генеральное решение о судебной монополии адвокатов (или каком-то подобии СРО) уже принято
Уже было
Интернет-конференция
Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
В.Ф. Яковлева
"Новые задачи арбитражной системы России"
18 декабря 2002 10:09 мск
Страницы: |
1 |
2 |
3 |
Вопрос: В каких целях в статье 59 п.5 нового АПК введено ограничение для представительства? Ведь теперь только штатные юристы или адвокаты могут представлять интересы организации в суде. Есть аналогичные вопросы, например, какие документы необходимо представлять в суде в подтверждение полномочий представителя сторон, достаточно ли одной доверенности?
Эта тема сквозит во многих вопросах.
Яковлев В.Ф.:
Цель-то одна - повысить эффективность института представительства. Сделать так, чтобы в качестве представителя выступали специалисты в области права. Вы знаете, что во многих странах мира на судебные процессы не юристы, не адвокаты в качестве представителей не допускаются. В Англии, как известно, даже не все адвокаты допускаются. Существуют две категории адвокатов: готовящие материалы и осуществляющие представительство в суде. Так что мы здесь не пионеры. Я бы даже сказал, что пока еще «плетемся в хвосте». Так как наш
АПК в случае, если судится гражданин, допускает представительство не юриста. Пока мы это положение сохраняем в нашем законодательстве, потому что, к сожалению, не все наши предприниматели, не говоря уж о гражданах, в состоянии нанять хорошего адвоката, юриста. У них просто нет для этого денег. Поэтому мы вынуждены мириться с тем, что у нас в качестве представителей граждан и предпринимателей выступают в том числе и не юристы.
А вот что касается юридических лиц, то здесь правильно решен вопрос о том, что
могут выступать в качестве их представителей либо руководители или штатные работники этих организаций по доверенности, либо адвокаты. Но, тем не менее, не мы авторы этой новеллы. Подобное положение введено законом об адвокатуре. В нашем проекте первоначально этих статей не было. И именно депутаты Государственной Думы в целях приведения нашего Кодекса в соответствие с законом об адвокатуре записали эти положения и приняли их. То есть, это не наша инициатива, но мы против этого не возражаем, потому что считаем такую тенденцию правильной.
Другое дело, что в ряде случаев можно было бы допустить в качестве представителей лиц, не являющихся штатными работниками или адвокатами. И в законе об адвокатуре сказано, что допускаются только штатные работники и адвокаты, если иное не установлено Федеральным законом. Мы вот это положение воспринимаем тоже.
И в постановлении Пленума, о котором я сказал, от 9 декабря, мы дали соответствующее разъяснение. Если законом установлено, что представителем юридического лица в суде, в том числе в Арбитражном суде, может быть не только штатный работник, руководитель, адвокат, но и иные лица, обозначенные в законе, например, в законе об аудиторской деятельности, то мы будем допускать таких лиц в качестве представителей. При наличии у них соответствующей доверенности.
Какие документы, если это руководитель? Достаточно документа о том, что он является руководителем. Если штатный работник, то в доверенности, как мы опять-таки разъяснили в постановлении Пленума от 9 декабря, должна быть указана должность, занимаемая лицом в данной организации. Тогда никаких других подтверждений не потребуется. Потому что сама доверенность на это указывает. Если же в доверенности не указано, является ли он работником данной организации, тогда мы попросим дополнительную информацию о том, что он — штатный сотрудник .
Возник вопрос: как быть, если юристы состоят в штате вышестоящей или нижестоящей организации, но обслуживают интересы системы. По отношению к государственным и муниципальным структурам мы взяли на себя смелость дать разъяснение в постановлении Пленума от 9 декабря, указав на то, что такое взаимное обслуживание юристами вышестоящих или нижестоящих звеньев, относящихся к одной и той же системе, возможно. Мы не дали впрямую разъяснений относительно холдингов — не решились пока. Посмотрим, как будет формироваться практика.