Спасибо за публикацию! Интересно, а есть такие, кто отказались? Заменили на ЭЦП, голограммы, и прочие новопридумки?
Для каждого из нас, наличие круглой печати в организации – это вещь необходимая, к которой все давно привыкли и относятся, как к аксиоме. Однако, 07.04.2015 г. вступили поправки в законодательство об ООО и АО, в части определения самим обществом необходимости наличия у него печати.
Идея отмены печати давно уже была обсуждаемым вопросом, однако никаких решений до определенной даты не принималось. Например, во многих зарубежных странах работают без печати и жалоб на ее отсутствие СМИ не озвучивает. Мы тоже развиваемся, и данный реквизит уже устарел, также уже давно отпала необходимость регистрировать его в реестре печатей; срок на изготовление обычной печати без защитных элементов составляет в среднем несколько часов, что является хорошим способом «наплодить» печати и не задумываться о наличии «оригинальной». Благодаря электронным средствам связи, наличия системы Банк-клиент, электронной сдачи отчетности, мы уже упразднили процесс использования печати.
Для обществ теперь открываются два варианта:
Обществам рекомендуется внести информацию о наличии или отсутствии печати в устав, поскольку необходимость ее поставить предусматривается в законе или в договоре между сторонами. Общества, созданные после 7 апреля 2015 г.могут, но не обязаны иметь печать.
Еще до отмены обязательности печати, на подзаконном уровне существовала формулировка «при наличии таковой» для требования заверения печатью документов, необходимых для получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников. После вступления в силу данных изменений, общества могут не заверять печатью такие документы независимо от того, используют они печать или нет.
Необходимость печати на первичных документах
В Налоговом кодексе и Законе о бухгалтерском учете не предусмотрено требования о наличии печати на первичных учетных документах. Данное требование может прослеживаться из порядка заполнения формы документа налогоплательщиком.
Если в соответствии с формами документов такое заверение предусмотрено, то рекомендуется это согласовать с контрагентом для проявления должной осмотрительности.
Необходимость печати на отчетности по страховым взносам
В Законе о страховых взносах не содержится требования о необходимости заверения отчетности по взносам печатью, так же как и в порядке заполнения формы РСВ-1 Пенсионного фонда. Однако, в форме предусмотрено место для печати, и в случае ее отсутствия на расчете, это может служить основание для отказа в приеме документов государственным органом. После вступления в законную силу изменений, случаи обязательного применения печати должны быть установлены федеральным законом. Если подзаконный акт предусматривает иное, то данная коллизия разрешается в пользу закона.
Необходимость печати на доверенности
Организация может выдать доверенность своему представителю без печати и она будет действительна при предъявлении ее в государственных органах и контрагентам по действующему законодательству.
Что касается моей компании, я свой выбор сделала – оставить печать, так как данные изменения еще будут приживаться у нас, а работать хочется без лишних проблем.
Спасибо за публикацию! Интересно, а есть такие, кто отказались? Заменили на ЭЦП, голограммы, и прочие новопридумки?
Мне кажется невозможно полностью отказаться... а нас это нереально )) лет через 10 только если
Спасибо за отзыв! Думаю, что такие экстремалы могут найтись)
...и Роструду http://www.garant.ru/hotlaw/federal/635527/
увы, реалии в нашеем государстве таковы, что без печати, как без рук!
Модуль банк уже отходит от печатей. На словах, Точка (открытие) тоже к этому готова)
Думаю, стоит добавить про доверенности на представление интересов в суде. В обзоре практики ВС №2 (2015) от 26.06.15 г. ВС указал, что при проверки полномочий "представитель организации должен предоставить суду ее? учредительные документы или их надлежащим образом заверенные копии. Если в них содержатся сведения о наличии печати, то доверенность на представление интересов указаннои? организации в суде должна быть удостоверена подписью ее? руководителя или иного уполномоченного на это ее? учредительными документами лица и одновременно печатью организации. При отсутствии таких сведении? удостоверение доверенности на представление интересов в суде печатью не требуется".
Таким образом, при отказе от печати, при выдаче доверенности на представление интересов в суде, необходимо учитывать специальные требования к доверенностям, предусмотренные ГПК, АПК и КАС и быть готовым к представлению в суд учредительных документов.
