Законопроект: о доходах контрагента можно будет узнать на сайте налоговой

  • 11 ноября 2015 в 9:23
  • 2333
  • 6
  • 18

В Госдуму представлен законопроект о снятии режима налоговой тайны с некоторой информации. Если проект станет законом, о контрагентах на сайте налоговой можно будет совершенно бесплатно узнать гораздо больше, чем сейчас.

Автор законопроекта (руководитель комитета Госдумы по бюджету и налогам, Андрей Макаров) предложил сделать общедоступными сведения о среднесписочной численности сотрудников организации за календарный год (если сотрудников больше, чем два), их среднем доходе за год, объемах доходов и расходов по бухгалтерской отчетности налогоплательщика и объемах уплаченных в бюджет налогов и сборов.

Указанная информация, как предполагается, должна будет раскрываться раз в год и публиковаться в открытом доступе.

В пояснительной записке к законопроекту справедливо отмечается, что указанные сведения хотя и относятся в настоящий момент к защищаемым налоговой тайной, по факту далеко не всегда держатся в секрете. С одной стороны, некоторые виды юридических лиц и сейчас обязаны публиковать сведения о бухгалтерской отчетности в открытом доступе, т.е. их тайны – не тайны. С другой стороны, даже о тех, на кого обязанность публично отчитываться не возложена, можно получить информацию в системе «Спарк» (небезвозмездно), которая, в свою очередь, получает данные от Федеральной службы государственной статистики. Таким образом, одна из заявленных целей законопроекта – преодоление бессмысленности ситуации, когда налоговая тайна распространяется на то, что тайной не является.

Вторая цель – сделать бизнес более прозрачным, а возможности контрагента по проверке добросовестности другой стороны по сделке – более широкими. Таким образом получает поддержку концепция необходимой осмотрительности налогоплательщика при выборе партнеров: заметил, что у компании оборотов нет, налогов не платила и вообще подозрительная – не рискуй.

На мой личный взгляд, инициатива достойна внимания. Именно по той причине, что указанные данные и сейчас можно найти (т.е. тайны нет, никто их не охраняет), но это требует дополнительных затрат.

Законопроект № 911054-6 «О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в части расширения состава сведений о налогоплательщике, не относящихся к налоговой тайне)» и пояснительную записку прикрепляю.

Добавить
Для того чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
Также, вы можете войти используя:

Я тоже согласна за открытый доступ...ведь все эти ситемы СПАРК, СБИС и прочее всего лишь получает данные о федерального органа, т.е. не сама их формирует, но почему то их продает нам же.....

11 ноября 2015 в 10:382

Вот-вот. Либо охранять надо так, чтоб было действительно тайной, либо дать доступ всем. В рамках подхода, что бизнес сам отвечает за выбор контрагента, честно информацию открыть.

11 ноября 2015 в 17:20

Насколько я понимаю СПАРКи и СБИСы берут данные из Росстата, куда все должны сдавать раз в год, как минимум баланс. Иначе штраф (аж 5 тысяч) по-моему. 

И эти данные можно получить вообще бесплатно через госуслуги, например, но в течение нескольких дней.

Так что идея неплоха. Мне скрывать нечего.

20 ноября 2015 в 11:15

если эти данные никто нормально не охраняет, значит надо сделать, чтоб охраняли, а не наоборот  - делать ещё доступнее

11 ноября 2015 в 11:002

Это тоже вариант. Но в рамках концепции о серьезном подходе к выбору тех, с кем вступаешь в отношения, иметь возможность делать о них выводы не только исходя из названия-адреса-размера уставняка, - это благо. В общем, картина будет разной в зависимости от того, с какой стороны баррикад смотреть.

11 ноября 2015 в 17:22

Я против открытого доступа и против того, что СПАРК и пр. продают такую информацию. Я за то, чтобы эти сведения мог любой заказать в налоговом органе, заплатив госпошлину. При этом контрагент мог бы заказать справку в налоговой о раскрытии информации кто, когда заказывал на него данные сведения. 

19 ноября 2015 в 18:37

Сообщение от Людмила

«Я за то, чтобы эти сведения мог любой заказать в налоговом органе, заплатив госпошлину. При этом контрагент мог бы заказать справку в налоговой о раскрытии информации кто, когда заказывал на него данные сведения. »

Вот это поддерживаю. Не знаю, насчет пошлины (хотя если она будет доступной - почему бы и нет). А вот то, чтоб можно было контролировать, кто о тебе спросил, это ценно. Собственно, если мне память не изменяет, у нас сейчас так дела обстоят с адресом ИП ?

Другой вопрос, насколько бы такая система запросов через налоговый орган работала б. Сейчас даже выписки со скрипом получаются (насколько мне известно, не сильно дороже заплатить человеку из налоговой /человеку, который такого человека знает) и получить выписку "в обход" процедуры. В предложенном вами варианте риск такого обходного получения сведений велик. А значит, для кого-то и риск коррупционных соблазнов. И отсутствие реального контроля за тем, кто о тебе спрашивал.

