Чиновники перестарались в борьбе с однодневками и «офшорной экономикой»
Чиновники, борясь с однодневками и «офшорной экономикой», предложили меры, которые явно негативно повлияют на деловой климат в России. За улучшение климата ратует и действующий президент Медведев, и избранный — Путин
Законопроект подготовлен Росфинмониторингом по распоряжению первого зампреда правительства Виктора Зубкова, руководителя этой службы в 2004-2007 гг. В январе Зубков по поручению Дмитрия Медведева возглавил межведомственную рабочую группу по борьбе с незаконными финансовыми операциями.
В 2011 г. из экономики было выведено около 2 трлн руб., или почти 4% ВВП, приводил оценки Зубков, а проверки ЦБ и Росфинмониторинга показали, что из $84,2 млрд (около 2,5 трлн руб.) чистого оттока капитала с признаками отмывания за рубеж выведено около 1 трлн руб., в основном через фирмы-однодневки. Еще порядка 1 трлн руб. обналичено с признаками нарушения закона внутри страны, говорил Зубков.
Проект Росфинмониторинга (копия есть у «Ведомостей») был отправлен Зубкову 2 марта, он разослал его 7 марта. Существование документа подтвердили сотрудники аппарата правительства и Минфина.
Предложения Росфинмониторинга расширят права налоговиков и банков, сделают невыгодным или опасным использование офшорных структур, усложнят создание фирм, ужесточат ответственность собственников и сделают обязательным раскрытие бенефициаров.
Проект запрещает уменьшать доналоговую прибыль на расходы по покупке бумаг, выпущенных компаниями, которые зарегистрированы в списке офшоров, — 42 юрисдикции, включенные в список Минфина, в том числе Кипр, который в 2013 г. из него будет исключен.
Такая норма возможна, говорит директор департамента Минфина Илья Трунин, уже нельзя пользоваться нулевой ставкой налога на прибыль по дивидендам из офшоров. Но цель нормы Трунину неясна.
Проект ухудшит ситуацию, какие-то операции через офшоры станут невозможны, говорит топ-менеджер компании, одна из структур которой зарегистрирована на о. Джерси, все крупные корпорации мира пользуются этими юрисдикциями, власти смотрят на конечную цель операции, а не только на наличие офшора. Часто регистрация структур или компаний специального назначения в офшорных юрисдикциях нужна не для того, чтобы уйти от налогов, а просто для того, чтобы ускорить процесс, считает он.
На о. Джерси зарегистрированы Polymetal Int. и Polyus Gold, но головная структура Polyus — в юрисдикции Англии и Уэльса.
Налоговым инспекторам проект Росфинмониторинга разрешает без суда менять квалификацию сделки и доначислять налоги, возмущается партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин, а если они решат, что компания использует подконтрольные подставные организации или предпринимателей, можно доначислить ей все их налоги. «Получается, налоговики могут произвольно объявить, что партнеры подставные, и все их налоги взыскать со счетов компании, — говорит Костальгин. — Сейчас нужно доказать в суде, что операции не имели деловой цели».
В законодательстве нет понятия «подставная компания», замечает Трунин.
Если налоговики обнаружат, что фирма не находится по адресу, указанному в учредительных документах, они смогут требовать от банка приостановить операции. Как это установить, Трунину непонятно.
Есть в проекте новая обязанность для всех резидентов-граждан, у которых есть счета за границей. Сейчас они обязаны сообщать налоговикам об открытии счета и изменении его реквизитов, а по поправкам — о движении по счетам по состоянию на начало года. Бессмысленное требование, уверен Игорь Шиков из «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»: если средства за границей приносят доход, это и так должно быть отражено в декларации.
Тем не менее Росфинмониторинг предлагает разрешить налоговикам требовать приостановления операций по счетам неотчитавшихся граждан в любых, а не только иностранных банках. Отследить, сколько средств израсходовано со счета в зарубежном банке, можно, сравнив годовые налоговые декларации, говорит депутат Госдумы Александр Ремезков, у которого счет в Erste Bank.
Ужесточает проект и уголовную ответственность за легализацию. Сейчас в Уголовном кодексе специально указано, что не считается легализацией, например, уклонение от уплаты налогов или невозврат валютной выручки. Росфинмониторинг предлагает это вычеркнуть.
Росфинмониторинг хочет существенно расширить перечень оснований для отказа в регистрации или перерегистрации юрлица — например, если в нем проводится налоговая проверка. Запрещается учреждать фирму гражданам, у которых есть налоговые долги.
Расширен и перечень необходимых для регистрации документов: учредители должны будут предоставить письменное согласие собственника помещения на использование этого адреса юрлицом.
