Структура органов в региональном отделении ОО

PollySmile

Местный
2 Дек 2015
126
21
Добрый день!
Коллеги, подскажите пожалуйста, как корректно сформировать органы регионального отделения общероссийского ОО?
По закону минимум 3 человека могут его учредить. Органами по уставу является Общее собрание, Правление, Председатель. И еще Ревизор.
Учитывая минимум 3 человека, как правильно "распределить" этих 3 человек по органам? На данный момент учредитель 1 и 2 входят в Правление из 2 человек, учредитель 1 является Председателем, а учредитель 3 - Ревизор.
Такая структура корректна?
 
  • Мне нравится
Реакции: Gosrt4

Vix

Новичок
27 Июл 2023
6
5
Вы регистрировать отделение в качестве юридического лица будете?

Если да, то из трёх человек, говорят, сейчас не проходят регистрации.
Структура из четырёх человек возможна: двое составляют Правление, ещё один отдельно Председатель (не входит в правление), ещё один отдельно Ревизор.
Если непременно хотите включать Председателя в состав Правления, тогда оно должно быть из четырёх человек минимум (чтобы удовлетворить требованию закона: ЕИО не должен составлять более 25% коллективного органа управления). В таком случае у вас будет минимальный состав 5 человек: Правление из 4 человек, один из которых Председатель + плюс отдельно 1 человек Ревизор.

Ну а если регистрировать отделение как юрлицо не собираетесь, то вероятно, можно не ломать голову над этим всем и вести деятельность и структурироваться внутри себя как хотите, ибо проверять вас, по идее, всё равно никто не будет. Выбрать делегата на съезд головной организации сможете, и ладно (протоколы общих собраний от трёх человек в качестве подтверждения полномочий делегата на съезд - проходят).

Не являюсь профессионалом, может спецы ещё прокомментируют.
 
  • Мне нравится
Реакции: PollySmile и almira

PollySmile

Местный
2 Дек 2015
126
21
Вы регистрировать отделение в качестве юридического лица будете?

Если да, то из трёх человек, говорят, сейчас не проходят регистрации.
Структура из четырёх человек возможна: двое составляют Правление, ещё один отдельно Председатель (не входит в правление), ещё один отдельно Ревизор.
Если непременно хотите включать Председателя в состав Правления, тогда оно должно быть из четырёх человек минимум (чтобы удовлетворить требованию закона: ЕИО не должен составлять более 25% коллективного органа управления). В таком случае у вас будет минимальный состав 5 человек: Правление из 4 человек, один из которых Председатель + плюс отдельно 1 человек Ревизор.

Ну а если регистрировать отделение как юрлицо не собираетесь, то вероятно, можно не ломать голову над этим всем и вести деятельность и структурироваться внутри себя как хотите, ибо проверять вас, по идее, всё равно никто не будет. Выбрать делегата на съезд головной организации сможете, и ладно (протоколы общих собраний от трёх человек в качестве подтверждения полномочий делегата на съезд - проходят).

Не являюсь профессионалом, может спецы ещё прокомментируют.
Спасибо большое!
Насчет минимума в 4 человека как-то слышали, но интересно просто другое.
П. 4 ст. 65.3 ГК РФ указывает, что "Лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями." То есть тут речь идет об "иных" коллегиальных органах управления, которые создаются помимо руководящего коллегиального органа, о котором говорит пункт 3 этой же статьи (Правление и пр.).
А в пункте 3 ст. 65.3 ГК, где речь идет о создании Правления, нет прямого указания о минимальном количественном составе и "доле" ЕИО в составе. Поэтому мы просто не можем понять, откуда пошла трактовка этой нормы в таком интересном ключе.
 

КОЩЕЙ

Активист
28 Янв 2018
2,439
943
68RU
Спасибо большое!
Насчет минимума в 4 человека как-то слышали, но интересно просто другое.
П. 4 ст. 65.3 ГК РФ указывает, что "Лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями." То есть тут речь идет об "иных" коллегиальных органах управления, которые создаются помимо руководящего коллегиального органа, о котором говорит пункт 3 этой же статьи (Правление и пр.).
А в пункте 3 ст. 65.3 ГК, где речь идет о создании Правления, нет прямого указания о минимальном количественном составе и "доле" ЕИО в составе. Поэтому мы просто не можем понять, откуда пошла трактовка этой нормы в таком интересном ключе.

