Закрытые и открытые акционерные общества как правовые формы перестанут существовать

Тортилла

Местный
29 Янв 2009
792
2,116
Москва и где-то рядом
http://www.rg.ru/2010/02/09/ao.html
dot.gif
dot.gif
dot.gif
2.jpg
АО предложат два пути

инициатива Юлия Васильева

Минэкономразвития готовит акционерным обществам реформу, в результате которой закрытые и открытые акционерные общества как правовые формы перестанут существовать. Как говорится, ничто не вечно на земле. На смену старым формам придет новая, молодая - единая модель АО, разработанная по западному образцу. Кстати, идея совершенствования организационно-правовых форм юридических лиц не нова. Впервые минэкономразвития озвучило ее еще в 2005 году. Да и пока ведомство представило на суд общественности только концепцию данных законодательных инициатив, а не сам законопроект.
Объем изменений масштабный, поправки планируется внести в Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы "Об акционерных обществах" и "О рынке ценных бумаг". Предполагается реализовать в законодательстве понимание акционерного общества как единой формы, однако с дифференцированными требованиями к свободе обращения акций и к раскрытию информации в зависимости от того, в каком порядке привлекается акционерный капитал и где обращаются акции. Другими словами, все акционерные общества будут разделены на публичные и непубличные компании, и у них, по сути, появится два пути развития.
Первый путь - стратегия активного развития с привлечением неограниченного числа инвесторов на фондовом рынке, то есть "открытые" компании внешним инвесторам. Второй - концентрации контрольного пакета в руках основного владельца, то есть "закрытые" компании, ее защита от потенциальных внешних инвесторов.
Для каждого варианта свои правила игры. Так, для публичных компаний, чьи акции котируются на фондовой бирже, установят жесткие требования по структуре управления и раскрытию информации. Зато им позволят привлекать средства неограниченного круга инвесторов на открытом рынке. Для непубличных АО нормы смягчат в обмен на существенные ограничения в правах.
Отзывы экспертов на инициативы минэкономразвития неоднозначные. С одной стороны, как рассказала "РБГ" Юлия Великанова, старший юрист Incor Alliance Law Office, вопрос совершенствования российского законодательства, регулирующего деятельность акционерных обществ, является одним из наиболее актуальных. "Большинство акционерных обществ создавались в результате приватизации государственных компаний, при этом многие предприятия оставались как бы в прежних реалиях, в том числе и с корпоративной точки зрения, - говорит эксперт. - Закон "Об акционерных обществах" как в изначальной редакции, так и в последующих своих версиях не сильно способствовал развитию корпоративной культуры".
С другой стороны, как отметила Екатерина Васильцева, коллега предыдущего эксперта, глава офиса в Санкт-Петербурге, столь кардинальное по своим масштабам реформирование самих акционерных обществ в условиях кризисной экономики представляется преждевременным и экономически нерентабельным. "По существу речь идет не об отражении сложившейся практики акционерных отношений или законодательной корректировке выявленных проблем, а о переписывании с чистого листа всей концепции акционерных обществ с равнением на опыт зарубежных стран, - говорит эксперт. - К сожалению, практика слепого копирования и переноса готовых конструкций из правового поля США и европейских стран на российскую почву уже неоднократно доказывала свою несостоятельность. Необходима детальная проработка данной инициативы и объединение достоинств как американской модели, так и европейской".
Сергей Горбачев, управляющий партнер Московской коллегии адвокатов "Легис Групп", оценивает предлагаемую концепцию положительно.
"Следует отметить, что основным достоинством данного законопроекта является повышение эффективности и гибкости в управлении акционерным обществом, тем более что заимствуется полезный и давно зарекомендовавший себя опыт зарубежных стран, - считает эксперт. - Полагаю, что появление единой модели акционерных обществ - явление в большей степени позитивное, поскольку совершенствование и упорядочивание правовой базы в любом случае благотворно сказывается на бизнесе в силу того, что механизмы управления становятся единообразными и понятными".
Вместе с тем Сергей Горбачев обратил внимание на то, что предлагаемый законопроект в целом уменьшает возможности миноритарных акционеров в управлении делами обществ, что может повлечь за собой отток миноритариев и перераспределение инвестиций между более крупными игроками.
"На мой взгляд, в законопроекте есть и дельные, и спорные идеи, - говорит Дмитрий Терентьев, партнер правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры". - Один из плюсов в том, что авторы документа предлагают учитывать особенности состава акционеров (в современном корпоративном законодательстве это не предусмотрено). Еще один позитивный момент - закрепление в корпоративном законодательстве института директивы. Директива - это обязательное для представителя акционера указание о том, как он должен голосовать на собрании акционеров. Обоснованными я считаю и предложения, которые касаются ответственности за нарушение обязанности по раскрытию информации. Предусмотренные сегодня меры ответственности - административный штраф и обязанность возместить убытки - малоэффективны".
Но есть и минусы, считает эксперт. В частности, сегодня контролирующую функцию в акционерном обществе может выполнять ревизионная комиссия. Авторы законопроекта предлагают учредить еще один контролирующий орган - наблюдательный совет. "Итоги такого подхода вряд ли будут утешительны. Излишняя путаница и усложнение структуры органов управления и контроля приведут к еще большему числу отказов в регистрации, а их и без того хватает", - отметил Дмитрий Терентьев.
По словам Екатерины Васильцевой, концепция вносит весьма своеобразное предложение по "упорядочению сложившейся практики" взаимоотношений общества и управляющей организации. В частности, разработчики придерживаются мнения о том, что "к договору управления должны применяться правила Гражданского кодекса об агентском договоре и договоре поручения", что противоречит самому существу отношений управляющей компании и общества. "В противном случае к генеральному директору, исполняющему те же функции единоличного исполнительного органа, что и управляющая компания, так же должны применяться правила агентского договора и договора поручения", - пояснила эксперт.
Положительным моментом, по мнению Юлии Великановой, является введение в структуру органов управления акционерного общества корпоративного секретаря и изменения в аспекты раскрытия информации акционерными обществами. "Закрепленное в законе требование о наличии в акционерном обществе корпоративного юриста или корпоративного секретаря, на наш взгляд, станет своеобразным залогом защиты прав и интересов инвесторов и иных заинтересованных участников корпоративных правоотношений", - отметила эксперт.


