Как закрыть ИП: пошаговая инструкция 2020

  • 26 августа 2015 в 12:29
  • 20К
  • 30
  • 11
  • Пост актуален в 2024 году

Внимание!

Получите ответы на вопросы по ликвидации и реорганизации ЮЛ и прекращению деятельности ИП в телеграм-чате Регфорума.
Перейти в чат: https://t.me/likv_regforum

    Добрый день, уважаемые коллеги!

    Обратилась ко мне, на днях, наша клиентка с просьбой разъяснить ей и помочь срочно закрыть ИП, в связи с необходимостью перевода деятельности на ООО. А именно, как правильно оформить увольнение сотрудников и снять с учета кассовый аппарат, чтобы в дальнейшем и сотрудников, и кассу переоформить на юридическое лицо.

    На начало 2020 года материал полностью актуален.

    Тема, не раз поднимавшаяся на Регфоруме, но, думаю, будет не бесполезным, еще раз пошагово проговорить порядок необходимых действий.

    Что нужно сделать до того, как подавать документы о прекращении деятельности ИП

    В нашем случае, т.к. ИП привлекал на работу сотрудников, до того как подавать документы о прекращении деятельности, необходимо, прежде всего, произвести увольнение и полный расчет со всеми сотрудниками, а именно:

    • уведомить работников о предстоящем увольнении согласно условиям трудового договора; подготовить и выдать необходимые им документы в соотв. со ст. 62 ТК РФ; внести записи в трудовые книжки с формулировкой: «Трудовой договор расторгнут в связи с прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации»;
    • в письменной форме уведомить органы службы занятости, не позднее, чем за две недели до начала проведения мероприятий по увольнению (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»);
    • предоставить персонифицированную отчетность и расчеты по страховым взносам в ФСС и ПФР по каждому сотруднику, после чего, в течение 15 календарных дней, уплатить все необходимые отчисления;
    Подготовьте документы для ликвидации ООО или ИП на Регфоруме

    Обратите внимание: если подать персонифицированную отчетность и расчеты по страховым взносам в ФСС и ПФР после снятия с учета физического лица в качестве ИП, либо в день подачи документов в МИФНС № 46, либо позже, законом предусмотрен штраф в размере 1000 руб. за каждый расчет (п.1 ст. 46 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).

    • сняться с учета в ФСС, после расторжения трудового договора с последним из работников, путем подачи соответствующего заявления и документов, подтверждающих увольнение. При отсутствии недоимки по платежам, ФСС снимает ИП с учета, по истечении 14 календарных дней.

    Прекращение деятельности, какие документы подаем

    Для того, чтобы снять физическое лицо с учета в качестве индивидуального предпринимателя необходимо подать в МИФНС № 46 (лично/через представителя по нотариальной доверенности /почтовым отправлением/в электронном виде) следующие документы:

    • заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме Р26001;
    • квитанцию об уплате государственной пошлины в размере 160 руб.

    Данных документов будет достаточно, для того чтобы на 6-ой рабочий день получить лист записи о прекращении деятельности.

    Справку, подтверждающую представление сведений в ПФР, прикладывать в настоящее время не обязательно.

    Наличие задолженностей по налогам и страховым взносам не является основанием для отказа в государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности. Однако заплатить их позднее, бывшему ИП придется, в любом случае.

    Что делать после прекращения деятельности

    После того, как получен лист записи физическому лицу, необходимо заплатить налоги и сдать отчетность в территориальную инспекцию за те периоды, когда он был зарегистрирован в качестве ИП в зависимости от применяемой им системы налогообложения.

    А также уплатить страховые взносы за себя. Для уплаты страховых взносов в ПФР предоставляется срок 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения деятельности (ч. 8 ст. 16 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

    Когда закрывать расчетный счет

    Расчетный счет в банке (если он был) можно закрыть, как до подачи документов о прекращении деятельности в МИФНС № 46, так и после.

    После закрытия ИП расчетный счет можно использовать только для осуществления безналичных платежей, связанных с уплатой налогов и страховых взносов, и ни в коем случае нельзя использовать для расчетов по иным операциям. При этом, банк правомерно будет взимать плату за обслуживание счета, согласно действующему тарифному плану.

    Уведомлять ИФНС, ФСС и ПФР о закрытии, как и об открытии, расчетного счета в банке, в настоящее время, не нужно (ФЗ от 02.04.2014 N 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

    Что делать с кассой

    Снимать с учета кассовый аппарат после государственной регистрации прекращения деятельности бывший ИП не обязан — налоговые органы делают это сами (пп. «б» п. 85 Приказа Минфина России от 29.06.2012 N 94н).

