Реорганизация НП в ОО

4 Ноя 2008
557
114
Москва
гогсдуму на мыло!!!

мне больше всего нравится, когда в законе написано, что что-то можно, а процессуальный порядок для этого не предусмотрен и на этом основании госорганы разводят руками и отказывают.
так, например, по 7 статье закона об общественных одна из форм общественных объединений - общественное учреждение. только там пару противоречий есть насчет этой формы и порядок создания точно не урегулирован. поэтому их уже лет 10 не регистрируют. а в законе, несмотря на все внесенные изменения за эти 10 лет, эта организационно-правовая форма до сих пор присутствует.
вот оно отсутствие гармонии между материальными и процессуальными нормами права. так, что на закон особо надеятся не стоит. нужно узнавать, как это на практике делается.
гогсдуму на мыло!!!

***
Обратите внимание!
Получить ответы на вопросы регистрации, внесения изменений и ликвидации НКО можно и в телеграм-чате Регфорума об НКО.

Переходите по ссылке https://t.me/nko_regforum
 

Illegal

Местный
16 Фев 2009
457
102
Re: гогсдуму на мыло!!!

как я вас понимаю!) правда в не нко, а налоговой сфере с этим сталкиваюсь, там гос-органы особенно любят спекулировать отсутствием установленного порядка...

мне больше всего нравится, когда в законе написано, что что-то можно, а процессуальный порядок для этого не предусмотрен и на этом основании госорганы разводят руками и отказывают.
так, например, по 7 статье закона об общественных одна из форм общественных объединений - общественное учреждение. только там пару противоречий есть насчет этой формы и порядок создания точно не урегулирован. поэтому их уже лет 10 не регистрируют. а в законе, несмотря на все внесенные изменения за эти 10 лет, эта организационно-правовая форма до сих пор присутствует.
вот оно отсутствие гармонии между материальными и процессуальными нормами права. так, что на закон особо надеятся не стоит. нужно узнавать, как это на практике делается.
гогсдуму на мыло!!!
 

Шогенова

Пользователь
28 Дек 2009
94
25
Нальчик/Москва
Нашла по этому поводу интересную статью. Хотелось бы услышать комменты форумчан, сведущих именно в этой теме, о том насколько реально применение статьи хотя бы в судебном порядке. Спасибо заранее: "Реорганизация некоммерческого партнерства путем преобразования в хозяйственное общество: проблемные вопросы правоприменительной практики

В современном правовом поле в торгово-экономическом обороте Российской Федерации действуют различные виды юридических лиц, являющихся по целям своей деятельности как коммерческими (хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия), так и некоммерческими (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, финансируемые собственником учреждений, благотворительные и иные фонды, государственные корпорации, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)).