Опубликовано в РГ-Бизнес N738 от 9 февраля 2010 г.
 
  • Мне нравится
Реакции: Zorz и вотия

Pathfinder

Активист
Это они из концепции передрали все, которая еще Медведевым была подписана в том году и на ее основе он приказал к середине 2010 разработать законопроект о вот таких вот телодвижениях. Там полно ученых-теоретиков ни дня не работавших как практики, которые сочинили сказку как сделать жизнь прекрасней. Вот от таких и проходит каждый год "перерегистрация". Как гражданину этой страны мне ситуация неясна и непонятна, как простому регеру приятна.
 

Тортилла

Местный
29 Янв 2009
792
2,116
Москва и где-то рядом
Как гражданину этой страны мне ситуация неясна и непонятна, как простому регеру приятна.
Приятна, не поспоришь. Только очень не нравится вот это изречение некоторых экспертов, например "Предусмотренные сегодня меры отвественности - административный штраф и обязанность взместить убытки - малоэффективны". Им что, подавай уголовную ответственость? Как-то это слишком "своевременно" перекликается с выступлением Главы СКП Александра Бастрыкина на пошедшей в Москве вчера расширенной коллегии Следственного комитета при прокуратуре РФ (РГ от 12.02.2010 Федеральный выуск).
"Что касается экономических преступлений, то, по словам Бастрыкина, "необходимо определить круг преступлений, которые в современных условиях развития экономики утратили общественную опасность. И отнести их к разряду небольшой тяжести с преобладанием штрафа в качестве основной меры наказания либо их декриминализации и отнесение к предмету административной юрисдикции".
Вместе с тем, отметил глава СКП, некоторые преступления, которые сейчас не являются уголовно наказуемыми, наоборот, нужно криминализировать. В том числе в таких сферах, как финансовый рынок, корпоративное управление, использование инсайдерской информации, антимонопольная политика, банковская и внешнеэкономическая деятельность, в том числе с использованием компаний, зарегистрированных в офшорных зонах".
Эксперты и СКП говорят прямо в унисон.
 

amd

Активист
10 Апр 2007
12,440
5,801
Как гражданину этой страны мне ситуация неясна и непонятна, как простому регеру приятна. __________________
Я привык заботиться о своих Заказчиках и не драть с них семь шкур. У меня есть работа только тогда, когда у них есть деньги ее оплачивать. С учетом того, как у нас все хорошие начинания реализуются, вспоминаю Мишку Квакина из гайдаровской "Тимур и его команда". "Бить будут!"