Екатерина, спасибо за Ваш ценный комментарий, Вы уточнили правильную деталь, при составлении статьи пробежалась по доверенности достаточно поверхностно - мое упущение)
Вероника, спасибо за статью! Схематично и конкретно.
Для себя, также не вижу смысла отказываться от печати, т.к. проблем возникает больше чем решений. Поэтому не рекомендую этот шаг совершать и своим клиентам.
Интересно, а типовым уставом ООО будет предусмотрено наличие печати в ООО?
Вероника, отличная статья!
Сам особого смысла отказываться от печати не вижу, т.к. все же это еще один отличительный признак документа, который может быть полезен в случае спора.
Максим, спасибо!
Солидарна с Вами в этом мнении, но надеюсь в будущем будет более развит электронный документооборот и, тогда надо будет думать о доп защите ЭЦП.
Спасибо за статью! Наверное, сама по себе задумка отказа от печати полезная и нужная, но как всегда в нашей реальности этот процесс займет годы, если не десятилетия.
Никита, спасибо за отзыв!
Да, но так или иначе мы все равно движемся)
Ни банковская система ни наши прекрасные ИФНС на земле еще лет пять будут не готовы принимать документы без печати
Про ИФНС не знаю, все таки гос органы не могут нарушать закон... А про банки вы зря, есть те кто на печать не смотрят.
Как раз хотел написать, а не все еще вкурсе что с июля 2014 года банковская карточка не является обязательным документом?)
Например у нас в "Точке" (бывший сервис Банк24.ру), никаких банковских карточек, никаких печатей.
Все эти печати, справки, выписки и прочая прорва "бумажек", это архаизм. Все уходит в онлайн.
Взаимодействие с банками, налоговыми, внутри самой компании, и даже между компаниями, в том или ином виде уже доступно с помощью электронных каналов связи. Все это будет развиваться вытесняя печати, соглашения на бумажных носителях, и бумажные деньги.
Добро пожаловать в цифровую эру:)
Давайте смотреть комплексно. Вывод печатей из оборота кроме всего прочего привел к новелле в 312 ГК РФ.
Так что надо комплексно смотреть, во что желание улучшить позицию в некоем виртуальном рейтинге (причем в то время когда все рейтинги уже нифига не играли... Крым закрыл собой любые попытки либерастичеть в законодательстве). Я так теперь всерьез раздумываю не пора ли запрещать отгрузки товара по простым письменным доверенностям юриков ...
Статья 312. Исполнение обязательства надлежащему лицу
...
2. Если представитель кредитора действует на основании полномочий, содержащихся в документе, который совершен в простой письменной форме, должник вправе не исполнять обязательство данному представителю до получения подтверждения его полномочий от представляемого, в частности до предъявления представителем доверенности, удостоверенной нотариально, за исключением случаев, указанных в законе, либо случаев, когда письменное уполномочие было представлено кредитором непосредственно должнику (пункт 3 статьи 185) или когда полномочия представителя кредитора содержатся в договоре между кредитором и должником (пункт 4 статьи 185).(п. 2 введен Федеральным законом от 08.03.2015 N 42-ФЗ)
Нотариально - это слишком геморно, на мой взгляд, а если к доверке подкладывать доки, подтверждающие полномочия лиц, то это компромисс.
Это не компромис. Хотя бы потому, что для закона в этом случае нет разницы предъявлена одна доверенность или доверенность вместе с вагоном других бумажек.
Читайте внимательно норму п.2 ст. 312. Есть всего три варианта подтвердить простую письменную форму:
- нотариальная доверенность;
- прямое указание закона, что простой письменной достаточно (см. ГПК и АПК).
- вручение доверенности лично генеральным директором юридического лица (вот здесь уже можно и нужно взять документы подтверждающие полномочия). Причем, по логике на такой доверенности еще и подпись какую нибудь сверху надо делать, типа - передана лично тогда то, тем то... личность передающего удостоверена предъявлением следующего документа...
«я свой выбор сделала – оставить печать, так как данные изменения еще будут приживаться у нас, а работать хочется без лишних проблем.»
И я в целом ваш выбор поддерживаю. В конце-концов, печать сделать стоит сравнительные копейки, а нервов сохранить позволит много, пока все не пообвыкли жить без печатей.