Анализируя современное законодательство, судебную и правоприменительную практику, можно сделать вывод: гражданско-правовой статус некоммерческих организаций, в отличие от коммерческих, весьма слабо изучен в литературе, недостаточно проработан в практической плоскости, и при возникновении различных правовых ситуаций он является препятствующим фактором для решения многих вопросов.
В данной статье рассмотрим проблему преобразования некоммерческой организации (на примере некоммерческого партнерства) в хозяйственное общество (акционерное общество или общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью).
Согласно ст. 8 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон "О некоммерческих организациях) некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ [1].
В пункте 2 ст. 8 Федерального закона "О некоммерческих организациях" констатируется, что некоммерческое партнерство вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.
Однако в деятельности любого юридического лица - некоммерческого партнерства возникает момент, когда его существование в данной организационно-правовой форме в дальнейшем не будет являться целесообразным вследствие расширения поля деятельности и необходимости осуществления предпринимательской деятельности не только в соответствии с уставными целями, но и для получения прибыли.
Дальнейшее существование в форме некоммерческой организации в данном случае грозит серьезными санкциями со стороны налоговых органов, которые любой договор могут признать необоснованным вследствие того, что он будет носить коммерческий характер и не отвечать тем целям, ради достижения которых создано некоммерческое партнерство. Данное обстоятельство не будет способствовать дальнейшему развитию некоммерческой организации и в итоге рано или поздно приведет к ее стагнации.
При определенной ситуации коммерческая деятельность некоммерческого партнерства может привести и к уголовной ответственности руководителя, в частности по ст. 171 УК РФ ("Незаконная предпринимательская деятельность") [2].
В таких условиях единственно возможный вариант - реорганизоваться в одну из предусмотренных форм коммерческой организации, однако здесь нас поджидают наибольшие трудности.
Принимая во внимание, что в нашем случае будет изменена организационно-правовая форма юридического лица, то единственным способом реорганизации будет преобразование.
В ныне действующем Гражданском кодексе РФ, как и в Федеральном законе "О некоммерческих организациях", практически не освещены процессуальные вопросы преобразования некоммерческого партнерства в хозяйственное общество, и наоборот.
Согласно п. 1. ст. 17 Федерального закона "О некоммерческих организациях" регламентировано положение о том, что некоммерческое партнерство вправе преобразоваться:
в некоммерческие организации таких форм, как фонд и автономная некоммерческая организация;
в хозяйственное общество (открытое (закрытое) акционерное общество, общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью), т.е. в коммерческую организацию).
Анализируемая норма закона не препятствует некоммерческим организациям преобразоваться в иные виды некоммерческих организаций (фонд и автономная некоммерческая организация), тогда как преобразование в хозяйственное общество допускается только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом.
Проблема заключается в том, что соответствующий федеральный закон до сих пор не принят.
Оговорка о возможности преобразования некоммерческого партнерства в хозяйственное общество только в случаях, предусмотренных федеральным законом, усложняет осуществление соответствующей реорганизации на практике.
Сложность ситуации усугубляют и отсутствие прецедентов по рассматриваемому вопросу, и механизм государственной регистрации такого преобразования (так как в данной процедуре задействованы не только налоговые органы, но и Федеральная регистрационная служба, контролирующая деятельность всех некоммерческих организаций в Российской Федерации и принимающая решение об исключении некоммерческой организации из федерального реестра некоммерческих организаций).
Вместе с тем отсутствие федерального закона не должно априори свидетельствовать о невозможности преобразования некоммерческого партнерства в одну из форм хозяйственных обществ:
согласно ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности [3];
следует руководствоваться тем обстоятельством, что основным методом гражданско-правового регулирования является диспозитивный. Следовательно, отсутствие прямого запрета в законодательстве, а также прецедентов в судебно-арбитражной практике при общей разрешительной посылке о возможности соответствующей реорганизации (ч. 2 ст. 17 Закона "О некоммерческих организациях") свидетельствует о возможности некоммерческому партнерству преобразоваться в хозяйственное общество, даже в отсутствие в настоящее время необходимого федерального закона, регулирующего случаи и порядок данного преобразования;
некоторые из таких случаев оговорены действующим законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг (в частности, в отношении депозитариев и фондовых бирж).
Что касается конкретных случаев преобразования, то здесь необходимо руководствоваться нормативным содержанием Федерального закона "О рынке ценных бумаг", а также п. 1, 2 ст. 2; п. 1, 2 ст. 8 и п. 2 ст. 15 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и выделить пять основных ситуаций, вследствие которых преобразование некоммерческого партнерства в хозяйственное общество будет являться правомерным:
