошли в депрессивное состояние, их рост сошел на нет – до 0% в январе-июне, тогда как, еще годом ранее производство росло на 4,5%. В начале лета промышленное производство сократилось на 1,4%, а в обрабатывающей промышленности обвал превысил 4,4% - столь глубокого спада производства не наблюдалось с осени кризисного 2009 года. Добыча сырья прибавляет всего лишь 1%, несмотря на рост цен на сырье, а производство газа, электроэнергии, тепла и воды падает на 0,7%. Хуже всего, что объем грузоперевозок – основной показатель здоровья производства - на автомобильном транспорте сократился на 0,9%, грузооборот на железнодорожном транспорте, отражающий ситуацию в добывающей и обрабатывающей промышленности, упал на 3%, а объем погрузки основных грузов на железной дороге сжался на 3,7%.
«СП»: - Что мешает предприятиям развивать производство и наращивать экономический рост?
- В первую очередь – беспредельный рост тарифов государственных монополий. Напомню, что недавно владелец «Русала» Олег Дерипаска даже опубликовал на страницах «Коммерсант Деньги» статью на эту тему. Судя по всему, у Дерипаски накипело: он признает, что произвол естественных монополий и безудержный рост тарифов в газовой, электроэнергетической и железнодорожной отраслях привели к тому, что издержки российских предприятий превысили среднемировой уровень и делают неконкурентоспособной отечественную экономику. В результате инвесторам просто невыгодно вкладывать свои средства в развитие реальных производств на территории России.
Большие объемы запасов природного газа перестают быть конкурентным преимуществом российской экономики. С 2007 года цены на газ для промышленных потребителей выросли в 2,6 раза, превысив уровень цен в США. Так, в алюминиевой отрасли - одной из самых энергоемких - затраты на электроэнергию могут составлять более 30% себестоимости металла, что подрывает международную конкурентоспособность российских металлургов. Не намного лучше обстоят дела и в сфере железнодорожных перевозок, где стремительный рост тарифов на грузовые перевозки выступает существенным фактором роста издержек промышленных компаний. Только за период с 2007 года железнодорожные перевозки подорожали на 74%, что блокирует экономический рост, душит производственную активность, разрушает единое социально-экономическое пространство и создает предпосылки не для роста, а для стремительного снижения объемов грузоперевозок, а вместе с ними и всей экономики.
«СП»: - Какой вывод можно сделать из нынешней ситуации в экономике России?
- Вывод весьма неутешительный: сегодня в России наблюдается откровенный произвол естественных монополистов – российская экономика парализована не только коррупцией, но и монополизмом. Причем, речь идет не только о монополизме «Газпрома», РЖД, отсутствии конкуренции на рынке ГСМ и услуг ЖКХ – отечественная экономика парализована вплоть до самого низового уровня, до самого последнего аптечного киоска или продуктового магазина. Дело доходит до того, что если аптечный киоск в центре небольшого города или городской управы принадлежит родственникам мэра, любовнице влиятельных силовиков или представителям этнической мафии, то никто и никогда не сможет открыть рядом с ним другой аптечный пункт. Для коррупционеров и монополистов конкуренция – это зло, так как лишает их сверхдоходов и возможности злоупотреблять своим доминирующим положением, извлекая монополистическую ренту. И пока это будет продолжаться, коллапс рано или поздно нас накроет…
http://www.svpressa.ru/economy/article/72517/