Предлагает Росфинмониторинг увеличить уставные капиталы: ООО — в 50 раз до 500 000 руб., а АО — до 5 млн руб. (сейчас в ОАО — 100 000 руб., в ЗАО — 10 000 руб.). Появляется в проекте и определение бенефициарных собственников, раскрывать которых требует премьер Владимир Путин по контрагентам госкомпаний.
Проект Росфинмониторинг подготовил вовремя. 5 марта Путин поручил пяти ведомствам, включая Росфинмониторинг, проработать вопрос повышения прозрачности финансовой деятельности компаний (в том числе усилив надзор за банками). Для этого, говорится в документе, нужно, например, заставить налоговых резидентов предоставлять отчетность о зарубежных активах и операциях с ними; определить, когда компания считается контролируемой из России, а ее доходы признавать в составе доходов российских резидентов. Это мировая практика — включать в налогооблагаемую базу доходы контролируемых компаний в офшорах, говорит Трунин, и, если есть соглашение об избежании двойного налогообложения, угрозы нет. В таких ситуациях важно установить, распределила доход офшорная компания или нет, продолжает он, ранее такой подход предлагал Минфин.
Представитель Росфинмониторинга не ответил на запрос «Ведомостей». У ведомств есть неделя, чтобы предоставить замечания, говорит представитель Зубкова. Представитель ФНС не смог вчера прокомментировать проект.
Многие из предложений, например об увеличении уставного капитала, уже обсуждались и были отвергнуты, сказал директор департамента Минэкономразвития Иван Осколков, но официальную позицию по проекту в целом его ведомство еще не выработало.
В первую очередь надо делать климат в стране комфортнее для бизнеса, тогда инструменты, которые компании используют для повышения своего комфорта, больше не понадобятся, говорит руководитель экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. Есть две причины использования однодневок, продолжает он: во-первых, с их помощью можно уменьшить налогооблагаемую базу, во-вторых, влить деньги в неучтенный оборот, чтобы платить взятки чиновникам, и обе причины — целиком в руках государства.
Ужесточение административного регулирования вторично, а чрезмерное расширение полномочий чиновников может пойти во вред законопослушным компаниям, заключает Данилов-Данильян.
Сотрудник зернового трейдера, зарегистрированного на Кипре, считает предложения Росфинмониторинга логичными, раз Путин решил ужесточить офшорное законодательство. Но ни этим ужесточением, ни другими вернуть компании в Россию из офшоров скорее всего не получится: российские законы написаны для фискальных органов, а не для бизнеса.
Источник: Газета "Ведомости"
http://www.vedomosti.ru/finance/news/1532325/sud_ne_nuzhen
Чиновники, борясь с однодневками и «офшорной экономикой», предложили меры, которые явно негативно повлияют на деловой климат в России. За улучшение климата ратует и действующий президент Медведев, и избранный — Путин
Законопроект подготовлен Росфинмониторингом по распоряжению первого зампреда правительства Виктора Зубкова, руководителя этой службы в 2004-2007 гг. В январе Зубков по поручению Дмитрия Медведева возглавил межведомственную рабочую группу по борьбе с незаконными финансовыми операциями.
В 2011 г. из экономики было выведено около 2 трлн руб., или почти 4% ВВП, приводил оценки Зубков, а проверки ЦБ и Росфинмониторинга показали, что из $84,2 млрд (около 2,5 трлн руб.) чистого оттока капитала с признаками отмывания за рубеж выведено около 1 трлн руб., в основном через фирмы-однодневки. Еще порядка 1 трлн руб. обналичено с признаками нарушения закона внутри страны, говорил Зубков.
Проект Росфинмониторинга (копия есть у «Ведомостей») был отправлен Зубкову 2 марта, он разослал его 7 марта. Существование документа подтвердили сотрудники аппарата правительства и Минфина.
Предложения Росфинмониторинга расширят права налоговиков и банков, сделают невыгодным или опасным использование офшорных структур, усложнят создание фирм, ужесточат ответственность собственников и сделают обязательным раскрытие бенефициаров.
Проект запрещает уменьшать доналоговую прибыль на расходы по покупке бумаг, выпущенных компаниями, которые зарегистрированы в списке офшоров, — 42 юрисдикции, включенные в список Минфина, в том числе Кипр, который в 2013 г. из него будет исключен.
Такая норма возможна, говорит директор департамента Минфина Илья Трунин, уже нельзя пользоваться нулевой ставкой налога на прибыль по дивидендам из офшоров. Но цель нормы Трунину неясна.
Проект ухудшит ситуацию, какие-то операции через офшоры станут невозможны, говорит топ-менеджер компании, одна из структур которой зарегистрирована на о. Джерси, все крупные корпорации мира пользуются этими юрисдикциями, власти смотрят на конечную цель операции, а не только на наличие офшора. Часто регистрация структур или компаний специального назначения в офшорных юрисдикциях нужна не для того, чтобы уйти от налогов, а просто для того, чтобы ускорить процесс, считает он.