в отношении депозитариев, созданных в форме некоммерческого партнерства (данное право прямо закреплено ст. 7 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", депозитарии в таком случае вправе преобразовать свою организацию не в любую форму хозяйственного общества, а только в акционерное общество);
в отношении фондовых бирж, являющихся некоммерческими партнерствами (что прямо вытекает из содержания п. 6 ст. 11 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и закрепляет право преобразования, как и в первом случае, только в акционерное общество);
в случае достижения некоммерческим партнерством социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, а также целей охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных случаях, направленных на достижение общественных благ.
Данный случай может быть и обоснованием ликвидации некоммерческого партнерства. Однако если некоммерческое партнерство, достигнув соответствующих целей, имея на балансе необходимое имущество партнеров, составляющее его вступительные и членские взносы, решит и дальше продолжить экономическую деятельность, но уже в коммерческой плоскости, представляется, что достижение определенных целей может быть обоснованием не только ликвидации, но и реорганизации в форме преобразования;
расширение сферы производства и возникновение необходимости осуществления предпринимательской деятельности не только в соответствии с теми целями деятельности, ради которых оно создано (см. п. 2. ст. 8 Федерального закона "О некоммерческих организациях");
при возникновении ситуации, когда в составе членов некоммерческого партнерства остается только один член.
Могут возникнуть вопросы: как быть, если в составе членов партнерства остается всего один член? имеет ли он право принять решение о преобразовании некоммерческого партнерства в хозяйственное общество?
На наш взгляд, на данные вопросы следует ответить положительно. Само слово "партнерство" предполагает, что в его составе должно быть не менее двух членов, независимо от того, являются ли они физическими лицами либо юридическими. Кроме того, п. 2 ст. 15 Федерального закона "О некоммерческих организациях" закрепляет положение о том, что некоммерческое партнерство не может быть создано одним лицом. Логично предположить, что и существовать некоммерческое партнерство не может в случае, если в ее составе останется один член. Вправе ли он в такой ситуации принять решение о преобразовании партнерства в хозяйственное общество? К сожалению, в Федеральном законе "О некоммерческих организациях" данный вопрос не урегулирован.
Решение проблемы видится в двух направлениях:
принять в состав членов партнерства другое лицо (физическое или юридическое), вследствие чего сама сущность партнерства сохранится - этот способ наиболее простой и действенный способ;
некоммерческое партнерство должно быть ликвидировано либо преобразовано в другую организационно-правовую форму, если найти партнеров не удастся.
Возникает тот же вопрос: преобразовано в какую форму? Закон и на этот вопрос не дает ответа. Системное толкование положений Федерального закона "О некоммерческих организациях" заставляет сделать вывод, что в такой ситуации партнерство вправе преобразоваться в любую из форм, указанных в ст. 17 Федерального закона "О некоммерческих партнерствах", в том числе в хозяйственное общество. Именно такая ситуация может рассматриваться как одно из главных оснований преобразования партнерства в хозяйственное общество, что должно быть отражено в пока еще не принятом федеральном законе. Беда заключается в том, что осуществление такого преобразования может отдавать "преднамеренностью" и "искусственностью" со стороны ведущего члена партнерства. И где гарантия того, что кто-нибудь из бывших членов не подаст иск о признании соответствующих решений и сделок недействительными в порядке двусторонней реституции. В законодательстве необходимо более четко закрепить механизм действий при такой ситуации, когда партнер остается один, его права и обязанности, а также право преобразовать свою фирму в хозяйственное общество, исходя прежде всего из презумпции добросовестности при осуществлении данных действий.
Анализируя названные случаи, можно отметить, что не всегда преобразование некоммерческих партнерств в хозяйственные общества возможно. Например, системное сопоставление норм Федерального закона "О некоммерческих организациях" и Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" [5] прямо указывает на то, что преобразование таких видов некоммерческих партнерств, как коллегия адвокатов или адвокатское бюро в хозяйственные общества невозможно в принципе, так как в данном случае целевой характер деятельности партнеров-адвокатов имеет решающее значение и преобразование коллегии адвокатов и адвокатского бюро будет прямо противоречить п. 2 ст. 1 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", а также тому обстоятельству, что круг форм адвокатских объединений строго очерчен законом и хозяйственные общества в него не входят.
Отсутствие прямого указания в федеральном законе на процедуру порядка преобразования некоммерческого партнерства в хозяйственное общество также не должно служить обоснованием для отказа для преобразования.
