Исправить ситуацию в российских правоохранительных органах с помощью внутренних реформ в МВД или смены руководства ведомства невозможно, считает депутат Госдумы Андрей Макаров. "Модернизировать МВД, реформировать МВД невозможно, его можно только ликвидировать", — заявил он на пресс-конференции в офисе агентства "Интерфакс".
----------------------<cut>----------------------
По его мнению, необходимо минимум вдвое сократить штат МВД России. "В нашей милиции работает кратно больше людей на душу населения, чем в любой цивилизованной стране мира, — пояснил Макаров. — Надо вывести всю милицию за штат и начать очищение милиции с участием общественности, правозащитников". "Только такая чистка позволит хоть что-то сделать", — уверен депутат.
"Из МВД должен быть выведен следственный аппарат, следствие не может находиться в МВД, — добавил Макаров. — Необходимо убрать следственный аппарат, убрать три десятка дармоедов, так называемых милицейских институтов, где готовят высшее образование, этих милицейских юристов". По его мнению, подобные вузы "существуют для того, чтобы дети милицейского начальства могли откосить от армии".
Хватит говорить о том, что милиционеры не могут честно работать, потому что получают маленькую зарплату, подчеркнул единоросс. "Возникает ощущение, что люди, которые приходят работать на эту зарплату, узнали о своей зарплате только после того, как их приняли, — пояснил он. — Мы все прекрасно знаем, что идут они не на эту зарплату, они идут за возможностью, которую дарит им государство, выдав пистолет и удостоверение, выбивать эти деньги с нас с вами".
"Ощущение такое, что идет война МВД против своего народа", — заявил Андрей Макаров в связи с многочисленными преступлениями со стороны милиционеров. "Сегодня милицию боятся больше, чем бандитов, — отметил народный избранник. — От бандитов можно убежать, если повезет, его можно обезвредить. От милиции убежать нельзя, обезвредить ее тоже невозможно".
"Открываю интернет: очередной милиционер изнасиловал пенсионерку. Больше всего мне понравилась реакция — это произошло несколько дней назад, а теперь в региональном управлении МВД рассматривается вопрос о его увольнении с работы. Его не взяли под стражу, а рассматривается вопрос о увольнении", — возмутился Макаров.
"19-летний парень не пропустил милиционера в туалет — вчерашняя новость. Парня убили. Просто убили ногами. Замечательно, в Москве, близенько: накажем-посадим. Пьяный милиционер забивает людей, получает условное наказание. Это сегодня, каждый день", — добавил парламентарий. "Ситуация, которая возникла, требует кардинальных решений".
"Система создана таким образом, что она убивает порядочность в людях, заставляет их работать непорядочно", — считает Макаров. Поэтому ситуацию в правоохранительных органах нельзя изменить с помощью перестановок в руководстве. "Больше всего в этой ситуации я боюсь, что, когда решат, что чаша терпения людей переполнена, нам бросят очередную кость — снимут, например, министра Рашида Нургалиева, — указал он. — Я сразу хочу сказать, что я считаю Нургалиева честным, а главное — совестливым человеком. Но никакой человек, который придет на это место, исправить ситуацию не в состоянии".
"Вы можете назначить на это место кого угодно — Иванова, Петрова, Сидорова. Эта система не реформируема независимо от того, кто будет стоять во главе этой системы, — развил мысль Макаров. — Ни новый, ни старый министр не сможет ничего наладить. Надо менять систему". Проблема в том, что милиция ведет себя как "государство в государстве". "Рядовые милиционеры, которые выходят на улицы, считают, что они выше закона, что они закон и есть", — посетовал член генсовета "Единой России".
Макаров о деле Магнитского: сажать в СИЗО по экономическим статьям нельзя
Комментируя смерть в московском следственном изоляторе юриста Сергея Магнитского, депутат Макаров предложил кардинальное решение, которое позволит избежать таких инцидентов в дальнейшем. Необходимо "исключить возможность досудебного ареста по делам о налоговых и экономических преступлениях", указал он.