Обоснованными я считаю и предложения, которые касаются ответственности за нарушение обязанности по раскрытию информации. Предусмотренные сегодня меры ответственности - административный штраф и обязанность возместить убытки - малоэффективны"
В свете последнего приказа ФСФР.
 

amd

Активист
10 Апр 2007
12,440
5,801
Увеличение УК до 1 млн, это сильный удар по готовкам. Справка из банка о внесении УК при регистрации... Желающих, вернее способных, регить по 100 штук в день, сильно поубавится. Как минимум, р/с придется открывать всем.
 

Pathfinder

Активист
Увеличение УК до 1 млн, это сильный удар по готовкам. Справка из банка о внесении УК при регистрации... Желающих, вернее способных, регить по 100 штук в день, сильно поубавится. Как минимум, р/с придется открывать всем.
Значит придумают что-то новое, не может вот так все бесславно кончится.
 

amd

Активист
10 Апр 2007
12,440
5,801
Значит придумают что-то новое
Наверное, придумают. В любом случае цены вырастут. И требования к номам. Не каждому 30 тыс баксов доверят. Будут олигархов в номиналы зазывать. Дерипаска такой суммой не соблазнится. Новые темы для кидняка появятся. Будут на себя регить, потом номиналам продавать уже без денег на счете. Общая тенденция, всех в ИП. Отвечает всем, искать легко.... А, ЮЛ, это Газпром.
 

amd

Активист
10 Апр 2007
12,440
5,801
Папа, а Россия возрождается, через Ж пишется или через Ш? Через Ж, сынок, и пишется, и возрождается.
 

Тортилла

Местный
29 Янв 2009
792
2,116
Москва и где-то рядом
Акция одна - голоса разные

Малочисленные акционерные общества смогут жить по упрощенным правилам

Елена Кукол
"Российская газета" - Федеральный выпуск №5182 (103) от 14 мая 2010 г.




Все ныне существующие АО будут разделены на так называемые публичные и непубличные компании. Так минэкономразвития решило облегчить жизнь акционерным обществам. Впрочем, для первых жизнь изменится мало, а вот вторые смогут наконец договориться о том, как им жить и работать.
Такие новации заложены в законопроекте о внесении изменений в Закон "Об акционерных обществах". Вчера поправки были опубликованы на сайте министерства.
Например, в уставе непубличной компании может быть предусмотрено, что некоторые акционеры получат дополнительные права при голосовании по определенным вопросам. Кроме того, такие АО смогут выпускать акции с разным номиналом или так называемые многоголосые акции. То есть принцип "одна акция - один голос" уже не обязательно будет действовать при принятии решений. Так что влияние акционера на жизнь и работу АО будет не всегда зависеть от того, каким пакетом он владеет. Также предусматривается право акционеров самостоятельно устанавливать в уставе размер кворума для принятия решения общим собранием акционеров. Фактически речь идет о том, чтобы непубличные компании могли в рамках своего АО договориться о таких правилах, которые будут наиболее удобны именно для него.
Дело в том, что сейчас отечественное корпоративное законодательство излишне зарегулировано, считают в министерстве. А в судах при рассмотрении споров исходят из посыла "все, что прямо не разрешено в законе, запрещено". Такая негибкость сдерживает приход в российские компании иностранных инвесторов. А нацеленность нынешнего закона на защиту миноритарных инвесторов, то есть обладающих небольшим процентом акций, приводит к тому, что собственники стараются всеми правдами-неправдами нарастить свой пакет либо совершают сделки в других государствах, с более мягкими законами. Сейчас в России собственники владеют почти 70 процентами бизнеса, в то время как в развитых странах этот порог составляет 10-15 процентов. Целью законопроекта, говорится в пояснительной записке, "является создание условий для формирования оптимальных моделей корпоративного управления, соответствующих разным стратегиям развития бизнеса".
При этом публичные и непубличные компании делятся по определенным критериям. Публичным АО, предлагают в министерстве, должно считаться общество, акции которого торгуются на фондовой бирже или хотя бы один выпуск таких бумаг был размещен по открытой подписке, то есть они могли быть, что называется, "в свободном доступе". А также те АО, где число акционеров больше 500. Однако публичный и непубличный статусы не являются "выбором на всю жизнь". Непубличная компания может стать публичной, и наоборот. Но, как отмечается в пояснительной записке, при соблюдении прав и законных интересов тех акционеров, которые вложили свои средства в акции этого общества, поверив в его "публичность".
В законопроекте предусматривается и разный подход к формированию органов управления. В открытом обществе контроль над деятельностью исполнительного органа обязательно должен осуществлять наблюдательный совет. В непубличной компании может создаваться совет директоров, который будет совмещать функции наблюдательного совета и полномочия исполнительного органа общества.
В то же время в минэкономразвития заранее позаботились о том, чтобы изменения не вызвали паники из-за необходимости перерегистрации. В нем сохраняется нынешняя терминология законодательства. Публичные компании предлагается именовать "открытыми" обществами, непубличные - "закрытыми".