Согласна, часто нет времени на споры с гос органами и банками, пока что то докажешь по закону, можешь упустить какие- то возможности.
полный отказ от печатей невозможен на современном этапе. Почему?
Все просто. Действует куча нормативных актов, которые просто не позволяют этого сделать!!
1. см. Инструкцию по заполнению трудовых книжек, утв. Минтруда № 69 от 10.10.2003. Печать обязательна на 1 странице трудовой книжки + при увольнении, в конце записи каждого работодателя.
Как работников-то нанимать?!
2. см. типовые формы заявлений, например, на получение лицензии. В частности, утвержденные к административным регламентам и т.п. (Пример - образец заявления о предоставлении лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утв. приказом Минсвязи № 357 от 27.12.2011 г.)
3. ст. 94, 186.1 НК РФ (это, разумеется, редкие случаи)
4. п. 6 ст. 57 Кодекса адм судопроизводства в ред. ФЗ от 08.03.2015 г. (уж с административкой-то может столкнуться каждая организация!!!)
+ унифицированные формы документов, такие как форма ТОРГ-12, 2-НДФЛ, в которой "МП" - это один из реквизитов формы...
Но наша компания, следуя логике законодателя, отказалась от печатей насколько это возможно. Не ставим на первичке, на "обычных" договорах. Но многие корпоративные клиенты требуют...
Оксана, спасибо за подробный комментарий, по трудовым книжкам давала комментарий на другом ресурсе - мы можем использовать иную печать на трудовых книжках, но отказаться от печати совсем не можем.
А Вы предусмотрели в своем учредительном документе отказ от печати? - интересна статистика коллег.
Не отказывались, хотя устав меняли месяц назад. А как отказаться?)))
Вот еще дополнение к списку докуентов, требующих печать:
- кассовая книга (форма утв. постановление Госстата от 18.08.98 г. № 88),
- акт о несчастном случае на производстве (ст. 230 ТК),
- договор о полной коллективной ответственности (по форме утв. постановлением Минтруда от 31.12.02 г. № 85),
- доверенность согласно ч. 5 ст. 61 АПК,
- доверенность согласно ч. 3 ст. 53 ГПК,
- двойное складское свидетельство (абз. 9 п. 1 ст. 913 ГК),
- журнал учета проверок,
- доверенность на представление интересов в исполнит производстве (ч. 2 ст. 54 ФЗ "Об исп производстве",
- формы налоговой отчетности - декларации по УСН, по ЕНВД согласно письма Минфина России от 01.02.13 г. и т.п.
На самом деле мы составили для себя гораздо больший список))) В форме Методических рекимендаций для сотрудников о том, какие документы по закону
требуют, а какие не требуют проставления печати. Просто нет времени переписывать)))
Добрый день!
Интересно было бы на этот список взглянуть. Не поделитесь?
Для меня печать - это всегда возможность проверки. По ОГРН на сайте налоговой можно проверить актуальность юрлица.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМОот 5 августа 2015 г. N БС-4-17/13706@
О НАЛИЧИИВ ДОКУМЕНТАХ ПЕЧАТИ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ И АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА
Федеральным законом от 06.04.2015 N 82-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ" внесены изменения в Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", в соответствии с которыми общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества вправе, но не обязаны иметь печать. В связи с этим до внесения соответствующих изменений в приказы ФНС России, документы, представляемые (направляемые) в налоговые органы, принимаются вне зависимости от наличия (отсутствия) печати в них.Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести настоящее письмо до подведомственных налоговых органов для сведения и использования в работе.
Действительныйгосударственный советникРоссийской Федерации2 классаС.Л.БОНДАРЧУК
Да уж, для большинства наших людей такое новшество трудно будет уложить в голове! (Мы все привыкли, что практически любая бумажка должна быть скреплена печатью!) Кто-то не согласен?
Видимо, поэтому и Роструд выпускает письмо за письмом о том, что в трудовой книжке печать необходима. Пока есть органы, которые требуют печать и нормативные акты, которые такие требования предусматривают (вот сегодня вступает в силу Кодекс об административном судопроизводстве - так там черным по белому требования к доверенности от юридического лица включают в себя наличие печати), реально от печатей отказаться будет трудно.