Ответ: Республика Крым - новый субъект РФ. Предприятия, находящиеся на этой территории, в переходный период (с 18.03.2014 по 01.01.2015) действуют с учетом того, зарегистрировались они в соответствии с российским законодательством или нет. На это указывают ст. 15 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ <2>, Положение об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период <3> (далее - Положение о применении налогового законодательства).
--------------------------------
<2> Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
<3> Утверждено Постановлением Государственного совета Республики Крым от 11.04.2014 N 2010-6/14. Доведено до налоговых органов для сведения и использования в работе Письмом ФНС России от 16.04.2014 N ГД-4-3/7267@.
Доходы физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, полученные от организаций и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территории Республики Крым в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", от филиалов и представительств российских организаций, иных обособленных подразделений российских организаций, а также обособленных подразделений иностранных организаций, созданных на территории Республики Крым, подлежат налогообложению в соответствии с НК РФ и не облагаются подоходным налогом Украины (п. 21 Положения о применении налогового законодательства).
Согласно п. 1 ст. 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
К доходам от источников в Российской Федерации согласно пп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ относятся доходы от реализации в Российской Федерации акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций. При этом в соответствии с п. 2 ст. 209 НК РФ объектом налогообложения для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации.
Таким образом, доходы от продажи долей участия в уставном капитале российской организации относятся к доходам, полученным в Российской Федерации. В отношении таких доходов, получаемых физическими лицами - нерезидентами Российской Федерации, налоговая ставка по НДФЛ установлена в размере 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).
В то же время налогообложение доходов физических лиц производится с учетом международных соглашений об избежании двойного налогообложения.
Между Правительством РФ и Правительством Украины действует Соглашение об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов от 08.02.1995 (далее - Соглашение). Однако данный документ не содержит норм, регулирующих налогообложение доходов от продажи долей в уставном капитале организаций.
Вместе с тем ст. 20 Соглашения предусмотрено, что виды доходов, которые возникают из источников в одном из договаривающихся государств и о которых не говорится в Соглашении, могут облагаться налогом в этом государстве. То есть доходы физического лица - налогового резидента Украины от продажи доли в уставном капитале крымской организации подлежат обложению НДФЛ в Российской Федерации с применением налоговой ставки 30%.