ЗАЯВИТЕЛЬ - ТОЧНО ЛИ ИМЕННО ОН ЯВЛЯЕТСЯ СУБЪЕКТОМ ПРАВА, ОБРАЩАЮЩИМСЯ ЗА РЕГИСТРАЦИОННЫМ ДЕЙСТВИЕМ?
После долгих раздумий и попыток свести все к единому знаменателю без каких-либо глобальных противоречий - пришел к одному неоднозначному выводу, являющемуся следствием многочисленных дискуссий в темах о заявителях.
Резонанс данных дискуссий безусловно был вызван идеей almira (за что ему огромное спасибо), которая нашла свое окончательное воплощение в его статье.
В итоге, понимая бессмысленность бесконечных споров на тему того – кому именно быть «заявителем», я решил переосмыслить самое главное – правовую природу «заявителя»
Тезисы, уже давно обозначенные мною здесь, стали основным базисом для построения новой логики. И для этого пришлось сделать самое главное – отказаться от всех сложившихся стереотипов из области гос.регистрации…
В итоге, я пришел к следующему мнению:
Заявитель, не рассматривался изначально в 129-фз как лицо (субъект права), которое обращается за регистрационным действием.
ст.9 129-фз лишь определяла - кто от имени такого лица имеет право обращаться за регистрационным действием.
То есть, "заявитель" является лицом, которому законом позволяется быть уполномоченным представителем того юридического лица, "от имени" и "в интересах" которого он будет действовать в целях осуществления регистрационного действия, не более того...
Данный подход решает большинство доктринальных проблемных вопросов - в том числе с правовой природой самого заявителя, с определением лица, принимающего на себя ответственность, и несущего ее в соответствии с законодательством.
При таком подходе также решаются без двоякого толкования многие мелкие проблемные вопросы, которые пока что вызывают у практикующих регистраторов недоумения и возмущения…
Но безусловно, данный подход обнаруживает в нормах 129-фз и препятствия - правда таковые носят скорее технический характер, без ущерба предлагаемой правовой концепции.
Я не собираюсь писать какую-либо большую статью в обоснование своей концепции, и лишь предлагаю Вашему вниманию свои соображения в форме последовательных тезисов, каждый из которых является следствием предыдущего, либо обосновывается соответствующей ссылкой на необходимую подтверждающую его норму законодательства.
Итак:
1. Ни одна норма 129-фз не утверждает, что именно "заявитель" обращается за регистрационным действием.
Примечательно хотя бы то, что регистрационное действие осуществляется не в отношении заявителя, а в отношении представляемого им юридического лица (за редкими исключениями, о коих позже).
2. Более того, с самой первой своей редакции 129-фз не оставлял данный вопрос без внимания, не создавал двоякого толкования, а прямо указывал, что субъектом права, обращающимся за регистрационным действием является само юридическое лицо (далее – ЮЛ) (п.5 ст.5 129-фз).
Этот же факт подтверждается иногда и в других законах - п.6 ст.24 ФЗ "об ООО", абз.9 п.3 ст.29 ФЗ "об АО".
Даже в случаях, когда ФЗ об ООО (п.4 ст.18, п.2.1 ст.19, п.4 ст.52, п.3 ст.56) указывает на орган ООО, обращающийся за регистрационным действием - то нужно учитывать, что орган не является субъектом права, и не рассматривается как самостоятельное "лицо", а его действия всегда рассматриваются как действия самого ЮЛ, "от имени" которого он и действует.
Таким образом, ФЗ об ООО не пытается в нарушение ст.9 129-фз определить заявителя, а указывает какой субъект права обращается за регистрационным действием - иногда это само ЮЛ (п.6 ст.24), иногда участник данного ЮЛ (п.14 ст.21), а иногда и третье лицо (п.16 ст.21).
3. Но если не заявитель обращается за рег.действием, то кто он?