transparent.gif
 

Pathfinder

Активист
В то же время в минэкономразвития заранее позаботились о том, чтобы изменения не вызвали паники из-за необходимости перерегистрации. В нем сохраняется нынешняя терминология законодательства. Публичные компании предлагается именовать "открытыми" обществами, непубличные - "закрытыми".
- У вас на стройке несчастные случаи были?
- Нет.
- Будут. (с)
 

amd

Активист
10 Апр 2007
12,440
5,801
В непубличной компании может создаваться совет директоров, который будет совмещать функции наблюдательного совета и полномочия исполнительного органа общества.
Чувствуется глубокое понимание вопроса автором статьи, надеюсь не авторами законопроекта:diablo:
 

qwerty23

Пользователь
26 Май 2009
89
1
В то же время в минэкономразвития заранее позаботились о том, чтобы изменения не вызвали паники из-за необходимости перерегистрации. В нем сохраняется нынешняя терминология законодательства. Публичные компании предлагается именовать "открытыми" обществами, непубличные - "закрытыми".
transparent.gif

Объясните пожайлуста, я не поняла - перегистрация будеи или нет?
 

Vlad_pravo2000

Активист
19 Май 2007
1,669
199
Москва
Радуйтесь юристы и регистраторы работы будет больше. А что касается предпринимателей, так для них государство никогда не будет что либо делать.
 

romashka

Пользователь
12 Авг 2008
62
23
Москва
Акционерные общества поделят на публичные и непубличные

Корпоративный передел

Акционерные общества поделят на публичные и непубличные

Юлия Васильева
"Российская Бизнес-газета" №751 (18) от 25 мая 2010 г.
http://www.rg.ru/2010/05/25/ao.html



18.jpg
Быстрая поступь корпоративного законодательства попирает интересы миноритариев. Фото: Васенин Виктор