На о. Джерси зарегистрированы Polymetal Int. и Polyus Gold, но головная структура Polyus — в юрисдикции Англии и Уэльса.
Налоговым инспекторам проект Росфинмониторинга разрешает без суда менять квалификацию сделки и доначислять налоги, возмущается партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин, а если они решат, что компания использует подконтрольные подставные организации или предпринимателей, можно доначислить ей все их налоги. «Получается, налоговики могут произвольно объявить, что партнеры подставные, и все их налоги взыскать со счетов компании, — говорит Костальгин. — Сейчас нужно доказать в суде, что операции не имели деловой цели».
В законодательстве нет понятия «подставная компания», замечает Трунин.
Если налоговики обнаружат, что фирма не находится по адресу, указанному в учредительных документах, они смогут требовать от банка приостановить операции. Как это установить, Трунину непонятно.
Есть в проекте новая обязанность для всех резидентов-граждан, у которых есть счета за границей. Сейчас они обязаны сообщать налоговикам об открытии счета и изменении его реквизитов, а по поправкам — о движении по счетам по состоянию на начало года. Бессмысленное требование, уверен Игорь Шиков из «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»: если средства за границей приносят доход, это и так должно быть отражено в декларации.
Тем не менее Росфинмониторинг предлагает разрешить налоговикам требовать приостановления операций по счетам неотчитавшихся граждан в любых, а не только иностранных банках. Отследить, сколько средств израсходовано со счета в зарубежном банке, можно, сравнив годовые налоговые декларации, говорит депутат Госдумы Александр Ремезков, у которого счет в Erste Bank.
Ужесточает проект и уголовную ответственность за легализацию. Сейчас в Уголовном кодексе специально указано, что не считается легализацией, например, уклонение от уплаты налогов или невозврат валютной выручки. Росфинмониторинг предлагает это вычеркнуть.
Росфинмониторинг хочет существенно расширить перечень оснований для отказа в регистрации или перерегистрации юрлица — например, если в нем проводится налоговая проверка. Запрещается учреждать фирму гражданам, у которых есть налоговые долги.
Расширен и перечень необходимых для регистрации документов: учредители должны будут предоставить письменное согласие собственника помещения на использование этого адреса юрлицом.
Предлагает Росфинмониторинг увеличить уставные капиталы: ООО — в 50 раз до 500 000 руб., а АО — до 5 млн руб. (сейчас в ОАО — 100 000 руб., в ЗАО — 10 000 руб.). Появляется в проекте и определение бенефициарных собственников, раскрывать которых требует премьер Владимир Путин по контрагентам госкомпаний.
Проект Росфинмониторинг подготовил вовремя. 5 марта Путин поручил пяти ведомствам, включая Росфинмониторинг, проработать вопрос повышения прозрачности финансовой деятельности компаний (в том числе усилив надзор за банками). Для этого, говорится в документе, нужно, например, заставить налоговых резидентов предоставлять отчетность о зарубежных активах и операциях с ними; определить, когда компания считается контролируемой из России, а ее доходы признавать в составе доходов российских резидентов. Это мировая практика — включать в налогооблагаемую базу доходы контролируемых компаний в офшорах, говорит Трунин, и, если есть соглашение об избежании двойного налогообложения, угрозы нет. В таких ситуациях важно установить, распределила доход офшорная компания или нет, продолжает он, ранее такой подход предлагал Минфин.
Представитель Росфинмониторинга не ответил на запрос «Ведомостей». У ведомств есть неделя, чтобы предоставить замечания, говорит представитель Зубкова. Представитель ФНС не смог вчера прокомментировать проект.
Многие из предложений, например об увеличении уставного капитала, уже обсуждались и были отвергнуты, сказал директор департамента Минэкономразвития Иван Осколков, но официальную позицию по проекту в целом его ведомство еще не выработало.
В первую очередь надо делать климат в стране комфортнее для бизнеса, тогда инструменты, которые компании используют для повышения своего комфорта, больше не понадобятся, говорит руководитель экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. Есть две причины использования однодневок, продолжает он: во-первых, с их помощью можно уменьшить налогооблагаемую базу, во-вторых, влить деньги в неучтенный оборот, чтобы платить взятки чиновникам, и обе причины — целиком в руках государства.
Ужесточение административного регулирования вторично, а чрезмерное расширение полномочий чиновников может пойти во вред законопослушным компаниям, заключает Данилов-Данильян.
Сотрудник зернового трейдера, зарегистрированного на Кипре, считает предложения Росфинмониторинга логичными, раз Путин решил ужесточить офшорное законодательство. Но ни этим ужесточением, ни другими вернуть компании в Россию из офшоров скорее всего не получится: российские законы написаны для фискальных органов, а не для бизнеса.
Источник: Газета "Ведомости"
http://www.vedomosti.ru/finance/news/1532325/sud_ne_nuzhen