Согласно п.1.2 ст.9 129-фз "заявитель" – непременно позиционируется как "уполномоченное лицо" (упрощенным эквивалентом которого и является понятие «заявителя»).
Таким образом, утверждение, что "уполномоченным лицом" всегда является "физическое лицо", не только не исключает того факта, что такое физическое лицо действует в силу полученных полномочий, но и подтверждает тот факт, что за регистрационным действием обращается ЮЛ, так как "уполномоченное лицо" действует "в интересах" и "от имени" ЮЛ.
4. С самой первой редакции 129-фз, все предлагаемые варианты "уполномоченных лиц" были действительно «уполномоченными» представителями юридического лица, в отношении которого осуществлялось регистрационное действие (за исключением случая с учреждением ЮЛ, т.к. на момент обращения в рег. орган данного ЮЛ еще не существовало, но об этом далее).
5. Только при рассмотрении субъектом права, обращающимся в рег.орган, самого ЮЛ - более чем логично понимается, что именно оно (ЮЛ) в заявлениях "подтверждает", что предоставляемые информация и документы соответствуют законодательству, что все необходимые регламенты предшествующие регистрации выполнены и т.п.
6. Только при предлагаемом подходе снимаются все следующие проблемные вопросы:
- с ответственностью, за предоставление недостоверных сведений, или с нарушением срока и т.п. - так как согласно ст.14.25 КоАП РФ ответственность за несоблюдение порядка регистрации несут "должностные лица" (а кроме учредителей, все остальные виды заявителей под данное понятие подпадали).
Даже ст.25 129-фз подтверждает наличие ответственности самого ЮЛ за информацию и документы, под предоставлением которой подписался заявитель, а такая взаимосвязь возможна только при согласии с предлагаемым мною подходом.
- с определением лица оплачивающего гос.пошлину (кто именно платит - ЮЛ, или заявитель) (ст.333.17 НК РФ)
- с выдачей доверенностей (от ЮЛ, или заявителя) (абз.1 п.5 ст.185 ГК РФ)
- с порядком нотариального свидетельствования подписи (проверяются ли полномочия) (п.38 Методических рекомендаций Приказа Минюста №91 от 15.03.2000).
Что поменялось после 312-фз и 205-фз:
1. в 129-фз в ст.9 был добавлен новый п.1.4, определяющий круг "заявителей" для случаев перехода долей в УК ООО.
2. Главная проблема данной поправки в том, что на самом деле в абз.1 п.1.4 ст.9 129-фз был обозначен не просто новый круг "заявителей", а именно новый круг лиц, обращающихся за регистрационным действием, которые действуют в своем интересе и от своего имени.
3. При понимании этого, нет ничего удивительного, что кто-то из них иногда (а некоторые даже всегда) - являются ЮЛ.
4. Соответственно, законодатель в скором времени также увидел явную некорректность в п.1.4 с понятием и сутью заявителя, но исправление было сделано не правовое (пересмотр понятия заявителя), а техническое – был добавлен абз.2 п.1.4 ст.9, который стал определять именно круг "заявителей" (именно как "уполномоченных лиц").
Что в итоге мы имеем на сегодняшний день:
1. ни в п.1.3, ни в п.1.4 ст.9 129-фз (ни в одной из их редакций) так и не было учтено, что в ряде случаев самим субъектом права, обращающимся за регистрационным действием является не юридическое лицо, а "физическое лицо".
2. в таких случаях физическое лицо никого не уполномочивает на представление интересов в регистрирующем органе, а выступает самостоятельно - обращается за регистрационным действием в отношении себя лично!
3. Но в таком случае, данное физическое лицо, даже являясь "заявителем", не является "уполномоченным лицом" с точки зрения п.1.2 ст.9 129-фз или "должностным лицом" с точки зрения ст.14.25 КоАП РФ
4. В итоге, после всех поправок в 129-фз - понятие заявителя (обязательно как "уполномоченного лица", с указанием что это именно физ.лицо) - давно не отвечает реалиям, требованиям и целям законодательства о гос.регистрации...