20 ноября 2015 в 7:10

Сообщение от Sofiamo

«Не знаю, насчет пошлины (хотя если она будет доступной - почему бы и нет).»

На мой взгляд - это будет своеобразный гемморой в жизнь. То есть заказать подобную выписку через такском, контур или ещё что-то - это будет бесценно (хотя перед этим, скажем заплатить госпошлину, заверить её в банке и направить её заверенный ЭЦП скан - это такая обезьянья работа), но если это будет как с бумажными выписками... 

20 ноября 2015 в 11:17

Никакого «геммороя» не вижу. Все предельно четко и ясно, если головой реализовать эту возможность. Есть электронная подпись у физлица или у юрлица, через портал госуслуг или портал налоговой сделать заявку, налоговая заявку приняла, выслала на электронную почту платежный документ, заявитель оплатил госпошлину через аккредитованные платежные системы (для физлиц), банк-клиент (для юрлиц и ИП), в платежных документах (код 24) обязательно указан УИН (уникальный идентификатор начисления), чтобы платеж зачислился туду куда надо (госпошлина за предоставление финансовых сведений о компании), налоговая после оплаты заявку приняла к работе, прошло 5 дней, заявка выполнена, по ранее выбранной опции или электронно получить или на бумажном носителе в налоговой или МФЦ. Так же реализовать возможность, чтобы заявитель мог отследить состояние выполнения: заявка ожидает оплаты, заявка принята в работу, заявка выполнена. Все постепенно переходит на электронный обмен информации. Вот и надо реализовывать это. Напрямую будут поступать деньги в бюджет в виде госпошлины. Опять же таки легко отследить цепочку кто получил сведения и т.д.

20 ноября 2015 в 13:33

Сообщение от Людмила

«налоговая после оплаты заявку приняла к работе, прошло 5 дней, заявка выполнена»

Вот эти "5 дней" смущают - долго.  А быстрее, боюсь, у нас плохо исполнимо будет. 

Хотя в целом я ваш подход поддерживаю и аргументацию понимаю. 

20 ноября 2015 в 14:33

Я через госуслуги только что заказал экранную форму своего же собственного баланса и баланса контрагента. Получил информацию мнгновенно и совершенно бесплатно.

21 ноября 2015 в 14:00

Сообщение от Валёк

«Я через госуслуги только что заказал экранную форму своего же собственного баланса и баланса контрагента. Получил информацию мнгновенно и совершенно бесплатно.

Вот и прекрасно, пусть остается в таком виде, через портал госуслуг, вероятнее всего через личный кабинет и с помощью ЭЦП. Ну не в открытом же доступе.

21 ноября 2015 в 16:57

Ой, а я и не знала о такой опции. Через "личный кабинет" на гос.услугах? Надо протестить!

22 ноября 2015 в 10:23

Ну если только по УИН, то есть сначала формировать УИН по запросу. Тогда да, можно и скан платёжки не прикладывать, а просто указывать его в анкете.

21 ноября 2015 в 13:50

Риск коррупционных соблазнов не исключаю. Опять таки, если такой «слив» будет происходить, то по крайней мере всем будет известно откуда "ноги растут", соответственно работать над совершенствованием системы необходимо именно в этой структуре.

А так получается налоговая хочет переложить ответственность от себя - мы предоставили в открытый доступ информацию о финансовом состоянии компаний и ИП, а там сами как хотите защищайте свой бизнес от рейдеров и прочих мошенников. Любой «сброд с улицы» будет иметь доступ к информации. В основном от этого будет страдать малый бизнес, который не может себе позволить содержать собственную службу безопасности.

20 ноября 2015 в 13:33

Сообщение от Людмила

«Риск коррупционных соблазнов не исключаю. Опять таки, если такой «слив» будет происходить, то по крайней мере всем будет известно откуда "ноги растут", соответственно работать над совершенствованием системы необходимо именно в этой структуре.»

Судя по количеству предложений на рынке о "выписке из егрюл за полчаса с печатью налоговой", там, например, каналы поставок налажены, работают из года в год и никто за этим не следит и систему не совершенствует. Хотя очевидны потери для бюджета. 

Хотя в целом - да, риски для бизнеса от повышенной открытости сведений тоже есть. 

20 ноября 2015 в 14:36

Если кто-то решил отрейдерить твою организацию или там, например, завод, то как правило люди уже знают, что у тебя есть. 

Ни один вменяемый рейдер не будет искать балансы случайным образом, и думать: О, основные средства на миллион... это же явно не старый ржавый экскаватор, вросший в дерево в Тульской области под который взят кредит в банке.

21 ноября 2015 в 13:56

Законопроект прошел первое чтение...

18 декабря 2015 в 5:04