    Однако, если есть необходимость продать кассовый аппарат или, как в нашем случае, переоформить его на ООО, то лучше подать в инспекцию заявление о снятии с учета с приложением следующих документов:

    • паспорт ККТ;
    • карточку регистрации ККТ;
    • журнал кассира-операциониста;
    • договор с ЦТО;
    • снятый фискальный отчет.

    Обязательно в ИФНС предоставлять и сам кассовый аппарат для фиксации показаний фискальной памяти.

    После проверки завершения процедуры снятия с учета налоговые органы возвращают паспорт ККТ с соответствующей отметкой, а карточка регистрации останется в инспекции.

    Хранение документов

    Снятие физического лица с учета в налоговом органе при прекращении деятельности в качестве ИП не препятствует проведению налоговой проверки за периоды осуществления физическим лицом предпринимательской деятельности. И в моей практике это не редкость. Так, весной этого года, к нам пришел запрос о предоставлении документов по ИП, обслуживание которого мы осуществляли, и закрытого более полутора лет назад. Мы смогли подготовить и предоставить все, что от нас требовали, и история закончилась благополучно. Именно поэтому, бывшему ИП, стоит обеспечить сохранность документов.

    В случае назначения проверки и отсутствия запрашиваемых документов, сотрудники налоговых органов пересчитывают налоги и сборы и производят доначисления, оспорить которые очень сложно.

    Хранить первичные документы и регистры налогового учета Налоговым кодексом предписывается 4 года, в том числе после утраты статуса ИП, а документы по начислению и уплате страховых взносов — 6 лет.

    Добавить
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:

    Отлично, и регистрация ИП и "освобождение" от ИП — все под рукой. Спасибо, Мария.

    26 августа 2015 в 12:321

    Не за что, надеюсь также информация пригодится!

    27 августа 2015 в 14:45

    Мария вы молодец! Спасибо)))

    27 августа 2015 в 15:32

    Благодарю! Я стараюсь писать о конкреных вопросах, которые складываются из практики.

    Надеюсь, информация будет полезной))

    27 августа 2015 в 16:50

    Спасибо за публикацию - сама в свое время столкнулась с прекращением статуса ИП (и делилась впечатлениями здесь, на Регфоруме, собственно), но в моем случае не было ни сотрудников, ни кассы, а вы как раз рассказали, что делать с такими "отягощениями". 

    31 августа 2015 в 6:36

    Спасибо))

    31 августа 2015 в 12:02

    Если ИП с наёмными работниками был, то перед подачей в ИФНС формы Р26001, лучше всего сверить задолженности по отчётности в ФСС и ПФР. Иначе можно на отказ попасть. Поэтому я предпочитаю всё же брать справки с ПФР и уведомление о снятии в качестве работодателя с ФСС

    4 сентября 2015 в 13:02

    Здравствуйте.

    Подскажите, на сегодняшний день эта инструкция в силе?

    Мой клиент утверждает, что необходимо сначала заплатить в ПФР и сдать отчетность, а потом уже подавать документы на закрытие.

    26 февраля 2016 в 10:41

    Добрый день! Все работает, как раз сейчас таким образом  очередное ИП закрываем

    26 февраля 2016 в 11:05
    Добрый день! такой вопрос, допустим подаем документы на закрытие ИП(без работников) 31.01.2017Взносы за себя в ПФР нужно будет оплатить за январь? 
    26 января 2017 в 10:19
    Здравствуйте!
    Подскажите пожалуйста ИП открыт с 2014 года (УСН)
    никакая отчетность не сдавалась и деятельность никакая не велась.
    Сейчас хочу закрывать ИП, что нужно делать первоначально? куда идти? что подавать? что оплачивать?
    Или можно сначала подать в налоговую на закрытие, а потом оплачивать штрафы и т.д.?
    Подскажите пожалуйста.

    Спасибо.
    26 декабря 2017 в 11:58

    Прямой эфир

    Михаил22 апреля 2024 в 11:24
    Расчет сроков проведения общего собрания участников ООО: особенности применения ст. 191 и 193 ГК РФ
    Александр МИРОЛЮБОВ12 апреля 2024 в 11:22
    В онлайн-сервисе можно получить устав недействующей организации. Но, не всегда
    Андреев Николай5 апреля 2024 в 12:43
    Копию устава в налоговой планируют выдавать бесплатно в электронном виде
    Уолтер Собчак4 апреля 2024 в 13:10
    Минфин выпустил приказ о выдаче уставов в электронном виде