Mrs N.,
Статья: Проблемы применения опционных соглашений при заключении сделок с акциями акционерных обществ и долями обществ с ограниченной ответственностью в России
(Вершинина Е.В., Новиков М.А.)
("Гражданское право", 2013, N 3)
Применение российского права, как мы выяснили, создает определенные трудности, связанные с заключением и исполнением опциона. А именно до конца неизвестна позиция российских судов относительно правовой квалификации опционов <15> и возможности их принудительного исполнения (т.е. исковой защиты) <16>. В связи с этим стороны нередко прибегают к заключению опционов на офшорном уровне <17>. А именно 100% акций/долей российской компании передаются иностранной холдинговой компании. В отношении акций холдинговой компании соответственно можно заключить опцион, подчиненный нормам иностранного права. Таким образом, требования российского права к таким сделкам неприменимы, а все вытекающие из сделки споры также подлежат рассмотрению в иностранных судах.
--------------------------------
<15> Например, встречаются судебные решения, в которых опцион был квалифицирован как договор купли-продажи. См., например: Постановление ФАС Московского округа от 10 января 2000 г. по делу N КГ-А40/4435-99 // СПС "КонсультантПлюс" (Постановлением Президиума ВАС РФ от 6 марта 2001 г. N 7601/00 данное Постановление, а также решение Арбитражного суда г. Москвы от 9 сентября 1999 г. и Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы от 11 ноября 1999 г. по данному делу отменены, дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда г. Москвы).
<16> Известно одно решение, в котором суд принудил ответчика к исполнению опциона: Постановление ФАС Московского округа от 24 марта 2008 г. по делу N КГ-А41/1999-08-П // СПС "КонсультантПлюс".
<17> Речкин Р. Российское законодательство не дает возможности заключать опционные соглашения // Арбитражная практика. 2011. N 9.