Юлия_1, Один из вопросов, связанных с порядком регистрации ликвидации юридического лица, исследован в Постановлении АС МО от 11.04.2016 N Ф05-3762/2016 по делу N А41-72679/2015. Можно ли ликвидировать организацию (ЗАО), если на момент представления документов для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в производстве арбитражного суда находилось дело, в рамках которого рассматривались требования к ликвидируемому юридическому лицу?
Суды с учетом положений п. 5 ст. 20 Федерального закона N 129-ФЗ пришли к выводу о наличии у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица.
Общество обратилось в арбитражный суд к регистрирующему органу с требованием о признании незаконными его действий, связанных с отказом в государственной регистрации ликвидации общества, и обязании зарегистрировать ликвидацию общества. Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме. Суд кассационной инстанции также не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Суть спора следующая. Общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением по форме Р16001 с приложением ликвидационного баланса и документа об уплате государственной пошлины, что подтверждается распиской в получении документов. Регистрирующий орган отказал зарегистрировать ликвидацию ЗАО в связи с несоблюдением порядка ликвидации, а именно наличием подтвержденной информации о том, что в производстве арбитражного суда находилось дело, в рамках которого рассматривались требования к заявителю.
При ликвидации организации в регистрирующий орган подается заявление, которым подтверждается соблюдение установленного федеральным законом порядка ликвидации юридического лица, завершении расчетов с его контрагентами, а также ликвидационный баланс. Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Суды указали, что представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании пп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
Кроме того, в случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению (п. 5 ст. 20 Федерального закона N 129-ФЗ).
Судами установлено, что на момент обращения заявителя в регистрирующий орган с заявлением по форме Р16001 в производстве арбитражного суда находилось дело, в рамках которого рассматривались требования к заявителю об обязании подписать акт реализации инвестиционного контракта на строительство многоэтажного жилищного комплекса (встречный иск), в связи с чем суды пришли к правомерному выводу: при ликвидации общества ликвидатор не принял во внимание, что у него имелись неисполненные обязательства, и, следовательно, ликвидационный баланс общества составлен без учета этих данных, то есть без отражения действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица.
На основании приведенных норм арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о том, что установленный законом порядок ликвидации юридического лица соблюден не был и у регистрирующего органа имелись основания для принятия решения, являющегося предметом оспаривания в рамках настоящего дела, поскольку представленные ему документы содержали недостоверные сведения.