Во-первых, в п. 5 ст. 17 Федерального закона "О некоммерческих организациях" определены органы управления некоммерческой организации, правомочные принимать решение о реорганизации некоммерческой организации в форме преобразования (вопрос о реорганизации некоммерческой организации относится к компетенции (причем к исключительной компетенции) высшего органа управления), а также определен порядок принятия такого решения - необходимо единогласие всех его членов. Отсутствие единогласия при принятии такого решения влечет его недействительность в безусловном порядке. Высшим органом, уполномоченным принимать решение о реорганизации, будет выступать общее собрание членов партнерства.
Во-вторых, при конкретизации процессуальных моментов порядка преобразования на корпоративном уровне следует руководствоваться аналогией закона.
Согласно п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса РФ в случаях, если отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона) [6].
В качестве аналогии при определении порядка преобразования могут быть взяты нормы ст. 7 и п. 6 ст. 11 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (в ред. от 30 декабря 2008 г.) и ст. 20 Федерального закона "Об акционерных обществах" (в ред. от 30 декабря 2008 г.) [7].
Исходя из содержания названных нормативных актов, решение членов партнерства о преобразовании в хозяйственное общество должно содержать:
наименование, сведения о месте нахождения юридического лица (хозяйственного общества), создаваемого путем реорганизации некоммерческого партнерства в форме преобразования;
порядок определения обмена доли имущества каждого из партнеров на доли участников в уставном капитале общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью в случае, если осуществляется преобразование партнерства в общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью;
порядок и условия преобразования, в том числе порядок распределения акций создаваемого акционерного общества между членами партнерства (в случае если партнерство реорганизуется в акционерное общество);
указание об утверждении устава создаваемого хозяйственного общества с приложением устава;
указание об утверждении передаточного акта с приложением передаточного акта;
список членов совета директоров (наблюдательного совета) и список членов коллегиального исполнительного органа создаваемого хозяйственного общества в случае, если в соответствии с уставом имеется коллегиальный исполнительный орган и его избрание отнесено к компетенции общего собрания акционеров (участников) создаваемого хозяйственного общества;
список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого хозяйственного общества;
указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого хозяйственного общества.
В случае преобразования некоммерческого партнерства в хозяйственное общество документы представляются в территориальный орган Федеральной налоговой службы по местонахождению постоянно действующего исполнительного органа, создаваемого путем реорганизации хозяйственного общества.
В соответствии с положениями ст. 14-16 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и п. 1.1 письма Федеральной налоговой службы от 27 мая 2005 г. N ЧД-6-09/440 "О реорганизации юридических лиц" при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования, в регистрирующий орган по местонахождению прекращающего деятельность юридического лица представляются:
заявление о государственной регистрации вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме N Р12001;
учредительные документы вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования;
решение о реорганизации юридического лица;
передаточный акт;
документ об уплате государственной пошлины.
При получении всех необходимых документов и наличии в них необходимых сведений регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, и о государственной регистрации прекращения деятельности преобразованного юридического лица, а также вносит в государственный реестр записи следующие разделы:
о правопреемстве (сведения о правопреемнике);
о способе прекращения деятельности юридического лица.
Для вновь возникшего в результате преобразования юридического лица заполняются разделы:
о способе образования юридического лица;
о правопреемстве (сведения о правопредшественнике).
Листы записей государственного реестра регистрирующим органом распечатываются, включаются в регистрационные дела, затем соответствующие свидетельства и выписки из государственного реестра выдаются (направляются) заявителю, представившему документы для государственной регистрации.
Документы в территориальный орган Федеральной регистрационной службы представлять не нужно, поскольку регистрирующий орган (Федеральная налоговая служба) направляет в его адрес свидетельство и выписку из единого государственного реестра юридических лиц в отношении преобразованного некоммерческого партнерства, на основании которых территориальный орган Федеральной регистрационной службы принимает решение об исключении сведений о некоммерческом партнерстве из ведомственного реестра зарегистрированных некоммерческих организаций.
Что касается видов коммерческих организаций, в которые некоммерческое партнерство может быть преобразовано, то законодатель в императивной форме указал, что таковыми могут быть исключительно хозяйственные общества.
Как следует из п. 1 ст. 66 части первой ГК РФ, хозяйственными обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.
В пункте 3 ст. 66 ГК РФ предусмотрено, что хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью.
