Morozz
Местный
Удар рикошетом. Что же все таки будет с муниципальными сборами?
Фото Бориса Мальцева, ИА «Клерк.Ру»
Фото Бориса Мальцева, ИА «Клерк.Ру»
18.11.14 10:46
Сергей Васильев
корреспондент ИА "Клерк.Ру"
Специально для Клерк.Ру
За несколько дней скандальный законопроект главы думского Комитета по бюджету и налогам Андрея Макарова о так называемых муниципальных сборах претерпел значительные изменения. Количество облагаемых видов деятельности сильно сократилось – осталась только торговля, из-за чего и сам сбор в законопроекте стал официально называться торговым. Произошли и другие важные изменения.
Клерк.Ру анализирует версию законопроекта по состоянию на 17 ноября, получившую одобрение профильного комитета Госдумы.
Что облагается торговым сбором?
Теперь можно, по крайней мере, не опасаться за судьбу парикмахерских и общественных туалетов. Предметом обложения торговым сбором в пользу местных бюджетов, в соответствии с названием, планируется сделать только торговлю. В законопроекте она делится на четыре вида:
через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением торговли на автозаправках);
через объекты нестационарной торговой сети;
через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.
Помимо этого, торговым сбором будет облагаться деятельность по организации розничных рынков.
Кстати, совершенно напрасно отдельные СМИ пишут о торговом сборе как о сборе с малого бизнеса. Как мы и указывали раньше, под пресс попадает вся торговля, вне зависимости от ее размера или формы собственности. Не случайно РСПП озаботился тем, как будет исчисляться метраж магазина, который нужно умножать на ставку сбора. То ли это полезная площадь, то ли общая, да и кто будет определять размер полезной площади, тоже непонятно.
И еще – кое-где довелось прочитать, что торговый сбор, в отличие от муниципального, могут ввести сразу по всей России, а не только в Москве, Питере и Севастополе. Так вот, и это неправда. Новая версия законопроекта лишь переносит его вступление в силу на 1 июля 2015 года, но по-прежнему распространяет только на города федерального значения. По крайней мере, для расширения действия торгового сбора Госдуме впоследствии придется принять отдельную поправку.
Сколько придется платить?
В отличие от предыдущей версии, авторы уже не пытаются шокировать бизнесменов требованием ежеквартально, еще до начала коммерческой деятельности выкладывать в бюджет сотни тысяч рублей. Написано обтекаемо: «Ставки сбора устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь». Разве что для розничных рынков указали конкретную цифру: не более 550 рублей с квадратного метра площади в квартал.
Есть, правда, новое важное обстоятельство. Квартальная ставка сбора не может превышать стоимость патента, который выдается на тот же срок индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность, подпадающую под торговый сбор. Иначе говоря, для ИП на патенте не изменится ничего, они освобождаются от торгового сбора – об этом прямо сказано в законопроекте. Для всех других предприятий торговли – от ларька до гипермаркета – такой патент станет «вмененным». Вернее, не сам патент, а его сумма, установленная законом субъекта Федерации. То есть если площадь магазина – 1000 м2, то каждый из этих квадратных метров будет облагаться сбором по той же условной ставке, по какой рассчитывается стоимость патента для ИП с магазином площадью не более 50 м2.
Сохранен тот же порядок вычетов сбора из итоговых сумм НДФЛ или налога на прибыль, что и в предыдущей версии законопроекта. И что важно – возможность такого вычета теперь появилась и для налога, уплачиваемого организацией или ИП на УСН.
ЕНВД для торговли в случае введения торгового сбора отменяется.
Когда придется платить?
Депутаты отказались от идеи взимать сбор авансом, еще до начала периода обложения. Теперь в проекте значится, что уплата сбора производится не позднее 25 числа месяца, следующего за периодом обложения.
Реестр и наказание для забывчивых
Как мы и писали раньше, предполагается, что все плательщики сбора должны быть внесены в соответствующий отдельный реестр. В новой версии законопроекта обязанность по его ведению прямо возлагается на ФНС. Наполнение реестра, в свою очередь, может происходить двумя путями: либо плательщики сами подают соответствующие уведомления, либо за них это делает местная администрация. Драконовских штрафов за не подачу уведомления (в размере квартального сбора) теперь уже нет. Законодатель пошел иным путем: если плательщик сбора не направляет вовремя уведомление о постановке на учет в реестр, он лишается права вычитать сумму сбора из соответствующих налогов.
Торговлю без постановки на учет в реестре предлагается приравнять к деятельности без постановки на учет в налоговом органе. И тут многое будет зависеть от масштабов бизнеса: если небольшой магазинчик отделается статьей 14.1 КоАП и штрафом от 500 до 2000 рублей, то «забывчивому» гипермаркету теоретически могут и припаять крупный ущерб государству, а это уже статья УК. Кто же его знает, какими методами будут действовать фискалы?
***
Более мягкая версия законопроекта все равно резко отторгается бизнесом. Уже упомянутый РСПП считает, что торговый сбор затронет не только «перепродавцов», но и производителей, особенно самозанятых и микропредприятия, которые самостоятельно реализуют произведенную продукцию.
И вообще, желание власти взять с бизнеса то, что, по ее мнению, «недособрано», понятно. В трудные времена бюджет ищет любые источники наполнения. Вот только в притче спину навьюченному верблюду переломила соломинка, а тут ему на спину подкладывают не соломинку, а увесистую дубину.
