Cлоган в идентификации компании
Слоган компании вещь крайне полезная и неотделимая от всего бренда и стиля. Думаю объяснять почему, не стоит? Достаточно привести один из примеров работы слогана. По телевизору идет реклама кроссовок, в концовке звучит фраза «Невозможное возможно», и большей идентификации для меня не нужно. Это реклама «Adidas». Можно эту рекламу даже не смотреть, а просто слушать. Необязательно слышать название компании, необязательно видеть ее логотип, необязательно отличать фирменные символы, знаки и цвета этой компании. На родном языке звучит слоган — емкий, цельный и лаконичный, достаточно многое объясняющий о компании и обязательно привлекающий. К примеру, мне слоган «Adidas» близок по духу и по моим жизненным убеждениям. Так что в какой-то момент при выборе спортивных товаров в пользу этой компании будет значительный плюс.
Подобных примеров как с «Adidas» много, особенно у зарубежных компаний и насколько я вижу, сейчас многие российские компании либо заведомо пренебрегают этим эффективным инструментом рекламы и идентификации по своим собственным соображениям, либо не осознают степень важности слогана. Причем уверен, что слоган важен и полезен не только крупным компаниям и брендам, но и средним, и малым. И извлечь свою выгоду от этого может каждый, лишь бы все ходы были грамотными от самой стадии придумывания слогана.
Слоганы зарубежных компаний в своем большинстве лаконичны, целенаправленны, четкие и ясные. Например:
- «Квадратиш. Практиш. Гут»
- «Сделано с умом»
- «То, что я люблю»
- «Идеи для жизни»
И пара, на мой взгляд, гениальных слоганов, которые работоспособны практически на 100%:
- «Всегда Кока-Кола»
- «Это Сони»
Этими фразами сказано очень многое, без лишних домыслов и рассуждений. Слоганы наших компаний часто расплывчаты, сложны и, как правило, не эмоциональны. На это много причин, в частности отсутствие вообще самой идеи создания слогана у руководителей и отделов рекламы, а также в том, что копирайтеров как профессионалов признали не так давно, а тем более недавно поняли, зачем они вообще нужны. Вот, например, слоган Мегафона — «Будущее зависит от тебя». Мой субъективный взгляд: слоган поверхностно относиться к бренду, хотя известно, что по замыслу он относиться точно, но по восприятию как потребителя именно поверхностно. Я лично не вижу аналогий и связей слогана и сотовой компании. То есть фактически фраза не говорящая ни о чем. Скорее даже не попытка идентифицировать компанию, а попытка убедить в чем-то потребителя. А это мало кому нужно, а тем более мало приятно. Хотелось сразу перейти к слогану МТС, но с моей стороны это будет слишком субъективно. Скажу лишь одно их слоган «Люди говорят» достаточно точно описывает бренд и легок для восприятия. Еще пример хорошего слогана: «Всегда дешевле» TELE2. Хотя этим слоганом компания загоняет себя в угол и резко сужает свою аудиторию. Пример отличного российского слогана: «Найдется всё». Думаю, понятно о ком речь?
Другие яркие и известные примеры российских слоганов вспомнить не просто. А это уже говорит о многом.
По поводу создания слоганов у меня есть несколько соображений:
- По возможности два-три слова.
- Лаконизм, четкость и ясность. По вкусу и по аудитории бренда. Но общие вкусы и вкусы наиболее широкой массы людей учесть вполне возможно.
- Минимум философствования. А если точнее, то слоган должен вызывать минимум вопросов у потребителя, а если и вызывать, то не глобальных, таких как «А правда ли зависит от меня будущее или нет?».
- Если сказать, что должна быть изюминка, то это слишком банально, но, тем не менее, она должна быть. Хорошая изюминка дает положительные эмоции. Важно, чтобы изюминка вызывала согласие, например: «Действительно квадратный, практичный и хороший шоколад». Причем, скорее всего минус, если для этого согласия придется, например, что-то высчитывать и долго сравнивать, как в случае со слоганом «Всегда дешевле».
- Звучание. Ради звучания иногда можно пренебречь даже смыслом. Как в музыке, мелодия звучит, она красива, и необязательно разгадывать ее смысл, она просто нравится. Но, конечно не стоит пренебрегать смыслом, отдаляясь от компании и от сути ее рекламных акций. Проще говоря, слоган в любом случае должен работать.
- Слоган должен соответствовать принципам компании и что еще важнее ожиданиям потребителя. То есть в треугольнике потребитель — товар — компания не должно быть ни малейшего противоречия.
- Сугубо личное мнение, не оглядываясь на историю создания конкретных слоганов. Думаю, лучший слоган для компании может подобрать ее клиент, если к нему прислушаться. Я легко поверю, например, в то, что слоган «Сделано с умом» придумал клиент компании, а он больше чем кто-либо знает, о чем говорит, ведь это он заплатил за товар или услугу и он же ее оценил.
А теперь, после всего вышесказанного можно забыть про слоганы, если у компании нет дизайна, качества, гарантий, развития и ее дела не совпадают со словами, принципами и идеями.