В соответствии с частью 6 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) лицу, принятому в члены саморегулируемой организации, выдается свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в срок не позднее чем в течение трех рабочих дней после дня принятия соответствующего решения, уплаты вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
Допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее – допуск к работам), подтверждается выданным саморегулируемой организацией свидетельством о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Форма такого свидетельства устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями (часть 8 статьи 55.8. Кодекса).
Законодатель определил единую форму свидетельства о допуске к работам с целью единого применения как саморегулируемыми организациями, так и членами саморегулируемых организаций, а также потребителями, в том числе государственными и муниципальными заказчиками при заключении государственных или муниципальных контрактов.
При этом до установления органом надзора за саморегулируемыми организациями формы свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, указанная форма устанавливается саморегулируемой организацией. После установления указанной формы органом надзора за саморегулируемыми организациями замена ранее выданных саморегулируемой организацией документов не требуется (часть 8 статьи 8 Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ).
В настоящее время Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор) от 13 ноября 2010 года № 1042 утверждена форма Свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
При анализе установленной формы явным становиться то, что определенные элементы, требуют обязательного и строгого заполнения саморегулируемой организацией, в том числе в соответствии с законодательством Российской Федерации. Например:
1) вид саморегулируемой организации – наименование видов саморегулируемых организаций определено статьей 55.3 Кодекса;
2) наименование саморегулируемой организации - полное наименование саморегулируемой организации, адрес, электронный адрес в сети "Интернет", регистрационный номер в государственном реестре саморегулируемых организаций. Так полное наименование юридического лица определяется в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации и Уставом, и содержит название некоммерческой организации, с указанием на характер деятельности, указание на организационно-правовую форму юридического лица. Под адресом саморегулируемой организации понимается в силу той же статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. При этом государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Обязательным требованием к адресу саморегулируемой организации является указание почтового индекса в силу утвержденной формы Р11001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица при его создании», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 439, где под адресом (местом нахождения) юридического лица понимается совокупность следующих данных: почтовый индекс, наименование субъекта Российской Федерации, район, город или населенный пункт, улица (проспект, переулок и т.д.), номер дома (владения), корпус (строение), квартира (офис).
Иные установленные формой фразы (формулировки) имеют юридическое значение и соответственно не подлежат изменению саморегулируемой организацией по своему усмотрению. Например: - «Настоящим Свидетельством подтверждается допуск к работам, указанным в приложении к настоящему Свидетельству, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».
Рассматриваемая форма Свидетельства о допуске к работам представляет собой целостный характер единого документа, представляющий собой собственно само Свидетельство о допуске к работам и приложение к нему, в котором указываются виды работ допуск к которым члену саморегулируемой организации разрешен. Таким образом, изменение части Свидетельства о допуске к работам без замены всего документа не допустимо и является нарушением действующего порядка выдача свидетельств о допуске к работам.
Подтверждением данной позиции являются также следующие нормы Кодекса:
«Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам» (часть 1 статьи 55.8 Кодекса);
«Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией при приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации, если такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо соответствует требованиям к выдаче свидетельств о допуске к указанным работам» (часть 6 статьи 55.8 Кодекса).
Рассматривая вопрос об отсутствии обязательного требования замены ранее выданных саморегулируемой организацией документов в соответствии с частью 8 статьи 8 Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ необходимо рассматривать данную норму в совокупности с другими нормами законодательства Российской Федерации и событиями, происходившими в регулировании строительной отрасли в период 2009 – 2011 годах, тем самым названная норма ограничена в действии во времени и в настоящее время не имеет практического правового применения. Наиболее ярким примером событийного и правового изменения регулирования деятельности саморегулируемых организаций строительной отрасли является вступление в силу Приказа Минрегиона России от 30.12. 2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее – Приказ) и Федерального закона от 27.07.2010 № 240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Приказом практически полностью был изменен перечень видов работ, вследствие чего изменились требования к членам саморегулируемых организаций, требования к участникам размещения заказа при заключении государственных и муниципальных контрактов. Частью 3 статьи 8 Федерального законом от 27.07.2010 № 240-ФЗ законодатель определил прекращение с 1 января 2011 года действия свидетельств о допуске к работам, которые не соответствуют требованиям, предусмотренным Градостроительным кодексом Российской Федерации.
При прекращении действия свидетельства о допуске к работам члену саморегулируемой организации требуется получение нового свидетельства о допуске к работам, которое соответствует требованиям Кодекса.
Исходя из приведенной совокупности норм замена свидетельства о допуске к работам при изменении формы свидетельства о допуске к работам, при изменении перечня видов работ, а также при иных изменениях нормативно-правового характера является обязательными для саморегулируемых организаций строительной отрасли, а также для членов саморегулируемых организаций.