Кроме того, нужно исключить возможность осуждения, признания виновным, привлечения лиц к уголовной ответственности, "если в отношении них есть решение суда общей юрисдикции или налоговой службы о том, что он не совершал налоговые преступления", отметил парламентарий.
"Единой Россией" подготовлен и внесен законопроект о декриминализации налоговой сферы, который устанавливает, что основанием для привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах может быть только факт правонарушения, установленный вступившим в законную силу решением налогового органа, сообщил Макаров.
Амнистировать налоговых преступников не надо, считает Макаров, но следует "декриминализировать сферу налоговых правоотношений". "Это должно решаться в рамках административных процедур, а не в камере Бутырской тюрьмы, — пояснил он. — Не должно становиться угрозой, что мы тебе не дадим лекарства и ты умрешь по обвинению в преступлении, если не дашь показания против своего начальника".
Из Сергея Магнитского "выбивали показания на руководителя организации, которую он консультировал", полагает Макаров. "Когда он отказался дать эти показания, его посадили в тюрьму и там пытали", — сказал депутат.
Напомним, что накануне разобраться в обстоятельствах смерти юриста Генпрокуратуре и министерству юстиции поручил президент Дмитрий Медведев. В тот же день было возбуждено уголовное дело по статьям "неоказание медицинской помощи" и "халатность". По мнению Макарова, говорить о халатности в данном случае нельзя: "Человека убили, причем не просто убили, а пытали... это нормальная практика в наших тюрьмах, когда таким путем выбивают показания".
Антикоррупционные реформы в милиции лишь ухудшают ситуацию
Сегодняшние скандалы с милиционерами — прямое следствие масштабной антикоррупционной реформы в МВД, начавшейся в 2003 году, считает завотделом экономической политики газеты "Коммерсант" Дмитрий Бутрин. Премьер-министр Владимир Путин и министр внутренних дел Рашид Нургалиев выступают за активное реформирование органов внутренних дел и борьбу с коррупцией, но это лишь мешает работе милиции, пишет журналист в блоге на сайте "Свободная среда".
В 2003 году Нургалиев снял внутренние неофициальные ограничения в системе МВД на регистрацию правонарушений. До этого милиционеры фиксировали столько преступлений, сколько не могло повредить статистике раскрываемости. Естественно, что с 2003 по 2007 год эта статистика ухудшилась. В феврале 2007 года Владимир Путин раскритиковал МВД за низкую раскрываемость. В результате милиционеры снова стали занижать чисто зарегистрированных преступлений и завышать раскрываемость.
Одновременно в 2002-2008 годах в системе МВД, в прокуратуре и в судах развернулась формальная кампания по борьбе с коррупцией. Судьи стали больше сажать, чтобы при оправдательном приговоре их не подозревали во взяточничестве. Прокуроры стали активнее отправлять обвиняемых в тюрьму, поскольку каждое проигранное дело тоже может стать поводом для подозрений в корурпции. Для милиции возбудить дело и не довести его до передачи в прокуратуру для обвинения — тоже повод для проверки.
У любого сотрудника МВД, от министра до участкового, на этой почве развивается "постоянный невроз", отмечает Бутрин. На низовом уровне милиционеры вынуждены, с одной стороны, защищаться от обвинений в коррупции. С другой стороны — подгонять статистику к нужным доказательствам. На это, в частности, жаловался майор Алексей Дымовский из новороссийской милиции, выступивший в интернете с видеообращением к премьер-министру.
Рьяная борьба с коррупцией отвлекает милиционеров от их основных задач, пишет Дмитрий Бутрин. Антикоррупционная кампания в МВД грозит тем, что милиционеры еще хуже будут справляться со своими прямыми обязанностями. Таким образом, внутренняя реформа в правоохранительных органах не приведет ни к чему хорошему, делает вывод журналист.