новый текст законопроекта
http://www.klerk.ru/buh/articles/403806/
Фото Бориса Мальцева, ИА «Клерк.Ру»
Фото Бориса Мальцева, ИА «Клерк.Ру»
18.11.14 10:46
Сергей Васильев
корреспондент ИА "Клерк.Ру"
Специально для Клерк.Ру
За несколько дней скандальный законопроект главы думского Комитета по бюджету и налогам Андрея Макарова о так называемых муниципальных сборах претерпел значительные изменения. Количество облагаемых видов деятельности сильно сократилось – осталась только торговля, из-за чего и сам сбор в законопроекте стал официально называться торговым. Произошли и другие важные изменения.
Клерк.Ру анализирует версию законопроекта по состоянию на 17 ноября, получившую одобрение профильного комитета Госдумы.
Что облагается торговым сбором?
Теперь можно, по крайней мере, не опасаться за судьбу парикмахерских и общественных туалетов. Предметом обложения торговым сбором в пользу местных бюджетов, в соответствии с названием, планируется сделать только торговлю. В законопроекте она делится на четыре вида:
через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением торговли на автозаправках);
через объекты нестационарной торговой сети;
через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.
Помимо этого, торговым сбором будет облагаться деятельность по организации розничных рынков.
Кстати, совершенно напрасно отдельные СМИ пишут о торговом сборе как о сборе с малого бизнеса. Как мы и указывали раньше, под пресс попадает вся торговля, вне зависимости от ее размера или формы собственности. Не случайно РСПП озаботился тем, как будет исчисляться метраж магазина, который нужно умножать на ставку сбора. То ли это полезная площадь, то ли общая, да и кто будет определять размер полезной площади, тоже непонятно.
И еще – кое-где довелось прочитать, что торговый сбор, в отличие от муниципального, могут ввести сразу по всей России, а не только в Москве, Питере и Севастополе. Так вот, и это неправда. Новая версия законопроекта лишь переносит его вступление в силу на 1 июля 2015 года, но по-прежнему распространяет только на города федерального значения. По крайней мере, для расширения действия торгового сбора Госдуме впоследствии придется принять отдельную поправку.
Сколько придется платить?
В отличие от предыдущей версии, авторы уже не пытаются шокировать бизнесменов требованием ежеквартально, еще до начала коммерческой деятельности выкладывать в бюджет сотни тысяч рублей. Написано обтекаемо: «Ставки сбора устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь». Разве что для розничных рынков указали конкретную цифру: не более 550 рублей с квадратного метра площади в квартал.
Есть, правда, новое важное обстоятельство. Квартальная ставка сбора не может превышать стоимость патента, который выдается на тот же срок индивидуальным предпринимателям, ведущим деятельность, подпадающую под торговый сбор. Иначе говоря, для ИП на патенте не изменится ничего, они освобождаются от торгового сбора – об этом прямо сказано в законопроекте. Для всех других предприятий торговли – от ларька до гипермаркета – такой патент станет «вмененным». Вернее, не сам патент, а его сумма, установленная законом субъекта Федерации. То есть если площадь магазина – 1000 м2, то каждый из этих квадратных метров будет облагаться сбором по той же условной ставке, по какой рассчитывается стоимость патента для ИП с магазином площадью не более 50 м2.
Сохранен тот же порядок вычетов сбора из итоговых сумм НДФЛ или налога на прибыль, что и в предыдущей версии законопроекта. И что важно – возможность такого вычета теперь появилась и для налога, уплачиваемого организацией или ИП на УСН.
ЕНВД для торговли в случае введения торгового сбора отменяется.
Когда придется платить?
Депутаты отказались от идеи взимать сбор авансом, еще до начала периода обложения. Теперь в проекте значится, что уплата сбора производится не позднее 25 числа месяца, следующего за периодом обложения.
Реестр и наказание для забывчивых
Как мы и писали раньше, предполагается, что все плательщики сбора должны быть внесены в соответствующий отдельный реестр. В новой версии законопроекта обязанность по его ведению прямо возлагается на ФНС. Наполнение реестра, в свою очередь, может происходить двумя путями: либо плательщики сами подают соответствующие уведомления, либо за них это делает местная администрация. Драконовских штрафов за не подачу уведомления (в размере квартального сбора) теперь уже нет. Законодатель пошел иным путем: если плательщик сбора не направляет вовремя уведомление о постановке на учет в реестр, он лишается права вычитать сумму сбора из соответствующих налогов.
Торговлю без постановки на учет в реестре предлагается приравнять к деятельности без постановки на учет в налоговом органе. И тут многое будет зависеть от масштабов бизнеса: если небольшой магазинчик отделается статьей 14.1 КоАП и штрафом от 500 до 2000 рублей, то «забывчивому» гипермаркету теоретически могут и припаять крупный ущерб государству, а это уже статья УК. Кто же его знает, какими методами будут действовать фискалы?
***
Более мягкая версия законопроекта все равно резко отторгается бизнесом. Уже упомянутый РСПП считает, что торговый сбор затронет не только «перепродавцов», но и производителей, особенно самозанятых и микропредприятия, которые самостоятельно реализуют произведенную продукцию.
И вообще, желание власти взять с бизнеса то, что, по ее мнению, «недособрано», понятно. В трудные времена бюджет ищет любые источники наполнения. Вот только в притче спину навьюченному верблюду переломила соломинка, а тут ему на спину подкладывают не соломинку, а увесистую дубину.
новый текст законопроекта
http://www.klerk.ru/buh/articles/403806/