Существенным доводом о замене Свидетельства о допуске к работам также является корреспонденция информации содержащейся в Свидетельстве о допуске к работам с реестром членов саморегулируемой организации. Пунктами 2 и 3 части 2 статьи 55.17 Кодекса определено, что сведения о приостановлении, о возобновлении, об отказе в возобновлении или о прекращении действия свидетельства о допуске к работам, а также виды работ являются обязательным требованием к ведению реестра саморегулируемых организаций. В силу того, что строительные работы ведутся в определенный период времени определенный договором подряда, зачастую длительный и в отдельных случаях составляющий более одного календарного года, правоспособность члена саморегулируемой организации в части выполнения определенных видов работ может изменяться в силу изменения законодательства Российской Федерации, применения мер дисциплинарного воздействия саморегулируемой организацией, применения иных мер правового воздействия государственных, правоохранительных и судебных органов, а также по личному волеизъявлению члена саморегулируемой организации. Учитывая данное обстоятельство и то что реестр членов саморегулируемой организации является общедоступным (публичным) средством определения правоспособности члена саморегулируемой организации не только на момент обращения к такому реестру, но и с момента приобретения членом саморегулируемой организации правоспособности (первичная выдача свидетельства о допуске к работам) ведение реестра членов саморегулируемой организации так называемым методом «нарастающего итога» с отражением всех обстоятельств изменения правоспособности члена саморегулируемой организации является наиболее правомерным и эффективным с точки зрения защиты прав потребителей. Поэтому определение корреспонденции замены Свидетельства о допуске к работам и внесение изменений в реестр членов саморегулируемой организации является неотъемлемыми действиями, имеющими правовое значение.
Определив с правовой точки зрения возможность прекращения и замены Свидетельства о допуске к работам, необходимо определить также и действие свидетельства о допуске во времени. Согласно части 9 статьи 55.8 Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ выдается саморегулируемой организацией без ограничения срока и территории его действия. Устанавливая данное положение законодатель подразумевал всю совокупность добросовестности члена саморегулируемой организации по соблюдению требований к порядку выполнения работ, оказывающих влияние на безопасность капитального строительства. В тоже время в других нормах ограничил действие свидетельства, указав на наступления такого события, а именно прекращения действия Свидетельства о допуске к работам. Одно из событий рассмотрено выше, другим событием является прекращение Свидетельства в силу применения мер дисциплинарного воздействия саморегулируемой организацией, третьим фактором является волеизъявление члена саморегулируемой организации, также возможно ограничение действия свидетельства в силу судебных актов. Таким образом, действие Свидетельства о допуске к работам без ограничения срока будет применимо при добросовестности соблюдения членом саморегулируемой организации требований законодательства Российской Федерации, требований саморегулируемой организации и отсутствии следующих событий, имеющих юридическое значение:
- изменения нормативных правовых актов Российской Федерации;
- отсутствие применения саморегулируемой организацией меры дисциплинарного воздействия в виде прекращения действия свидетельства о допуске к работам;
- отсутствие судебных актов ограничивающих правоспособность члена саморегулируемой организации.
Допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее – допуск к работам), подтверждается выданным саморегулируемой организацией свидетельством о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Форма такого свидетельства устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями (часть 8 статьи 55.8. Кодекса).
Законодатель определил единую форму свидетельства о допуске к работам с целью единого применения как саморегулируемыми организациями, так и членами саморегулируемых организаций, а также потребителями, в том числе государственными и муниципальными заказчиками при заключении государственных или муниципальных контрактов.
При этом до установления органом надзора за саморегулируемыми организациями формы свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, указанная форма устанавливается саморегулируемой организацией. После установления указанной формы органом надзора за саморегулируемыми организациями замена ранее выданных саморегулируемой организацией документов не требуется (часть 8 статьи 8 Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ).
В настоящее время Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор) от 13 ноября 2010 года № 1042 утверждена форма Свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
При анализе установленной формы явным становиться то, что определенные элементы, требуют обязательного и строгого заполнения саморегулируемой организацией, в том числе в соответствии с законодательством Российской Федерации. Например:
1) вид саморегулируемой организации – наименование видов саморегулируемых организаций определено статьей 55.3 Кодекса;
2) наименование саморегулируемой организации - полное наименование саморегулируемой организации, адрес, электронный адрес в сети "Интернет", регистрационный номер в государственном реестре саморегулируемых организаций. Так полное наименование юридического лица определяется в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации и Уставом, и содержит название некоммерческой организации, с указанием на характер деятельности, указание на организационно-правовую форму юридического лица. Под адресом саморегулируемой организации понимается в силу той же статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. При этом государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Обязательным требованием к адресу саморегулируемой организации является указание почтового индекса в силу утвержденной формы Р11001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица при его создании», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 439, где под адресом (местом нахождения) юридического лица понимается совокупность следующих данных: почтовый индекс, наименование субъекта Российской Федерации, район, город или населенный пункт, улица (проспект, переулок и т.д.), номер дома (владения), корпус (строение), квартира (офис).
Иные установленные формой фразы (формулировки) имеют юридическое значение и соответственно не подлежат изменению саморегулируемой организацией по своему усмотрению. Например: - «Настоящим Свидетельством подтверждается допуск к работам, указанным в приложении к настоящему Свидетельству, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».
Рассматриваемая форма Свидетельства о допуске к работам представляет собой целостный характер единого документа, представляющий собой собственно само Свидетельство о допуске к работам и приложение к нему, в котором указываются виды работ допуск к которым члену саморегулируемой организации разрешен. Таким образом, изменение части Свидетельства о допуске к работам без замены всего документа не допустимо и является нарушением действующего порядка выдача свидетельств о допуске к работам.
