Норма прибыли
Норма прибыли характеризует степень возрастания капитала (производственных фондов), который авансирован на производство товаров и услуг. При этом авансированные средства (Да) складываются из стоимости средств производства (Сп) и расходов на заработную плату (Зп). В таком случае норма прибыли (Нп) предстанет как отношение прибыли (Пв) к первоначально затраченным средствам, выраженное в процентах:
О степени доходности судят по следующим основным показателям:
а) прибыль — конечный финансовый (фр. finance — доход, наличность) результат: сумма прибыли от реализации продукции, основных фондов, иного имущества, а также других доходов;
б) рентабельность продукции — соотношение между величиной прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и затрат на ее производство и реализацию;
в) рентабельность активов — соотношение прибыли и средней стоимости активов предприятий (организаций). К активам предприятия относят основные и оборотные фонды, ценности.
Норма прибыли (соответственно рентабельность активов) ясно характеризует эффективность деятельности фирм.
Так, на Западе обычная норма прибыли в промышленности и других отраслях составляла 12–15%. В этом случае бизнесмены проявляют, активность и строго соблюдают правовые нормы хозяйствования. Более агрессивно ведут себя получающие вдвое большую норму прибыли; при первой же возможности они пытаются, как говорится, обходить невыгодные им юридические предписания. Криминальные же элементы, например дельцы наркобизнеса, получают норму прибыли, достигающую 300%.
Сейчас же рассмотрим на уровне микроэкономики те факторы производственного бизнеса, которые способствуют повышению нормы прибыли. Эти факторы позволяют также, если можно так выразиться, реанимировать (восстановить жизнеспособность) предприятий с неэффективным бизнесом.
Факторы увеличения нормы прибыли
Рентабельность фирм зависит от двух видов факторов
а) внутрипроизводственных и
б) рыночных.
Начнем их анализ с первого вида движущих сил (рис. 1).
Величина нормы прибыли определяется главным экономическим фактором — величиной массы прибыли. Все, что умножает эту массу, прямо сказывается на степени выгодности бизнеса.
Рис. 1 Производственные факторы, определяющие величину нормы прибыли
Рентабельность зависит также от структуры авансированных на производство средств, а именно — от удельного веса расходов на оплату труда работников. Предположим, на двух предприятиях применен одинаковый по величине авансированный капитал. Но на первом из них израсходовано относительно больше денег на наем рабочей силы. Тогда именно здесь — при прочих равных условиях — будет создано больше прибыли, а стало быть, будет выше ее норма.
На годовую норму прибыли воздействует скорость оборота средств, затраченных на производство. Когда эта скорость возрастает, то к предпринимателю быстрее возвращаются израсходованные им деньги, в том числе использованные на заработную плату. В таком случае при прежней величине капитала увеличиваются размеры производства, возрастает прибыль, а в итоге — увеличивается эффективность бизнеса.
Повышению рентабельности способствует экономия затрат на средства производства. Сбережение достигается благодаря внедрению прогрессивной техники и технологии, увеличению количества рабочих смен в течение суток и др. В итоге снижается себестоимость продукции и соответственно увеличивается доход фирмы.
Наконец, на норму прибыли влияет экономия на масштабах производства. На практике действует тенденция, выражающая преимущества крупного производства перед мелким. На предприятиях самолетостроения в США в 20-е годы обнаружили следующую зависимость: при удвоении выпуска продукции затраты на любую технологическую операцию могут быть снижены на 20%. Все это, естественно, положительно сказывается на росте рентабельности.
Величина прибыли во многом испытывает влияние колебаний цен на рынке, где сбывается продукция фирм. Цены могут в разной степени способствовать реализации прибыли, заключенной в товаре.
Что же влияет на уровень цен, а тем самым на получение большей или меньшей нормы прибыли?
Уровень рыночной цены изменяется под воздействием соотношения спроса и предложения товаров, а эта пропорция, в свою очередь, испытывает воздействие таких рыночных сил, как конкуренция и монополия. Стало быть, именно данные факторы влияют на колебания рыночных цен, по которым предприятия сбывают свои изделия и тем самым реализуют заключенную в них прибыль.
Между тем указанные факторы по-разному влияют на рентабельность предприятий. В чем состоят эти различия?
Рыночное соперничество, выступает уравнительницей цен. Свободная конкуренция в каждой отрасли хозяйства вынуждает всех бизнесменов продавать однородные изделия по одной и той же рыночной цене. В наихудшем положении оказываются владельцы отсталых предприятий, выпускающих товары с высокой себестоимостью продукции. При общей равновесной цене они не могут полностью реализовать заключенную в товаре стоимость и теряют часть прибыли. Напротив, предприятия, работающие в лучших условиях и имеющие самую низкую себестоимость, получают конкурентную сверхприбыль. Последняя равна разнице между общей рыночной ценой и низкой себестоимостью изделия.
Чтобы не только удержаться в рыночном пространстве, но и расширить, как говорится, «свое место под солнцем», бизнесмены вынуждены измерять силу конкуренции, зорко следить за динамикой рыночных цен.
Фирмы-изготовители массовой продукции сбывают ее по оптовым ценам торговым посредникам. Последние продают товары в розничной торговле по более высоким ценам.