Немного мечтаний – или как следовало бы исправить ст.9 129-фз:
Сперва должен был быть правильно определен (и прямо перечислен в законе) круг лиц, обращающихся за регистрационным действием, а именно:
1. учредители юридического лица, при его создании
2. само юридическое лицо, при внесении каких-либо изменений в сведения о нем (за исключением случаев, установленных законом)
3. лица, приобретающие или прекращающие обязательственные права в отношении данного юридического лица (со ссылкой на случаи, прямо установленные в законах об отдельных ОПФ)
Потом, следовало бы указать, что при обращении за регистрационным действием - подписывать, подавать и получать документы может:
1. само лицо, обращающееся за регистрационным действием (если оно ФЛ)
2. руководитель или иное лицо, действующее без доверенности от имени лица, обращающегося за регистрационным действием (если оно ЮЛ)
3. лицо, действующее на основании доверенности (сейчас есть только абз.2 п.1.4 в отношении ЮЛ при переходе доли, но логично распространить на всех)
4. лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного нпа или актами органов...
Ну и для чистоты нормы, именно здесь можно было указать исключения, не предусматривающие заявительного порядка:
1. изменения, вносимые в отношении ЮЛ в Реестр на основании уведомлений третьих лиц (из нынешнего п.4 ст.5 129-фз)
2. исключение ЮЛ из Реестра по решению самого рег. органа (нынешняя ст.21.1 и п.8-9 ст.22 129-фз)
3. возможно, в этот перечень следовало бы включить и случаи "уведомления" рег.органа представителями самого ЮЛ, например, о ликвидации и т.п. (хотя, сейчас так закручивают гайки, что скоро даже письма в ФНС будем писать в заявительном порядке).
p.s. теперь можете закидывать меня камнями))
***
Обратите внимание!
Получить ответы на вопросы регистрации и внесения изменений ЮЛ и ИП можно и в телеграм-чате Регфорума.
Переходите по ссылке https://t.me/reg_regforum
После долгих раздумий и попыток свести все к единому знаменателю без каких-либо глобальных противоречий - пришел к одному неоднозначному выводу, являющемуся следствием многочисленных дискуссий в темах о заявителях.
Резонанс данных дискуссий безусловно был вызван идеей almira (за что ему огромное спасибо), которая нашла свое окончательное воплощение в его статье.
В итоге, понимая бессмысленность бесконечных споров на тему того – кому именно быть «заявителем», я решил переосмыслить самое главное – правовую природу «заявителя»
Тезисы, уже давно обозначенные мною здесь, стали основным базисом для построения новой логики. И для этого пришлось сделать самое главное – отказаться от всех сложившихся стереотипов из области гос.регистрации…
В итоге, я пришел к следующему мнению:
Заявитель, не рассматривался изначально в 129-фз как лицо (субъект права), которое обращается за регистрационным действием.
ст.9 129-фз лишь определяла - кто от имени такого лица имеет право обращаться за регистрационным действием.
То есть, "заявитель" является лицом, которому законом позволяется быть уполномоченным представителем того юридического лица, "от имени" и "в интересах" которого он будет действовать в целях осуществления регистрационного действия, не более того...
Данный подход решает большинство доктринальных проблемных вопросов - в том числе с правовой природой самого заявителя, с определением лица, принимающего на себя ответственность, и несущего ее в соответствии с законодательством.
При таком подходе также решаются без двоякого толкования многие мелкие проблемные вопросы, которые пока что вызывают у практикующих регистраторов недоумения и возмущения…
Но безусловно, данный подход обнаруживает в нормах 129-фз и препятствия - правда таковые носят скорее технический характер, без ущерба предлагаемой правовой концепции.
