Путин упразднит Высший арбитражный суд и будет назначать замов генпрокурора
Иван Петров Сегодня, 00:05
РБК
После внесения изменений в Конституцию конечной инстанцией в разрешении экономических споров станет Верховный суд, а число верховных судей увеличится до 170 человек. Юристы в целом поддер♫живают законопроект главы государства, политологи усматривают в нем аппаратную интригу по нейтрализации влияния премьер-министра Дмитрия Медведева.
Идею об объединении Верховного и Высшего арбитражного судов президент Владимир Путин впервые озвучил в июне на Петербургском международном экономическом форуме. Суть нововведения глава государства объяснил тогда необходимостью «единообразия подходов к разрешению споров с участием как граждан, так и организаций». При этом полное слияние судов общей юрисдикции и арбитражных судов, заявил на днях президент, не планируется.
Законопроектом ВАС упраздняется, дела, которые он рассматривал, будут переданы Верховному суду (ВС). В предлагаемых поправках в Основной закон уточняется, что ВС станет единым судебным органом «по гражданским, уголовным, административным делам, по разрешению экономических споров и по иным делам».
При объединении судов будет установлен шестимесячный переходный период. В новый Верховный суперсуд войдут 170 судей (сейчас пленум ВС состоит из 125 человек), причем это будет не автоматическое перезачисление, а формирование заново. Переаттестацией верховных судей займется спецкомиссия, состоящая из представителей президента, Общественной палаты и объединений юристов. Первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков сообщил, что законопроект будет рассмотрен депутатами до конца года.
Адвокат и доктор политических наук Алексей Бинецкий заявил РБК daily, что намерение объединить высшие суды наряду с созданием единого следственного комитета — две идеи, которые обсуждаются с 90-х годов прошлого века. По его словам, решение приблизит Россию к наиболее эффективной на сегодняшний день англо-саксонской модели правосудия.
«Единоначалие здесь давно было пора ввести, ведь несмотря на то что у нас непрецедентное право, постановления пленумов ВАС и Верховного суда обязательны к исполнению нижестоящими судами, а это дает большую путаницу, когда многие гражданские дела пересекаются с арбитражной практикой», — пояснил доктор юридических наук Игорь Трунов.
В том, что нововведение будет способствовать укреплению правосудия, сомневается бывший зампредседателя Верховного суда Виктор Жуйков. «Не думаю, что создание монстра из 170 человек с непонятными полномочиями приведет к чему-то хорошему. Такие реформы нельзя проводить так спешно, надо было серьезно обсудить все прежде с практикующими экспертами», — прокомментировал он РБК daily.
Очень многое будет зависеть от того, кого назначат руководить Верховным судом после реформы. «Если останется старая гвардия судов общей юрисдикции, то все достижения арбитражных судов утонут в бюрократии», — считает г-н Трунов. Он напомнил, что председатель ВАС Антон Иванов внес в систему арбитражных судов качество, порядок и открытость. «Интернет-сопровождение, трансляции судебных заседаний, выкладывание на сайт непроцессуальных обращений — этим всем арбитраж выгодно отличается от судов общей юрисдикции», — пояснил адвокат.
Помимо упразднения ВАС и усиления Верховного суда меняется система назначения прокуроров. Если сейчас Советом Федерации по представлению президента РФ назначается только генпрокурор, то в будущем аналогичным способом будут назначаться и 15 заместителей генпрокурора. Также президентом, а не генпрокурором будут назначаться прокуроры российских регионов.
По мнению экспертов, такое расширение президентских полномочий может быть вызвано тем, что генпрокурор Юрий Чайка относится к команде премьер-министра Дмитрия Медведева. Самостоятельно назначая заместителей и региональных прокуроров, Путин ослабляет влияние «медведевских» на судебную вертикаль. Аналогичными интенциями вызвано и упразднение Высшего арбитражного суда, заявил РБК daily политолог Станислав Белковский.
«При президенте Медведеве неформальным лидером в борьбе за преференции стал Антон Иванов — близкий друг и однокурсник Дмитрия Медведева, — напоминает он. — При Путине же судейское сообщество вспомнило, что Иванов — всего лишь выскочка, который в 39 лет стал председателем ВАС, не имея ни дня судебного стажа. И уничтожить карьеру Антона Иванова и всех, кого он привел с собой, стало для судейского корпуса делом чести и доблести». Путинский законопроект, по словам Белковского, — это скорее аппаратный маневр, направленный на нейтрализацию влияния Антона Иванова и его команды, нежели стратегическая реформа судебной системы, призванная ее кардинально оздоровить.