Норма прибыли характеризует степень возрастания капитала (производственных фондов), который авансирован на производство товаров и услуг. При этом авансированные средства (Да) складываются из стоимости средств производства (Сп) и расходов на заработную плату (Зп). В таком случае норма прибыли (Нп) предстанет как отношение прибыли (Пв) к первоначально затраченным средствам, выраженное в процентах:
О степени доходности судят по следующим основным показателям:
а) прибыль — конечный финансовый (фр. finance — доход, наличность) результат: сумма прибыли от реализации продукции, основных фондов, иного имущества, а также других доходов;
б) рентабельность продукции — соотношение между величиной прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и затрат на ее производство и реализацию;
в) рентабельность активов — соотношение прибыли и средней стоимости активов предприятий (организаций). К активам предприятия относят основные и оборотные фонды, ценности.
Норма прибыли (соответственно рентабельность активов) ясно характеризует эффективность деятельности фирм.
Так, на Западе обычная норма прибыли в промышленности и других отраслях составляла 12–15%. В этом случае бизнесмены проявляют, активность и строго соблюдают правовые нормы хозяйствования. Более агрессивно ведут себя получающие вдвое большую норму прибыли; при первой же возможности они пытаются, как говорится, обходить невыгодные им юридические предписания. Криминальные же элементы, например дельцы наркобизнеса, получают норму прибыли, достигающую 300%.
Сейчас же рассмотрим на уровне микроэкономики те факторы производственного бизнеса, которые способствуют повышению нормы прибыли. Эти факторы позволяют также, если можно так выразиться, реанимировать (восстановить жизнеспособность) предприятий с неэффективным бизнесом.
Факторы увеличения нормы прибыли
Рентабельность фирм зависит от двух видов факторов
а) внутрипроизводственных и
б) рыночных.
Начнем их анализ с первого вида движущих сил (рис. 1).
Величина нормы прибыли определяется главным экономическим фактором — величиной массы прибыли. Все, что умножает эту массу, прямо сказывается на степени выгодности бизнеса.
Рис. 1 Производственные факторы, определяющие величину нормы прибыли
Рентабельность зависит также от структуры авансированных на производство средств, а именно — от удельного веса расходов на оплату труда работников. Предположим, на двух предприятиях применен одинаковый по величине авансированный капитал. Но на первом из них израсходовано относительно больше денег на наем рабочей силы. Тогда именно здесь — при прочих равных условиях — будет создано больше прибыли, а стало быть, будет выше ее норма.
На годовую норму прибыли воздействует скорость оборота средств, затраченных на производство. Когда эта скорость возрастает, то к предпринимателю быстрее возвращаются израсходованные им деньги, в том числе использованные на заработную плату. В таком случае при прежней величине капитала увеличиваются размеры производства, возрастает прибыль, а в итоге — увеличивается эффективность бизнеса.
Повышению рентабельности способствует экономия затрат на средства производства. Сбережение достигается благодаря внедрению прогрессивной техники и технологии, увеличению количества рабочих смен в течение суток и др. В итоге снижается себестоимость продукции и соответственно увеличивается доход фирмы.
Наконец, на норму прибыли влияет экономия на масштабах производства. На практике действует тенденция, выражающая преимущества крупного производства перед мелким. На предприятиях самолетостроения в США в 20-е годы обнаружили следующую зависимость: при удвоении выпуска продукции затраты на любую технологическую операцию могут быть снижены на 20%. Все это, естественно, положительно сказывается на росте рентабельности.
Величина прибыли во многом испытывает влияние колебаний цен на рынке, где сбывается продукция фирм. Цены могут в разной степени способствовать реализации прибыли, заключенной в товаре.
Что же влияет на уровень цен, а тем самым на получение большей или меньшей нормы прибыли?
Уровень рыночной цены изменяется под воздействием соотношения спроса и предложения товаров, а эта пропорция, в свою очередь, испытывает воздействие таких рыночных сил, как конкуренция и монополия. Стало быть, именно данные факторы влияют на колебания рыночных цен, по которым предприятия сбывают свои изделия и тем самым реализуют заключенную в них прибыль.
Между тем указанные факторы по-разному влияют на рентабельность предприятий. В чем состоят эти различия?
Рыночное соперничество, выступает уравнительницей цен. Свободная конкуренция в каждой отрасли хозяйства вынуждает всех бизнесменов продавать однородные изделия по одной и той же рыночной цене. В наихудшем положении оказываются владельцы отсталых предприятий, выпускающих товары с высокой себестоимостью продукции. При общей равновесной цене они не могут полностью реализовать заключенную в товаре стоимость и теряют часть прибыли. Напротив, предприятия, работающие в лучших условиях и имеющие самую низкую себестоимость, получают конкурентную сверхприбыль. Последняя равна разнице между общей рыночной ценой и низкой себестоимостью изделия.
Чтобы не только удержаться в рыночном пространстве, но и расширить, как говорится, «свое место под солнцем», бизнесмены вынуждены измерять силу конкуренции, зорко следить за динамикой рыночных цен.
Фирмы-изготовители массовой продукции сбывают ее по оптовым ценам торговым посредникам. Последние продают товары в розничной торговле по более высоким ценам.