Подтверждением данной позиции являются также следующие нормы Кодекса:
«Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам» (часть 1 статьи 55.8 Кодекса);
«Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией при приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации, если такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо соответствует требованиям к выдаче свидетельств о допуске к указанным работам» (часть 6 статьи 55.8 Кодекса).
Рассматривая вопрос об отсутствии обязательного требования замены ранее выданных саморегулируемой организацией документов в соответствии с частью 8 статьи 8 Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ необходимо рассматривать данную норму в совокупности с другими нормами законодательства Российской Федерации и событиями, происходившими в регулировании строительной отрасли в период 2009 – 2011 годах, тем самым названная норма ограничена в действии во времени и в настоящее время не имеет практического правового применения. Наиболее ярким примером событийного и правового изменения регулирования деятельности саморегулируемых организаций строительной отрасли является вступление в силу Приказа Минрегиона России от 30.12. 2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее – Приказ) и Федерального закона от 27.07.2010 № 240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Приказом практически полностью был изменен перечень видов работ, вследствие чего изменились требования к членам саморегулируемых организаций, требования к участникам размещения заказа при заключении государственных и муниципальных контрактов. Частью 3 статьи 8 Федерального законом от 27.07.2010 № 240-ФЗ законодатель определил прекращение с 1 января 2011 года действия свидетельств о допуске к работам, которые не соответствуют требованиям, предусмотренным Градостроительным кодексом Российской Федерации.
При прекращении действия свидетельства о допуске к работам члену саморегулируемой организации требуется получение нового свидетельства о допуске к работам, которое соответствует требованиям Кодекса.
Исходя из приведенной совокупности норм замена свидетельства о допуске к работам при изменении формы свидетельства о допуске к работам, при изменении перечня видов работ, а также при иных изменениях нормативно-правового характера является обязательными для саморегулируемых организаций строительной отрасли, а также для членов саморегулируемых организаций.
Существенным доводом о замене Свидетельства о допуске к работам также является корреспонденция информации содержащейся в Свидетельстве о допуске к работам с реестром членов саморегулируемой организации. Пунктами 2 и 3 части 2 статьи 55.17 Кодекса определено, что сведения о приостановлении, о возобновлении, об отказе в возобновлении или о прекращении действия свидетельства о допуске к работам, а также виды работ являются обязательным требованием к ведению реестра саморегулируемых организаций. В силу того, что строительные работы ведутся в определенный период времени определенный договором подряда, зачастую длительный и в отдельных случаях составляющий более одного календарного года, правоспособность члена саморегулируемой организации в части выполнения определенных видов работ может изменяться в силу изменения законодательства Российской Федерации, применения мер дисциплинарного воздействия саморегулируемой организацией, применения иных мер правового воздействия государственных, правоохранительных и судебных органов, а также по личному волеизъявлению члена саморегулируемой организации. Учитывая данное обстоятельство и то что реестр членов саморегулируемой организации является общедоступным (публичным) средством определения правоспособности члена саморегулируемой организации не только на момент обращения к такому реестру, но и с момента приобретения членом саморегулируемой организации правоспособности (первичная выдача свидетельства о допуске к работам) ведение реестра членов саморегулируемой организации так называемым методом «нарастающего итога» с отражением всех обстоятельств изменения правоспособности члена саморегулируемой организации является наиболее правомерным и эффективным с точки зрения защиты прав потребителей. Поэтому определение корреспонденции замены Свидетельства о допуске к работам и внесение изменений в реестр членов саморегулируемой организации является неотъемлемыми действиями, имеющими правовое значение.
Определив с правовой точки зрения возможность прекращения и замены Свидетельства о допуске к работам, необходимо определить также и действие свидетельства о допуске во времени. Согласно части 9 статьи 55.8 Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ выдается саморегулируемой организацией без ограничения срока и территории его действия. Устанавливая данное положение законодатель подразумевал всю совокупность добросовестности члена саморегулируемой организации по соблюдению требований к порядку выполнения работ, оказывающих влияние на безопасность капитального строительства. В тоже время в других нормах ограничил действие свидетельства, указав на наступления такого события, а именно прекращения действия Свидетельства о допуске к работам. Одно из событий рассмотрено выше, другим событием является прекращение Свидетельства в силу применения мер дисциплинарного воздействия саморегулируемой организацией, третьим фактором является волеизъявление члена саморегулируемой организации, также возможно ограничение действия свидетельства в силу судебных актов. Таким образом, действие Свидетельства о допуске к работам без ограничения срока будет применимо при добросовестности соблюдения членом саморегулируемой организации требований законодательства Российской Федерации, требований саморегулируемой организации и отсутствии следующих событий, имеющих юридическое значение:
- изменения нормативных правовых актов Российской Федерации;
- отсутствие применения саморегулируемой организацией меры дисциплинарного воздействия в виде прекращения действия свидетельства о допуске к работам;
- отсутствие судебных актов ограничивающих правоспособность члена саморегулируемой организации.