Я не собираюсь писать какую-либо большую статью в обоснование своей концепции, и лишь предлагаю Вашему вниманию свои соображения в форме последовательных тезисов, каждый из которых является следствием предыдущего, либо обосновывается соответствующей ссылкой на необходимую подтверждающую его норму законодательства.
Итак:
1. Ни одна норма 129-фз не утверждает, что именно "заявитель" обращается за регистрационным действием.
Примечательно хотя бы то, что регистрационное действие осуществляется не в отношении заявителя, а в отношении представляемого им юридического лица (за редкими исключениями, о коих позже).
2. Более того, с самой первой своей редакции 129-фз не оставлял данный вопрос без внимания, не создавал двоякого толкования, а прямо указывал, что субъектом права, обращающимся за регистрационным действием является само юридическое лицо (далее – ЮЛ) (п.5 ст.5 129-фз).
Этот же факт подтверждается иногда и в других законах - п.6 ст.24 ФЗ "об ООО", абз.9 п.3 ст.29 ФЗ "об АО".
Даже в случаях, когда ФЗ об ООО (п.4 ст.18, п.2.1 ст.19, п.4 ст.52, п.3 ст.56) указывает на орган ООО, обращающийся за регистрационным действием - то нужно учитывать, что орган не является субъектом права, и не рассматривается как самостоятельное "лицо", а его действия всегда рассматриваются как действия самого ЮЛ, "от имени" которого он и действует.
Таким образом, ФЗ об ООО не пытается в нарушение ст.9 129-фз определить заявителя, а указывает какой субъект права обращается за регистрационным действием - иногда это само ЮЛ (п.6 ст.24), иногда участник данного ЮЛ (п.14 ст.21), а иногда и третье лицо (п.16 ст.21).
3. Но если не заявитель обращается за рег.действием, то кто он?
Согласно п.1.2 ст.9 129-фз "заявитель" – непременно позиционируется как "уполномоченное лицо" (упрощенным эквивалентом которого и является понятие «заявителя»).
Таким образом, утверждение, что "уполномоченным лицом" всегда является "физическое лицо", не только не исключает того факта, что такое физическое лицо действует в силу полученных полномочий, но и подтверждает тот факт, что за регистрационным действием обращается ЮЛ, так как "уполномоченное лицо" действует "в интересах" и "от имени" ЮЛ.
4. С самой первой редакции 129-фз, все предлагаемые варианты "уполномоченных лиц" были действительно «уполномоченными» представителями юридического лица, в отношении которого осуществлялось регистрационное действие (за исключением случая с учреждением ЮЛ, т.к. на момент обращения в рег. орган данного ЮЛ еще не существовало, но об этом далее).
5. Только при рассмотрении субъектом права, обращающимся в рег.орган, самого ЮЛ - более чем логично понимается, что именно оно (ЮЛ) в заявлениях "подтверждает", что предоставляемые информация и документы соответствуют законодательству, что все необходимые регламенты предшествующие регистрации выполнены и т.п.
6. Только при предлагаемом подходе снимаются все следующие проблемные вопросы:
- с ответственностью, за предоставление недостоверных сведений, или с нарушением срока и т.п. - так как согласно ст.14.25 КоАП РФ ответственность за несоблюдение порядка регистрации несут "должностные лица" (а кроме учредителей, все остальные виды заявителей под данное понятие подпадали).
Даже ст.25 129-фз подтверждает наличие ответственности самого ЮЛ за информацию и документы, под предоставлением которой подписался заявитель, а такая взаимосвязь возможна только при согласии с предлагаемым мною подходом.
- с определением лица оплачивающего гос.пошлину (кто именно платит - ЮЛ, или заявитель) (ст.333.17 НК РФ)
- с выдачей доверенностей (от ЮЛ, или заявителя) (абз.1 п.5 ст.185 ГК РФ)
- с порядком нотариального свидетельствования подписи (проверяются ли полномочия) (п.38 Методических рекомендаций Приказа Минюста №91 от 15.03.2000).
