В настоящее время, на Регфоруме обсуждается тема о том, что в целях формализации процедур контроля по недопущению регистрации юридических лиц на «массовые» адреса ФНС России приняты некие Методические рекомендации по организации работы налоговых органов при проверке достоверности сведений об адресе (месте нахождения) юридических лиц.
Существует Приложение к письму ФНС России от 02.12.2013 г. №СА-5-14/1214ДСП@. Как следует из его реквизитов, данный документ имеет гриф «для служебного пользования», поэтому, в связи с его ограниченностью в обороте, автор не имеет его официально заверенной копии. Вместе с тем, в сети Интернет можно найти сканы упомянутого документа, которые, по всей вероятности, являются аутентичными — «Ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы» (Евангелие от Луки (гл. 8, ст. 17)).
Настоящая статья представляет собой попытку дать краткий правовой анализ содержания вышеуказанных Методических рекомендаций на предмет их соответствия действующему законодательству.
Новые полномочия налоговых органов
Полномочия налоговых инспекций, в части осуществления возложенной на них функции по осуществлению регистрационных действий в отношении юридических лиц, определены специальным Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г. №129-ФЗ. Очевидно, что права и полномочия налогового органа не могут быть самостоятельно и произвольно расширены (дополнены) на основании внутреннего ведомственного акта под названием Методические рекомендации, утвержденного этой же самой структурой. Обращает на себя внимание, что одним из мероприятий по контролю в упомянутых Методических рекомендациях предусмотрено проведение сотрудниками налоговых органов опросов собственников помещений (и иных лиц — арендаторов, соседей и т.п.), заявителя, а также проведение обследований помещений с оформлением соответствующих актов обследования.
Приложениями к вышеназванным Методическим рекомендациям утверждены примерные вопросы собственнику помещения, иным лицам и заявителю, а также утверждена форма Заключения о достоверности (недостоверности) представленных сведений об адресе. Вводится обязанность (не позднее 1 месяца с момента постановки юридического лица на учет) проведения повторных осмотров помещений, с учетом которых оценивать достоверность информации об адресе организации и возможность отменять решение регистрирующего органа. Полагаю, что вышеуказанные положения являются элементом нормотворчества ФНС РФ, т.е. устанавливают новые нормы и правила, рассчитанные на неоднократное применение, затрагивающие права и обязанности неограниченного круга третьих лиц, в связи с чем, данные Методические рекомендации по своему содержанию фактически являются нормативно-правовым актом, подлежащим государственной регистрации в Минюсте России.
Сопоставление Методических рекомендаций с действующим законодательством
В Методических рекомендациях, в качестве обоснования проведения обследования помещений на предмет достоверности заявленного адреса (места нахождения), содержится ссылка на пункт 4 статьи 7 Закона «О налоговых органах РФ» от 21.03.1991 г. №943-1. Однако, содержание данного пункта говорит о том, что проведение обследования возможно с соблюдением соответствующего законодательства Российской Федерации. Таким образом, обследование помещений не может производиться произвольно, а исключительно с соблюдением норм действующего законодательства и при осуществлении своих полномочий. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», вообще не предусматривает права регистрирующего органа на проведение каких-либо контрольных (проверочных) мероприятий данного рода. В соответствии данным Законом, заявитель, подписывая соответствующее заявление, тем самым подтверждает, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, являются достоверными. Следует отметить, что действующим административным и уголовным законодательством предусмотрена ответственность за внесение недостоверных сведений. Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, и не проверяет содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Учитывая некоторый дуализм налоговых органов, которые больше привыкли руководствоваться Налоговым кодексом, проанализируем соответствующие нормы Кодексом. Статьей 92 НК РФ предусмотрено, что осмотр помещений, возможно производить только в рамках выездной налоговой проверки, но не в связи с осуществлением регистрационных действий. Налоговым кодексом (который, строго говоря и не регулирует регистрационную функцию налоговых органов), также, не предоставлено право проводить опросы собственников помещений, их соседей, заявителей и т.п. В соответствии со статьей 90 НК РФ установлено право налоговых органов получать свидетельские показания, но только имеющие значение для осуществления мероприятий налогового контроля. Кроме того, как указывалось выше, Методическими рекомендациями фактически введен некий новый документ – Заключение о достоверности (недостоверности) представленных сведений об адресе, не предусмотренный действующим законодательством. Таким образом, имеются основания полагать, что многие положения упомянутых Методических рекомендаций противоречат действующему законодательству.
Подготовьте документы для внесения изменений в
ООО или
ИП на Регфоруме
С учетом изложенных правовых позиций, мной было оформлено соответствующее обращение в адрес Министерства юстиции Российской Федерации с просьбой дать оценку Методическим рекомендациям ФНС РФ. Согласно ответа Министерства юстиции РФ, последним был направлен запрос в ФНС РФ с предложением представить Методические рекомендации для проведения их правовой экспертизы (скан упомянутого ответа приобщен к данной публикации). Если рассматривать данный вопрос в рамках исторической ретроспективы, то ранее, предметом рассмотрения Минюста России уже являлись похожие Методические указания от 26.11.2010 г. №ММ-8-6/46дсп@, содержащие аналогичные нормы по осмотру помещений и опросу собственников. Данные Методические указания были, также, затребованы Минюстом России для их правовой экспертизы, после чего данный документ самостоятельно отменен ФНС РФ.