В пункте 3 о правлении идёт речь как о коллегиальном исполнительном органе, а в пункте 4 - о наблюдательном или ином совете как коллегиальном органе управления (в ООО таким органом, например, может являться совет директоров).

То есть правление - это коллегиальный исполнительный орган. А вот если речь идёт о постоянно действующем руководящем коллегиальном органе общественной организации, то по смыслу пункта 4 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации это должен быть некий совет.

Проблема ещё в том, что закон об общественных организациях не адаптировали до сих пор к ГК РФ, что создаёт путаницу, в том числе в отношении своеобразных полномочий постоянно действующего руководящего органа.
 
  • Мне нравится
Реакции: PollySmile

PollySmile

Местный
2 Дек 2015
126
21
В пункте 3 о правлении идёт речь как о коллегиальном исполнительном органе, а в пункте 4 - о наблюдательном или ином совете как коллегиальном органе управления (в ООО таким органом, например, может являться совет директоров).

То есть правление - это коллегиальный исполнительный орган. А вот если речь идёт о постоянно действующем руководящем коллегиальном органе общественной организации, то по смыслу пункта 4 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации это должен быть некий совет.

Проблема ещё в том, что закон об общественных организациях не адаптировали до сих пор к ГК РФ, что создаёт путаницу, в том числе в отношении своеобразных полномочий постоянно действующего руководящего органа.
Вот отсюда как раз и возник вопрос. В ОО есть "классический" орган по смыслу пункта 3 - Правление, которое выполняет функции юр. лица и не отнесенные к исключительной компетенции высшего органа полномочия.
Помимо Правления, например, у нас в уставе есть наблюдательный совет, который не выполняет управленческих функций и занимается исключительно привлечением ресурсов, меценатов и прочей лирикой. Вот Наблюдательный совет - это точно пункт 4, и его состав не должен быть более чем на 1/4 состоять из ЕИО и членов Правления...
И тоже странно. В п. 4, когда говорится об 1/4, то там указан ЕИО и члены постоянного органа. Как они перекладывают это избирательно на этот постоянный орган, указывая, что тут 1/4 относится к ЕИО только 😆
 

КОЩЕЙ

Активист
28 Янв 2018
2,439
943
68RU
В ОО есть "классический" орган по смыслу пункта 3 - Правление, которое выполняет функции юр. лица и не отнесенные к исключительной компетенции высшего органа полномочия.

Нет, правление не выполняет эти функции. Права юридического лица осуществляет другой орган, указанный в частях третьей и четвертой статьи 8 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ.

А правление - это коллегиальный исполнительный орган, предусмотренный частью пятой статьи 8 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ и пунктом 3 статьи 65.3 ГК РФ, а также пунктом 2 статьи 123.7, и к которому положения частей третьей и четвертой статьи 8 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ не относятся.

Я написал уже выше: закон об общественных объединениях не приведён в соответствие с ГК РФ. Отсюда и путаница в компетенции органов общественных организаций. И по-прежнему органы общественных организаций называются по-всякому, в зависимости от вкуса составителей уставов.

И тоже странно. В п. 4, когда говорится об 1/4, то там указан ЕИО и члены постоянного органа. Как они перекладывают это избирательно на этот постоянный орган, указывая, что тут 1/4 относится к ЕИО только

Понимаете, какое дело... Пункт 4 статьи 65.3 и пункт 3 статьи 123.7 ГК РФ слабо сочетаются с частями третьей - пятой статьи 8 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ. Почти не сочетаются, поскольку главу 4 ГК РФ сильно изменили в 2014 году, а статью 8 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ, тоже изменили, в 2016 году, дополнив её частью пятой, но не решив вопрос с тем самым постоянно действующим руководящим органом, окончательно запутав ситуацию. Судя по всему, те, кто вносил изменения в статью 8 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ, просто не сообразили привести ее части третью и четвертую в соответствие со статьями 65.3 и 123.7 ГК РФ.