Что поменялось после 312-фз и 205-фз:
1. в 129-фз в ст.9 был добавлен новый п.1.4, определяющий круг "заявителей" для случаев перехода долей в УК ООО.
2. Главная проблема данной поправки в том, что на самом деле в абз.1 п.1.4 ст.9 129-фз был обозначен не просто новый круг "заявителей", а именно новый круг лиц, обращающихся за регистрационным действием, которые действуют в своем интересе и от своего имени.
3. При понимании этого, нет ничего удивительного, что кто-то из них иногда (а некоторые даже всегда) - являются ЮЛ.
4. Соответственно, законодатель в скором времени также увидел явную некорректность в п.1.4 с понятием и сутью заявителя, но исправление было сделано не правовое (пересмотр понятия заявителя), а техническое – был добавлен абз.2 п.1.4 ст.9, который стал определять именно круг "заявителей" (именно как "уполномоченных лиц").
Что в итоге мы имеем на сегодняшний день:
1. ни в п.1.3, ни в п.1.4 ст.9 129-фз (ни в одной из их редакций) так и не было учтено, что в ряде случаев самим субъектом права, обращающимся за регистрационным действием является не юридическое лицо, а "физическое лицо".
2. в таких случаях физическое лицо никого не уполномочивает на представление интересов в регистрирующем органе, а выступает самостоятельно - обращается за регистрационным действием в отношении себя лично!
3. Но в таком случае, данное физическое лицо, даже являясь "заявителем", не является "уполномоченным лицом" с точки зрения п.1.2 ст.9 129-фз или "должностным лицом" с точки зрения ст.14.25 КоАП РФ
4. В итоге, после всех поправок в 129-фз - понятие заявителя (обязательно как "уполномоченного лица", с указанием что это именно физ.лицо) - давно не отвечает реалиям, требованиям и целям законодательства о гос.регистрации...
Немного мечтаний – или как следовало бы исправить ст.9 129-фз:
Сперва должен был быть правильно определен (и прямо перечислен в законе) круг лиц, обращающихся за регистрационным действием, а именно:
1. учредители юридического лица, при его создании
2. само юридическое лицо, при внесении каких-либо изменений в сведения о нем (за исключением случаев, установленных законом)
3. лица, приобретающие или прекращающие обязательственные права в отношении данного юридического лица (со ссылкой на случаи, прямо установленные в законах об отдельных ОПФ)
Потом, следовало бы указать, что при обращении за регистрационным действием - подписывать, подавать и получать документы может:
1. само лицо, обращающееся за регистрационным действием (если оно ФЛ)
2. руководитель или иное лицо, действующее без доверенности от имени лица, обращающегося за регистрационным действием (если оно ЮЛ)
3. лицо, действующее на основании доверенности (сейчас есть только абз.2 п.1.4 в отношении ЮЛ при переходе доли, но логично распространить на всех)
4. лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного нпа или актами органов...
Ну и для чистоты нормы, именно здесь можно было указать исключения, не предусматривающие заявительного порядка:
1. изменения, вносимые в отношении ЮЛ в Реестр на основании уведомлений третьих лиц (из нынешнего п.4 ст.5 129-фз)
2. исключение ЮЛ из Реестра по решению самого рег. органа (нынешняя ст.21.1 и п.8-9 ст.22 129-фз)
3. возможно, в этот перечень следовало бы включить и случаи "уведомления" рег.органа представителями самого ЮЛ, например, о ликвидации и т.п. (хотя, сейчас так закручивают гайки, что скоро даже письма в ФНС будем писать в заявительном порядке).
p.s. теперь можете закидывать меня камнями))
***
Обратите внимание!
Получить ответы на вопросы регистрации и внесения изменений ЮЛ и ИП можно и в телеграм-чате Регфорума.
Переходите по ссылке https://t.me/reg_regforum