Посты
12
Лайки
48

Хорошо ли арендаторы знают условия сделки, заключаемой ими с оператором каршеринга?

  • 26 января 2018 в 14:19
  • 703
  • 9
  • 0

    В Москве на дорогах встречается все больше автомобилей, имеющих специальную цветографическую окраску и опознавательный знак «московский каршеринг». Предложение и спрос растут, чему способствует размещенная на таких транспортных средствах информация о тарифах. Сумма, уплачиваемая за перевозку пассажира легковым такси, обычно превышает стоимость такой же поездки, рассчитанную, исходя из тарифа «каршеринга». В рекламе операторы рассказывают о простоте и относительной дешевизне использования предлагаемых ими транспортных средств. Доступность продукта обычно вызывают снижение внимания при заключении договора о его приобретении. Вряд ли большинство клиентов вдумчиво читает договор с оператором каршеринга. Поездки совершаются все чаще, а стоимость поездок не столь высока, чтобы клиент вникал в условия сделки. При выборе контрагента приоритет отдается иным критериям, чем наилучшая защита интересов арендатора предлагаемым контрагентом договором.

    При поиске в сети интернет по словам «Москва, каршеринг» в числе первых результатов были выданы ссылки на сайты delimobil.ru; belkacar.ru и anytimecar.ru. На улицах города автомобили с соответствующими наклейками встречаются часто, значит, можно изучить ситуацию на примере популярных операторов.

    На каждом из сайтов можно обнаружить договор, но для этого его придется искать. На главной странице сайтов я не нашел прямую ссылку на текст договора аренды. Договор, предлагаемый Обществом с ограниченной ответственностью «Каршеринг Руссия» (delimobil), занимает 21 страницу, а с учетом приложений к нему  51 страницу. Акционерное общество «КАРШЕРИНГ» (belkacar) подготовило договор на 14 станиц, приложения занимают еще 49 страниц, всего пользователю предстоит прочесть 63 страницы. Общество с ограниченной ответственностью «ЭНИТАЙМ» ограничилось 10 страницами (anytime). Споры может вызвать уже то, как согласуются существенные условия, и заключается договор, в какую форму он облекается. Учитывая, что на стороне арендатора (пользователя, клиента) выступает физическое лицо, которому запрещено использовать транспортное средство в предпринимательской деятельности, многих могут удивить условия договора, противоречащие, по моему мнению, Закону «О защите прав потребителей», тут и возможность одностороннего отказа арендодателя от исполнения договора, и право на изменение условий договора по односторонней воле оператора, и договорная подсудность с обязательным досудебным претензионным порядком урегулирования спора, и более жесткие для потребителя, чем предусмотренные законом условия, есть и менее очевидные вещи, которые я бы счел нарушением закона.

    Оператор, использующий знак «Делимобиль», в договоре прямо не упоминает, к какому виду обязательств следует отнести его договор. Видимо, договор является смешанным, с элементами договора возмездного оказания услуг и договора аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации. На первой же странице документа, предлагаемого Делимобилем, указано, что текст не является договором проката, не представляет собой публичную оферту. Следует учесть различия между договорами проката и аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации. Предлагаемый договор вобрал в себя наиболее неприятные для арендатора положения о прокате и об аренде транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации. Именно этот договор больше всего напоминает детскую игру в горячую картошку. Текущий арендатор оказывается повинен во всем, что только могло и может произойти нехорошего с объектом аренды, но ровно до того момента, когда автомобиль будет принят следующим арендатором без замечаний. Процедура приемки транспортного средства урегулирована подробно и тщательно. Принимая автомобиль, клиент подтверждает, что объект аренды соответствует всем строгим требованиям, отраженным в договоре. Полноценной приемки автомобиля арендодателем при завершении аренды не происходит, фактически арендодатель переложил бремя приемки транспортного средства от предыдущего арендатора на нового арендатора, принимающего объект аренды. В тот момент, когда в цепочке арендаторов более внимательное лицо сменит менее внимательное, это менее внимательное лицо рискует понести финансовые потери. Арендодатель в безакцептном порядке спишет со счета арендатора достаточно серьезные неустойки, взыщет убытки. Я ни разу не видел на улицах, чтобы клиент оператора «каршеринга» осматривал транспорт, как того требует договор, то есть, даже более тщательно, чем бывший в эксплуатации автомобиль при его приобретении. Следует быть готовым к видео- и аудио-наблюдению в салоне. Придется отвечать за наличие в месте расположения транспортного средства покрытия сети сотовых операторов, сигнала GPS, ГЛОНАСС, доступа в сеть интернет. Вспомните, что происходит с сигналом GPS вблизи Кремля. Достаточно жестокими представляются положения о компенсации штрафов, наложенных за совершение административных правонарушений в период срока аренды и до приемки автомобиля следующим арендатором. Если штраф наложили как за повторное нарушение, придется компенсировать штраф в повышенном размере. Если до уведомления клиента оператором прошел срок, когда можно было уплатить половину суммы штрафа, сумму штрафа придется перечислить в полной сумме. В любом случае придется компенсировать возникшие убытки, траты на администрирование уплаты штрафов оператором. Придется платить и за простой объекта аренды при ДТП, ремонте, эвакуации. Клиент самостоятельно обеспечивает сбор и своевременное предоставление доказательств отустствия своей виновности. Клиент отвечает за любые риски, если оставил транспортное средство в месте или при обстоятельствах, при которых возможно повреждение автомобиля, даже после завершения аренды. Особого внимания заслуживает Приложение №5, именуемое инструкция по определению нормального износа транспортного средства. Именно в ней нужно искать ту тонкую грань, где заканчивается обычный износ и начинаются повреждения и недостатки. Иногда эта тонкая грань ускользает, в других случаях не является очевидной.

    Договор, предлагаемый под знаком «Белкакар», не имеет существенных отличий от договора, предлагаемого Делимобилем, хотя его условия несколько мягче для пользователя.

    Договор Энитаймкара прямо назван договором аренды транспортного средства без экипажа, «бронирование» транспортного средства построено на модели предварительного договора, а не оказания услуги резервирования автомобиля. В целом этот договор наиболее мягкий для арендатора и наименее подробный. В сравнении с ранее упомянутыми договорами, конечно же.

    Удивляет отсутствие большого количества споров, перешедших в судебную плоскость, связанных с заключением и исполнением подобных договоров. Видимо, условия договоров редко используются операторами в полную силу и носят скорее устрашающий характер. Использовать всю мощь договора операторы, похоже, считают нужным только в случаях допущения арендатором вопиющих нарушений. Тем не менее, пользователям было бы полезно изучить условия так легко заключаемых ими сделок и держать в голове, что списание со счета арендной платы по тарифу при нажатии в приложении виртуальной кнопки «завершить аренду», не означает окончание отношений сторон и фиксацию нулевого сальдо расчетов. Вполне возможно, что самое интересное и неприятное только начинается.

    Добавить
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:

    Прямой эфир

    AnAsTaSiвчера в 19:54
    Восстановление учредительных документов
    Минфин продолжает развеивать фобии
    Татьяна Кузанвчера в 12:46
    Регистрация филиала или представительства иностранного юрлица