Статья 123.7 ГК РФ вообще ничего не упоминает ни о каких органах, кроме общего собрания и исполнительных. Ну а если вы исходите из того, что правление по вашему уставу - это орган, предусмотренный пунктом 4 статьи 65.3, то и применяйте его пропорции.

Скажу иначе: в Минюсте, как правило, ориентируются на положения статьи 8 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ. Применение ГК РФ в отношении некоммерческих организаций вообще происходит весьма своеобразно.

Да, с общественными организациями вот так. Что поделать.
 
  • Мне нравится
Реакции: PollySmile

Vix

Новичок
27 Июл 2023
6
5
помимо руководящего коллегиального органа, о котором говорит пункт 3 этой же статьи (Правление и пр.)
ГК РФ Статья 65.3. ничего не говорит о "руководящих" органах, там нет такого слова вообще. Она говорит
- о высшем коллегиальном органе,
- об опциональном исполнительном коллегиальном органе (пункт 3 второй абзац - сугубо в качестве примера даются названия правление, дирекция, но может быть какое угодно название; может быть обязателен в силу другого закона или просто предусмотрен уставом),
- об опциональном коллегиальном органе управления (пункт 4 - также может быть обязателен в силу другого закона или просто предусмотрен уставом).

В законе 82-ФЗ "Об общественных объединениях" статья 8 гласит: "Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган".

Что такое этот ПДРО из 82-фз? Он относится к какому из разновидностей органов, которые вводит ГК 65.3 - он коллегиальный исполнительный из второго абзаца п. 3 или он коллегиальный орган управления из п. 4? Или он вообще какой-то особый орган, не относящийся к разновидностям, предусмотренным ст. 65.3 ГК? На эту тему есть разные споры и дискуссии в сети. Насколько я понимаю, сейчас позиция минюста состоит в том, что ПДРО из 82-фз относится к коллегиальным органам управления из п. 4 ст. 65.3 ГК.

Итого, если следовать этой позиции минюста, делаем вывод, что ЕИО не может составлять не более 25% от ПДРО общественной организации, т. к. ПДРО это п. 4 ст. 65.3 ГК.

Да, хотя коллективные органы управления по п. 4 ст. 65.3 ГК. опциональны, но 82-фз недвусмысленно требует ПДРО в общественной организации, так что в общественной организации такой орган обязателен.

В итоге, в общественной организации минимальная структура органов - это
- общее собрание членов;
- из числа членов формируется ПДРО минимум 2 человека, либо минимум 4 если в него будет входить ЕИО (причём, даже входя в него, ЕИО не может быть главой этого органа);
- из числа членов избирается ЕИО 1 человек;
- из числа членов избирается ревизор 1 человек или коллективная ревизионная комиссия (2 и больше).

В дополнение по желанию уставом можно предусмотреть коллективный исполнительный орган. Насколько я понимаю, в него как раз ЕИО может входить совершенно без ограничений на проценты и возглавлять его.

Названия ПДРО и коллективного исполнительного органа в законодательстве не фиксированы. В частности, никто не запрещает обязательный ПДРО назвать Правлением (в прошлом году регистрировали устав нашей общественной организации, у нас Правление = ПДРО, но у нас так уж по традиции, не стали переименовывать) и никто не запрещает опциональный коллективный исполнительный орган обозвать "Советом" или вообще как угодно. Хотя очевиднее и логичнее, конечно, ровно наоборот.

И такое Правление, которое в уставе введено как ПДРО, будет, конечно же, коллективным органом управления из п. 4 ст. 65.3 ГК, (а не "коллегиальным исполнительным органом (правление, дирекция и т.п.)" из п. 3!)
В огромном количестве случаев так и есть. Когда ведут разговор или пишут в интернете разные активисты из общественных организаций и упоминают в разговоре своё правление - это чаще всего речь идёт речь о ПДРО, а не о коллективном исполнительном органе (причём люди сами могут это не осознавать, искренне думать, что это исполнительный орган, и с удивлением узнать, что это не так, только внимательно почитав собственный устав).
 
  • Мне нравится
Реакции: PollySmile