В соответствии со ст. 58 ГК РФ переход прав и обязанностей от одного юридического лица к другому в процессе преобразования оформляется соответствующим правоустанавливающим документом - передаточным актом. Учитывая большую значимость этого документа, к нему предъявляются особые требования. Чтобы не допустить нарушения порядка оформления правопреемства при преобразовании, в Гражданском кодексе РФ предусмотрено специальное правило, согласно которому в случае отсутствия в передаточном акте положений о правопреемстве по обязательствам преобразуемого юридического лица государственная регистрация вновь возникших юридических лиц не производится. Рассматривая требования к оформлению правопреемства, следует указать и на то обстоятельство, что в соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. от 3 ноября 2006 г.) [8] и Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. N 34н (в ред. от 26 марта 2007 г.) [9], при преобразовании любого предприятия или организации в обязательном порядке должна проводиться инвентаризация его имущества и денежных обязательств.
Много вопросов в процессе преобразования некоммерческого партнерства в коммерческое предприятие вызывает проблема определения состава членов и распределения имущества организации.
Как было правильно отмечено, "доли новых участников должны изначально быть равными, поскольку эти лица участвовали в деятельности партнерства также на равноправной основе, имели одинаковые права и обязанности по отношению к партнерству. Потенциальные споры по этому поводу законодатель сглаживает требованием единогласности в решении этого вопроса всеми членами (учредителями) (абз. 1 п. 5. ст. 17 Федерального закона "О некоммерческих организациях"), о чем говорилось выше. Общим решением имущество заново распределяется в составе предприятия новой организационно-правовой формы, и участники собрания выбирают такой способ распределения, который устраивает всех" [10].
Стоит также учесть, что члены некоммерческого партнерства имеют право получить при ликвидации партнерства или при выходе из него ту часть имущества, которая должна была передана в собственность партнерства (п. 4, 5 ст. 8 Закона "О некоммерческих организациях"), вследствие чего "представляется логичным вначале распределить между участниками то имущество, которое они внесли в собственность партнерства, а оставшуюся часть имущества разделить на равные доли" [11].
Сама структура руководящих органов коммерческой организации сохраняется, однако общее собрание преобразуется в собрание участников общества. Все специальные нормы, которые были возможны в некоммерческом партнерстве, должны быть приведены в соответствие с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" (Федеральным законом "Об акционерных обществах").
Кроме этого, при принятии решения о реорганизации в форме преобразования должен быть решен вопрос о порядке формирования уставного капитала и его размере.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона "Об акционерных обществах" и ст. 14 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" минимальный уставный капитал открытого акционерного общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества, а закрытого акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью - не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества.
Вкладом в уставный капитал общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.
Поскольку законом не предусмотрено иное, решение о размере и порядке формирования уставного капитала принимается членами реорганизуемой организации при условии единогласного принятия решения. Таким образом, уставный капитал может составлять 10 тыс. руб. и быть сформирован за счет денежных средств либо имущества, находящихся в распоряжении некоммерческой организации, а также за счет дополнительных вкладов участников.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что порядок реорганизации некоммерческой организации в хозяйственное общество прописан в ряде нормативных актов. Сложнее дело обстоит с определением случаев, когда некоммерческая организация вправе преобразоваться в хозяйственное общество. Действительно, такой нормативный акт до сих пор не принят. В то же время отсутствуют и нормы закона, а также разъяснения высших судов Российской Федерации о прямом запрете такой реорганизации, что, учитывая диспозитивность гражданско-правового регулирования, следует признать как возможность осуществить такую организацию на основе принципа "все, что не запрещено, то разрешено". Сопоставление ряда норм законодательства, проведенное в настоящей статье, свидетельствует о правильности данного тезиса.
В большинстве случаев вопрос о реорганизации некоммерческой организации в хозяйственное общество связан с желанием членов на безвозмездной основе получить права требования на имущество организации, которых они раньше не имели.
Во избежание многочисленных коллизий по вопросам реорганизации некоммерческих партнерств в хозяйственные общества представляется, что в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" следует внести изменения в части включения всех случаев, не подлежащих расширительному толкованию, при которых партнерство может быть преобразовано в хозяйственное общество, и кроме того включить случаи, когда преобразование некоммерческого партнерства в хозяйственные общество будет недопустимым.
До этих пор следует признать право за любым некоммерческим партнерством (за исключением тех, которые это не могут сделать по смыслу закона (например, коллегии адвокатов и адвокатские бюро)) на преобразование в хозяйственное общество, если это не будет противоречить целям, противным основам правопорядка и нравственности".