В скором времени все акционерные общества будут разделены на публичные и непубличные компании с разными требованиями к ним в части корпоративного управления, а такой правовой институт, как закрытое акционерное общество, и вовсе перестанет существовать. Минэкономразвития России разработало соответствующие поправки в закон об акционерных обществах, которые в ближайшее время будут внесены в правительство. Законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" в части введения дифференцированного регулирования для публичных и непубличных компаний..." направлен на совершенствование регулирования корпоративных отношений в российских акционерных обществах.
"Основной идеей законопроекта является повышение гибкости законодательства об акционерных обществах с целью выработки стандартов корпоративного управления, учитывающих потребности корпоративного сектора современной российской экономики", - говорится в документе.
"Законодательные инициативы правительства и профильных министерств формируют качественно иной тренд в области корпоративного регулирования, - считает Александр Айвазов, управляющий партнер, руководитель департамента инвестиционно-банковских услуг ИГ "Норд-Капитал". - Такая трендономика в целом будет способствовать улучшению конъюнктуры инвестирования. Инициаторы воспользовались опытом предыдущих изменений, и на этот раз предпринимателям создан комфортный режим реструктуризации корпоративных документов и приведение их в соответствие с текущим законодательством".
Как пояснил Александр Арутюнов, адвокат, д.ю.н., МКА "Арутюнов и партнеры", суть предлагаемых законодательных инициатив заключается в предложении разделить АО на публичные и непубличные с предоставлением права выбора модели управления. При этом существующие в настоящее время понятия "открытые" и "закрытые" акционерные общества сохраняются до первого изменения уставов. "Если вспомнить ажиотаж, возникший в связи с недавней массовой перерегистрацией юридических лиц при отсутствии соответствующей юридической обязанности, то следует признать разумность указанного сохранения понятий", - считает эксперт.
Законопроект, по словам Александра Арутюнова, призван создать условия для формирования оптимальных моделей корпоративного управления. Так, для публичных ("открытых") компаний предусматривается возможность создания двухзвенной модели управления, при которой наблюдательный совет будет осуществлять контроль над деятельностью исполнительных органов управления общества, а для непубличных ("закрытых") компаний предлагается создавать совет директоров, одновременно осуществляющий функции наблюдательного совета и полномочия исполнительного органа общества.
"Законодатель пытается упростить и упорядочить корпоративный контроль над акционерными обществами, и это будет на пользу экономике страны, - говорит Дмитрий Терентьев, партнер правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры". - Авторы документа определили, что открытым может быть только АО, чьи акции включены в котировальные списки фондовых бирж и подлежат свободному обращению или где число акционеров больше 500. Возможно, что теперь многие ОАО, не соответствующие этим условиям, станут закрытыми".
По мнению эксперта, в законопроекте расширены права акционеров ЗАО по формированию стратегии управления, теперь они смогут определять в уставе общества размер кворума для принятия решения общим собранием акционеров, перераспределять компетенции между органами управления общества и определять полномочия органов управления. Законодатель предоставляет ЗАО возможность выпускать многоголосные привилегированные акции - это позволит инвесторам влиять на деятельность общества.
При этом эксперты считают, что необходимо более тщательно разработать практическую сторону данной законодательной инициативы, а именно сформировать и внедрить четкую и однозначную процедуру квалификации общества и причисления его к публичным или непубличным компаниям.
"Только после разработки и обсуждения такой процедуры с бизнес-сообществом можно судить о степени эффективности предлагаемых изменений", - отметил Александр Айвазов. - Пока остается открытым вопрос, какой орган и каким образом контролирует режим фактической трансформации ЗАО в ОАО, а именно отслеживает количество акционеров в закрытом реестре ЗАО? Чрезвычайно интересно предложение фактически стандартизировать положения о совете директоров АО, но при этом необходимо принять во внимание дифференцированный подход в отношении публичных и непубличных компаний".
Помимо этого, эксперты отмечают, что новые законодательные инициативы слабо представляют интересы мелких акционеров.
"Похоже, поправки в закон пролоббированы российскими олигархами", - говорит Александр Арутюнов. Как пояснил эксперт, закон об АО в действующей редакции максимально четко прописывает права мелких акционеров. Предполагалось, что при благоприятных условиях последние будут активно приобретать небольшие пакеты акций, а это, в свою очередь, приведет к увеличению общего размера инвестиций в капитал акционерных обществ. "Это не российское изобретение и весьма распространено в западных странах, - отметил Александр Арутюнов. - Однако в России, кажется, "номер не прошел".
Собственники компаний, опасаясь утраты корпоративного контроля, стали по максимуму концентрировать в своих руках акционерный капитал и не хотят более цацкаться с мелкими акционерами. На этом фоне чрезмерная защита прав мелких инвесторов приводит к росту издержек для владельцев компаний на осуществление финансирования через акционерный капитал. Значит, от мелких акционеров надо избавляться".
Александр Айвазов считает, что с целью стимулирования инвестиций в миноритарные пакеты непубличных АО необходимо на законодательном уровне зафиксировать обязательство мажоритарных акционеров отрегулировать присутствие в совете директоров ОА представителей миноритариев, начиная с 5%-го пакета акций. "Что касается публичных АО, то считаю эффективным обязать включить в состав совета директоров членов от миноритариев. При этом кандидатуры должны быть независимы от АО и мажоритарных акционеров и избираться заочным голосованием держателей публично размещенного пакета акций АО. Во всех случаях необходимо учитывать, что на АО ляжет дополнительная финансовая нагрузка по уплате компенсаций членам совета директоров", - отметил Александр Айвазов.